Посмотрев финал четвёртого сезона «Шерлока», фэндом раскололся надвое. Судя по реакции критиков и отзывам в интернете, большинство зрителей в ярости. Сериал, начинавшийся как самый умный и необычный современный детектив, закончился банальной мелодрамой, угробил характеры персонажей, а главное — совершил преступление, для детектива вдвойне непростительное. Шерлок Холмс поглупел. Что же случилось?

...и шапка у тебя дурацкая!

Четвёртый сезон — это слив?

На самом деле нет. Если не полагаться на память, а честно сесть и пересмотреть первые сезоны «Шерлока», то легко заметить: все проблемы, которые мы увидели в финале, преследовали сериал с самого начала.

Неправдоподобные истории и штампы из дурацких боевиков? Добро пожаловать в историю китайского цирка из первого сезона. Куча бессмысленных дел, которые надо раскрыть за пару минут экранного времени? С такой же «игры» начинал Мориарти. Шерлока выставляют клоуном? Вспомните сцену в Букингемском дворце. Слишком много фансервиса и семейных драм? Едва ли не весь третий сезон прыгал вокруг фанатов на цыпочках.

Мечта фанфикеров, кошмар шерлокоманов

Выходит, «Шерлока» любят не за идеальность, а вопреки всем минусам. Прежде всего — за то, что Моффат с командой взяли за правило каждый раз идти на шаг дальше.

Переносим действие в современность? Отлично, не забудем про блоги и твиттер. «Собаку Баскервилей» знает, простите, каждая собака? Вот пусть и будет «городской легендой» — а Холмс вместо этого займётся секретами местной военной базы. Дотошным читателям известна вся подноготная персонажей? Тогда шантажист окажется мнемоником, брат Гарри — сестрой Хэрриет, а у Мэри и миссис Хадсон появится невероятная предыстория.

Проблема в том, что каждый «шаг дальше» может оказаться шагом к гротеску. Ломать устои жанра — это всегда риск: может оказаться, что законы были придуманы не просто так. Тут сценариста может спасти только вкус и чувство меры — а Моффата, увы, часто заносит на поворотах, когда он поддаётся соблазну лихо закрутить сюжет. Так и получаются балансирующие на грани правдоподобия китайские циркачи и международные спецназовцы.

Сериал пытается прослыть феминистским, но и тут есть «девицы в беде»

Что же в этом сезоне хорошего?

Сразу оговоримся: четвёртый сезон такой же неровный, как и все предыдущие. Вторая серия по всем меркам удалась на славу: в ней есть и яркий злодей, и психологический поединок в лучших традициях первого сезона, и бенефис миссис Хадсон, и неожиданный финал. Критики чаще обрушиваются на первую и третью серии, которые, в общем-то, и определили «облик» сезона. Но и в них можно найти сильные стороны.

Авторов стоит поблагодарить уже за то, что они не стали скупиться на ответы. Из долгоиграющих загадок — о выжившем Мориарти, о собаке Шерлока, о третьем брате Холмсов и «восточном ветре» — при желании можно было выжать ещё пару-тройку сезонов. Моффат же не только удержался от этого соблазна, но и лихо закрутил все сюжетные линии в один клубок и разом разрубил этот Гордиев узел.

Загадочный Рыжебородый из воспоминаний уже несколько сезонов не давал зрителям покоя

Но «Шерлок», как и все хорошие сериалы, держится в первую очередь на персонажах. И развитие характеров — это, пожалуй, самая сильная сторона четвёртого сезона. Уже в ранних сериях было видно, что изрядная часть причуд Шерлока — это маска. Отчасти он действительно социопат, а отчасти лишь прячет свои эмоции, в том числе и от себя.

В четвёртом сезоне он взрослеет: учится ответственности за близких, мирится с Джоном и с братом и даже перестаёт сопротивляться своему публичному образу, надев «чёртову шляпу». Похожую эволюцию проходит и Ватсон: в третьей серии он уже не переживает, что его жизнь неразрывно связана с Холмсами, а старается в ней обустроиться.

Финал сезона установил «статус-кво»: теперь и только теперь перед нами тот самый Холмс, которого мы знали по рассказам Конана Дойла. Два друга, мирно живущие на Бейкер-стрит, с удовольствием и едва ли не шутя расследуют десятки загадочных дел. На этом сериал можно и заканчивать: драматургия не может жить без драмы, а очередные ссоры и переживания обесценят четвёртый сезон.

Впрочем, создатели ещё могут выкрутиться. Если пятый сезон пройдёт в дружелюбной и приключенческой атмосфере, а под конец великий сыщик решит уйти в отставку и заняться пчеловодством, поклонники останутся довольны.

Бейкер-стрит неприкосновенна: даже смайлик должен остаться на месте

Почему же тогда все так злятся?

Если вы читаете этот отзыв, не посмотрев сезон (вам что, не дороги жизнь и рассудок?), может сложиться впечатление, что авторы всё сделали правильно. Загадки разгадали, персонажей развили, стиль сохранили — чего еще желать?

Проблема не в том, что сделали с «Шерлоком», а в том, как. Помните про чувство меры? Как раз оно Моффату и изменило. Прежде всего, сериал словно забыл о собственном жанре. Первую серию не отличить от бондианы. Здесь и драки врукопашную, и погоня по экзотическим городам всего мира, и драма с поиском предателя в самых верхах правительства… Злодей должен в конце произнести хвастливый монолог, а пулю можно остановить в полёте, закрыв собой друга. В кино бывает и не такое, это вписывается в законы жанра… но не того. Что позволено Джейсону Борну, не позволено Шерлоку Холмсу.

Сила искусства: сейчас любая фотография штаба MI-6 воспринимается как кадр из бондианы

Финальная серия попадает в ту же ловушку. Герои недаром вспоминают о «Молчании ягнят»: они попали в психологический триллер. При просмотре на ум приходят «Пила», «Остров проклятых», а то и что-нибудь из Нолана… Серия даже честно обо всём предупреждает: недаром она начинается с шаблонной «маленькой девочки в тёмном доме». Вот только сверхгениальные маньяки с тяжёлым детством и моральные дилеммы о слезинке ребёнка в «Шерлоке» так же неуместны, как и сверхзвуковые прыжки под пулями.

Многие ругают за «наркоманство» уже вторую серию — но сцены, в которых сыщик пытается отличить вымысел от реальности, появлялись ещё в «Собаке Баскервилей», да и рациональное объяснение им находится. А вот затёртый до дыр ход с подавленными воспоминаниями — это уже не загадка для зрителей, а откровенный подлог.

Что же остаётся от исходного жанра — детектива? Зрителям начинает казаться, что история поглупела и полагается больше на фокусы и эмоции, чем на разум. На самом же деле Шерлок по-прежнему бодро выдаёт извилистые умозаключения, и даже финальная загадка строится на хитром шифре. Нет, он не поглупел: по задумке авторов, эмоции должны были обогатить этого персонажа, а не отнять у него способность трезво мыслить.

В такие моменты Холмс великолепен

Случилось нечто более страшное: поумнел зритель. Зная, что Моффат делает один и ровно один шаг за рамки, мы попросту уже привыкли к его образу мысли. Если связь во время разговора по скайпу прервалась — значит, абонент не в Тибете. Если Мориарти не показали в одном кадре с героями — значит, это флэшбек. Если Баскервиль может оказаться топонимом, а собака аббревиатурой — значит, тюрьма Шерринфорд уже никого не удивит. В таких условиях у авторов два выхода: либо смириться с предсказуемостью, либо сделать ещё один шаг.

Это Моффата и сгубило. После Мориарти, Ирэн Адлер и Магнуссена единственный способ превзойти Шерлока — быть ещё умнее, а сверхчеловеческого гения трудно сделать правдоподобным. Чтобы обойти сыщика в игре, надо вдобавок перейти в другую плоскость и надавить на эмоции — то есть уйти от жанра. Хуже того: эмоции нужны авторам, чтобы — новая ловушка! — соблюсти законы драматургии и обеспечить развитие характеров.

И вот уже Холмс забывает, как бесстрастно проходил точно такую же эстафету с Мориарти, и ведёт себя как Брюс Уэйн перед Джокером… а поумневший зритель вспоминает, сколько раз он уже видел такой сюжет, и перечисляет десяток способов, которыми гениальный Шерлок мог бы выпутаться из «финальной проблемы».

Потому что у неё велосипеда не было

Иными словами, четвёртый сезон не хорош и не плох — он неизбежен. Чтобы сериал оставался единым целым, Моффат должен был развить характеры и дать ответы на все загадки, — и лучшим решением было ввести нового персонажа, завязанного и на Мориарти, и на прошлое Холмса. Злодея уровнем выше, ломающего рамки жанра, гениального до неправдоподобия. Такого, как Эвр, да и весь сезон — местами забавного и интригующего, местами нелепого и скучного.

Обсудить сериал на форуме

Если вы нашли опечатку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Статьи

Сериалы

Сериал «Чужой: Земля»: первые впечатления. Ксеноморф на свободном выгуле

Сериалы

«Песочный человек», 2-й сезон: книга хуже?!
Хроника кризиса среднего возраста

Сериалы

«Очи Ваканды»: Очи чёрные, очи жгучие
Как минимум это красиво, как максимум — увлекательно.

Сериалы

«Уэнсдей», 2-й сезон: первые впечатления. Мрачно, стильно, интересно!
Тим Бёртон в отличной форме.

Сериалы

Лучшие сериалы 2025 года: первое полугодие. Фантастика, фэнтези и не только
Это ещё не итоги — но кое-что уже можно советовать.

Сериалы

Что там у «Рика и Морти» в 8-м сезоне? Риковое поле экспериментов
Семья Санчесов подвинула Рика, а сам он как будто прошёл психотерапию.

Сериалы

«Уэнсдей» vs «Леденящие душу приключения Сабрины»: какой сериал лучше?
Эпическая битва мистических девушек

Сериалы

Какие сериалы смотреть в августе 2025? Американская готика, шотландские попаданцы, русские чудеса
А также Чужие против андроидов и корейские ангелы в полосочку.

Сериалы

«Левиафан»: неправильное аниме по самому анимешному стимпанку
Почему самая точная экранизация книги про летающих китов вряд ли станет хитом.

Сериалы

Как «Лазарь» Синъитиро Ватанабэ отражает эмоциональную боль нашей эпохи
Аниме меняется вместе с миром, и «Лазарь» — яркий тому пример.
Показать ещё