Отечественное кино не балует нас качественным хоррором. Из громких новинок вспоминаются разве что «Пиковая дама» Святослава Подгаевского и «Три» Павла Хвалеева. Сценарист и режиссёр Тихон Корнев бросил вызов русскому хоррору — остросюжетные «Диггеры» выходят на экраны 11 августа. Тихон рассказал нам об особенностях съёмок в подземке, дал пару мудрых советов начинающим режиссёрам и признался в своих самых глубинных страхах.

Как вы открыли для себя мир кино? Почему решили писать сценарии?

Своей любовью к кинематографу я обязан линчевскому сериалу «Твин Пикс». После школы я твёрдо решил связать свою жизнь с кино и поступил во ВГИК на сценарный факультет. По окончании университета начал работать по специальности, но, как и в 17 лет, моей настоящей страстью оставалась режиссура. Спустя почти 10 лет Георгий Малков доверил мне как режиссёру новеллу по моему же сценарию в альманахе «Мамы» (2012). Позже при поддержке продюсерского центра «Горад» получилось снять собственный полный метр.

Поговорим о «Диггерах». Почему вы решили взяться за хоррор, не слишком востребованный в России жанр?

Я бы с вами поспорил. Интерес к хоррору в России был всегда, пусть и потенциальная аудитория не такая гигантская, как у комедии. Но хоррор пользуется спросом в мире. Если сравнивать комедию и хоррор, то последний снимать всё-таки интереснее – характеры и мотивы персонажей отчетливее раскрываются именно в стрессовых ситуациях. Это интереснее для режиссёра и актёров.

NX5A5947

«Характеры и мотивы персонажей отчетливее раскрываются в стрессовых ситуациях»

Съемки проходили не только в павильонах, но и в питерском метро. В чем особенности работы в ограниченном пространстве? Какая сцена далась сложнее всего?

С технической точки зрения метро — очень сложный объект. Нам приходилось проводить съёмки ночью, во время профилактических работ. Качественные съёмки – дело обстоятельное, а тут предстояло работать максимально быстро и оперативно. Само метро – локация небезопасная, контактный рельс находится под очень высоким напряжением и может буквально зажарить человека.

В одной из сцен актёры должны были спрыгнуть на рельсы с останавливающегося поезда, что оказалось невозможно технически. Метрополитен поставил категорическое условие: либо снимать движущийся поезд, с которого нельзя сойти, либо бегущих по тоннелю людей — тогда, разумеется, ни о каком поезде не может идти речи. Пришлось дробить съёмки на два дня и монтировать каждое движение из двух смен.

Коллегам-сценаристам скажу: если есть возможность без ущерба для сюжета не снимать в метро, лучше переносить съёмки в любой другой транспорт – автобус, самолёт, пароход или электричку. Но метро — это, конечно, потрясающая фактура. Трудно представить, какое ещё место на планете Земля может дать больше впечатлений, чем ночная подземка. Это для меня стало одним из самых экзотических опытов в жизни.

Интересно, что в метро постоянно стоит непрекращающийся низкий гул, который сам по себе довольно гнетущий. Мы сразу приспособили эту находку как дополнительный звуковой эффект, чтобы нагнетать больше жути в особо напряжённых моментах.

NX5A6122

«Метро — это потрясающая фактура»

Приятно видеть среди актёров много непримелькавшихся лиц: персонажи смотрятся более естественно. Как проходили кастинги?

Несмотря на образцовую и очень профессиональную игру, известные актёры прекращают быть персонажами, превращаясь в медийных персон. Зрители перестают отождествлять их образы с собой вне зависимости от роли. Кроме того, медийных актёров нужно выращивать, иначе получается некая усечённая колода, постоянно тасуемая режиссёрами. А ведь российская актёрская среда богата на таланты.

У меня остались очень теплые воспоминания о кастингах: я сценарист, сижу дома и пишу сценарии, а тут я вылез из берлоги и был «вынужден» общаться с огромным количеством одарённых людей. Временами было жаль, что на роль можно взять только одного актёра.

На момент публикации интервью фильм уже выйдет в прокат. Так что позволю себе небольшие спойлеры: как создавался костюм главного злодея? Что вдохновило на создание его образа?

В Питере есть замечательный художник пластического грима Денис Райков, он вызвался сделать костюм монстра в стиле Гильермо Дель Торо. Прообразом стали необычные животные и глубоководные полупрозрачные рыбы.

По окончании работ с костюмом нужно было найти подходящего актёра, атлетически сложенного двухметрового худющего человека. И тут я увидел на кастинге гениального актёра Семёна Шигина. В Голливуде есть актёры, специализирующиеся на работе в пластическом гриме, они представляют, что это, готовятся и тренируются специально для этого. Но ни мы, ни Сеня не вполне осознавали, что ему на самом деле предстоит. Это был сущий ад: грим накладывают на актера четыре часа, всё это время тело лишено возможности дышать, повышается температура, в маске почти ничего не видно и не слышно, все чувства притуплены. Почти полная сенсорная депривация, жара, пот. Больше нескольких часов в таком состоянии находиться просто невозможно.

Сеня признался, что испытал неповторимый эзотерический опыт: чтобы пережить это состояние, он медитировал, уходя куда-то внутрь себя. В особо тяжёлые смены на площадке дежурил врач на случай, если ему станет плохо. Сеня – абсолютный герой! А создатель монстра, Денис Райков, сдружился с Сеней и гордился и им, и монстром как своим детищем.

0020

«Российская актёрская среда богата на таланты»

После просмотра фильма остались открытые вопросы и место для гипотез. Планируете ли вы приквел или сиквел?

Мысли по продолжению, конечно, есть. По секрету: вы, например, не знаете, что было в чемоданчике у китайца, а вполне возможно, что в сиквеле вы получите ответы. Идея приквела тоже очень заманчива: снять Сеню не в образе монстра было бы прекрасно. В любом случае, это покажет прокатная судьба фильма.

Как вы относитесь к идее снимать серии фильмов — как, например, «Кошмар на улице вязов» или «Пила»?

В случае абсолютно нового проекта приходится вырабатывать лояльность аудитории с нуля. Это сложнее, чем снимать продолжение заезженного сюжета, что объясняет столь большое число сиквелов. Обычно интереснее пойти тернистым путем и взяться за что-то новое и уникальное. Но для молодого режиссёра, снимающего «Пилу 88», такой фильм может быть шансом поделиться своим видением поднадоевшей темы.

Я, например, люблю 1-ю, 2-ю и 5-ю части «Восставшего из ада». Казалось бы, как в список попала 5-я часть? Оказывается, это режиссерский дебют Скотта Дерриксона, который сумел вдохнуть душу в умирающую франшизу. Поэтому снять что-то замыленное – это творческий вызов, который всегда конструктивен.

Московская подземка славится мистическими историями. Запомнилась ли вам какая-нибудь особенно сильно?

При подготовке к съёмкам мы прошерстили почти все легенды: подземные города, поезда-призраки, истории о чёрном машинисте… Последнее отчасти оказалось правдой: на Серпуховско-Тимирязевской линии действительно работает темнокожий машинист! (Смеется.) Мне наиболее интересна легенда о старожилах-альбиносах, поселившихся в тоннелях метрополитена после падения СССР. Возможно, и сейчас они бродят где-то под землей, взирая на проезжающие поезда глазами, затянутыми белёсой пеленой.

NX5A5894

«На Серпуховско-Тимирязевской линии действительно работает чёрный машинист!»

Как вы относитесь к мистике и всему потустороннему?

В некотором смысле наш мир очень простой, предсказуемый и скучный. А когда люди начинают разукрашивать реальность легендами, несуществующими животными, духами, это вызывает теплоту и искреннее уважение.

Раз мы беседуем об ужасах, есть ли у вас сокровенные страхи?

В детстве меня пугали пятна на ковре рядом с моей кроватью. Однажды в голове возник образ черепа со светящимися, как фары, глазами. Какое-то время он мне казался вполне реальным. Сейчас фобии сменились банальными страхами за близких. Бывает, проявляются ранее неизвестные страхи, и, если это случается, я отношусь к этому с энтузиазмом: ух ты, у меня, оказывается, есть некий иррациональный страх, все-таки я не такой скучный, как кажусь сам себе.

А чем можно напугать отечественного зрителя?

В хоррорах хорошо видно культуру и менталитет народа. Ну вот американские и японские ужастики. Японцы живут в клаустрофобичных квартирах-пеналах, в перенаселенных городах и очень закрыты, что сильно чувствуется в «Звонке» и других азиатских хоррорах. У американцев с их большими порциями, широкими дорогами и приветливым населением маньяки совсем другие – этакие разухабистые дядьки с бензопилами и широкой американской душой. Хорроры — отражение национальной души страны. Поймать русский менталитет и воплотить его в хорроре – это сверхзадача, которая стоит перед моими коллегами.

0054

«Хорроры — отражение национальной души страны»

В каких жанрах вы бы ещё хотели поработать?

И как сценаристу, и как режиссёру мне интересны все жанры, в том числе фантастика и мистический хоррор. Иногда идеи, приходящие со стороны, кажутся дурацкими, невнятными, но вместо того, чтобы отказываться от них, я ставлю себе challenge. Смогу ли я справиться хорошо? Окей, challenge accepted, попробую это сделать. Постепенно к идее прикипаешь, и в самом деле получается нечто стоящее.

Ещё одно тайное желание – я очень хочу делать компьютерные игры. Это потрясающе – создавать огромный мир, предусматривать асимметричные исходы поступков героев. Так что, если это интервью читают геймдизайнеры и девелоперы, прошу, возьмите меня в свою команду, я с готовностью отдам на это несколько лет жизни!

Напоследок: что бы вы порекомендовали молодым режиссёрам, которые хотят снимать кино, но не знают, с чего начать?

Нужно посмотреть минимум тысячу фильмов. Этого в принципе достаточно. Лучше две или три. И ещё пересмотреть несколько фильмов несколько десятков раз. В эпоху видеокассет, когда я поступал во ВГИК, моя видеоколлекция была ограничена, и я пересматривал фильмы снова и снова.

Нужно разбирать фильм как конструктор – каждый раз обнаруживаются новые детали, незаметные при первом просмотре. А ещё сначала стоит попробовать поснимать короткометражки, чтобы почувствовать, сколько планов нужно для каждой сцены.

Кроме того, не рекомендую приглашать в фильм родственников и друзей, которые часто не воспринимают тебя серьёзно, из-за чего работать становится сложнее. Когда я только начинал свой путь, то стал снимать полный метр, хотя и состоящий из 12 короткометражек, с кучей близких людей, что аукнулось мне излишними трудностями.

Последний совет – пересмотрите любимые фильмы с выключенным звуком. Это позволяет увидеть картинку в чистом виде и не отвлекаться на диалоги.

 

Досье

Тихон КорневТихон Корнев родился в 1981 году в России. Окончив сценарный факультет ВГИКа, он написал с десяток сценариев к отечественным фильмам, среди которых — «Я буду рядом», взявший гран-при Кинотавра, и «Экипаж» (2016). В альманахе «Мамы» (2012) Тихон также выступил в роли режиссера. «Диггеры» (2016) стали его первой полнометражкой. При этом он продолжает работать сценаристом — в этом году на экраны выйдут мистический триллер «Вурдалаки» и многосерийный фильм «Гоголь», основанные на его сценариях.

comments powered by HyperComments
Дарья Буданова
Душа финансиста-журналиста, заблудшая в фэнтезийных мирах.

А ещё у нас есть