Новый год и Рождество — праздники не то чтобы фантастические, но, безусловно, волшебные. Мы привыкли считать, что в эти дни происходят чудеса и сбываются желания. Никакой фантастики — просто так должно быть. Это единственная ночь в году, когда в чудеса верят даже скептики и атеисты. И ещё большой вопрос, кто кому подарил больше волшебства: Рождество Новому году или наоборот.

Так когда же Новый год?

Оказывается, Новый год — самый древний праздник мира. При раскопках у древнеегипетских пирамид обнаружили сосуд, изготовленный в III тысячелетии до нашей эры, с надписью: «Начало нового года». Ещё раньше египтян его начали праздновать в Месопотамии. Идея отмечать начало календарного года, как и сама идея «годового круга», не случайно возникла в земледельческих культурах: сеять и собирать урожай нужно строго в определённые дни года. Начало земледельческих работ считалось и началом нового цикла.

И уже в древности этот праздник приобрёл мистический смысл. В Междуречье, например, празднование Нового года длилось двенадцать дней в марте и посвящалось победе бога Мардука над силами подземного царства. Если верить клинописным табличкам, именно шумеры изобрели новогодние каникулы. В эти священные дни работать было нельзя, люди наслаждались безудержной свободой, пиршествами и развлечениями.

Древнеегипетский календарь.

Древнеегипетский календарь.

В Египте, где сельскохозяйственный год начинался летом, с разливом Нила и восходом звезды Сириус, в эти дни отправляли по реке лодку со статуей бога солнца Амона-Ра, который считался победителем сил тьмы из подземного царства. Бог словно спускался с неба, чтобы на несколько дней превратить земной Нил в небесный.

В древнем Вавилоне, наследнике шумерской цивилизации, жители каждый год как бы начинали жизнь заново: царь со свитой ненадолго покидал город, а затем торжественно возвращался под приветственные крики напраздновавшегося народа.

Говоря «март» или «сентябрь», мы имеем в виду время года, соответствующее им в нашем календаре. Названия этих месяцев, как и традиция праздновать Новый год среди зимы (необычная для древних народов — ведь ничего связанного с земледелием в это время не происходит), появилась в Древнем Риме стараниями Юлия Цезаря в 46 году до нашей эры. В календаре, который назвали юлианским, каждый месяц был посвящён одному из богов.

Январь, первый месяц года, был собственностью загадочного Януса — покровителя входов и выходов, прошлого и будущего, предсказаний, магии и тайных знаний. Его изображали с двумя лицами — старым и молодым. Именно с Янусом связана символика Нового года как безвременья между прошлым и будущим, наподобие самайнской «ночи перехода».

Герои мультфильма «Кошмар перед Рождеством» были не так уж неправы. Хэллоуин для кельтов был ещё и новым годом.

Герои мультфильма «Кошмар перед Рождеством» были не так уж неправы, «похитив» Рождество. Хэллоуин для кельтов был ещё и новым годом.

Римляне творили магию наступающего года, желая друг другу добра. Считалось, что в эту ночь слова по воле Януса обретают волшебную силу. Обычай дарить новогодние подарки тоже придумали римляне — правда, их принимали только патриции от подчинённых, а императоры — от патрициев. Калигула, например, скрупулёзно записывал, кто ему что преподнёс, дабы воздать по заслугам.

Римская традиция праздновать Новый год зимой так прижилась в Европе, что её не стал отменять и папа Григорий XIII, реформировавший календарь. Но в России ещё в конце XVII века наступление «новолетия» отмечали по византийскому календарю, 1 сентября. Зимний Новый год ввёл Пётр I вместе с другими европейскими обычаями. Прежде год на Руси отсчитывали то с 1 марта, то вообще с Пасхи, у которой каждый год новая дата.

Крампус, «злой двойник» Санта-Клауса, имеет много общего с Паном и с Дикой Охотой. Тут он в представлении Джеральда Брома.

Крампус, «злой двойник» Санта-Клауса, имеет много общего с Паном и с Дикой Охотой. Тут он в представлении Джеральда Брома.

Древние греки отмечали новый год в день летнего равноденствия и посвящали его богу вина и веселья Дионису (вот благодаря кому мы пьём в новогоднюю ночь шампанское!), кельты — в ночь Самайна (1 ноября), современные ортодоксальные евреи празднуют плавающую дату Рош-а-Шана (сентябрь-октябрь). Китайский новый год начинается в конце января или начале февраля по лунному календарю, зороастрийский — в день весеннего равноденствия (21 марта). А новый год по мусульманскому календарю может наступить осенью либо в начале зимы. В общем, 1 января — действительно самая нелогичная дата для этого праздника, сила которой — только в многолетней традиции.

Из-за введения в 1919 году григорианского календаря, отличающегося от юлианского на четырнадцать дней, у нас появился диковинный праздник, которого нет ни в одной стране мира, — Старый Новый год (14 января). А между ними спряталось Рождество — день (точнее, ночь), обычаи которого так похожи на новогодние, что трудно понять, кто у кого что позаимствовал.

Рождество или Йоль?

В первые века христианства никто не знал даты рождения Христа, ведь в еврейской культуре вообще не принято праздновать дни рождения. Главным праздником ранних христиан было Богоявление (6 января), объединяющее по смыслу Рождество и Крещение. Утверждение, что Иисус родился 25 декабря по юлианскому календарю, впервые встречается в 221 году нашей эры, в летописи христианского историка Секста Юлия Африкана. Позже эта дата появляется в римском альманахе середины VI века — от римлян с их привычкой к зимнему Новому году этого и следовало ожидать.

Многие историки утверждают, что Христос не мог родиться зимой. Скорее, это произошло летом или ранней осенью. Евангелие гласит, что в ночь его рождения пастухи находились на пастбище, а декабрь в Иудее холодный и дождливый — не лучшее время для выпаса. Но в Талмуде, священной книге евреев, есть упоминание, что стада, предназначенные для храмовых жертв, пасли и зимой. В любом случае это было не «Белое Рождество» — снег в тех краях выпадает редко.

Обычай подарков на Рождество восходит к преданию о волхвах — мудрецах из дальних стран, которые преподнесли дары младенцу Иисусу. Что до прочих обычаев, они по большей части заимствованы у почти забытого ныне языческого праздника. Если Хэллоуин, бывший Самайн, в мире любят и шумно отмечают, то Йоль (Йуль), день зимнего солнцестояния, таким почётом не пользуется именно оттого, что его традиции перешли к Рождеству.

Поклонение волхвов. Византийская мозаика 7 века.

Йоль отмечали древние германцы в самую длинную ночь года, радуясь, что Колесо Года сделало новый поворот и теперь день будет понемногу прибавляться. Скандинавы посвящали этот праздник Одину. Одна из норвежских саг описывает пышное йольское пиршество, первый тост на котором непременно поднимался за короля — наместника Одина на Земле. Другой бог, которого чествовали в этот праздник, — Фрейр, «ответственный» за плодородие. Его священным животным был дикий кабан, которого на Йоль приносили в жертву, а затем произносили над его головой клятвы, считавшиеся нерушимыми.

Двенадцать ночей после Йоля посвящали духам предков. Ещё их считали ночами, когда буйствует Дикая Охота, и «ночами матерей» — мудрых женщин, в некоторых культах представляющих Триединую Богиню. Именно предкам посвящалось йольское древо, которое украшали лакомствами — жертвой для духов. Кстати, в древности оно обязательно должно было быть живым — празднующие шли в лес и наряжали ёлку или другое дерево прямо там. Хвойное дерево, превратившееся в рождественскую и новогоднюю ёлку, символизировало вечную жизнь и возрождение природы после зимы. Этой же цели служили ветви падуба, плющ и омела, которыми украшали дома, — на Западе они и сейчас считаются символами Рождества.

Фрейр на своём ездовом кабане, который даже не догадывается, что станет рождественским окороком.

Из мифологии идёт и традиция, что если на Рождество холостые парень и девушка окажутся вместе под омелой, они должны поцеловаться. У скандинавов омела считалась священным растением Фрейи, богини любви. Именно из омелы была сделана стрела, ранившая прекрасного бога Бальдра: когда его мать Фригг брала клятву у всех животных и растений, что они не причинят вреда её сыну, омелу она почему-то пропустила. После того как рана Бальдра была исцелена, омелу отдали во власть богини любви, чтобы отныне она служила жизни, а не смерти. Таким образом, поцелуи под омелой — это ритуал, способ почтить древнюю богиню и саму любовь.

Ещё один праздничный ритуал — сожжение «йольского полена», которое нужно найти в течение двенадцати часов до полуночи на земле хозяина дома, в крайнем случае — получить в подарок. Лучше всего, если оно будет из ясеня — это дерево у скандинавов символизировало мировое древо Иггдрасиль. Полено обсыпали мукой, обрызгивали сидром (традиционный йольский напиток) и клали в камин, где оно должно было гореть всю ночь, а затем дотлевать двенадцать дней и ночей «йольских каникул». Во многих странах этот обычай сменился приготовлением лакомства «рождественское полено» — рулета, которому придают вид полена и подают к праздничному столу.

Два йольских полена, съедобное и несъедобное.

Йольскую ночь отмечали весело, с застольями и песнями, причём пели дети, разгуливая от дома к дому и собирая подарки — яблоки и сладости. Этот обычай превратился в пение колядок или рождественских гимнов. Разве что ряженые стали носить с собой «вифлеемскую звезду». Эта же звезда начала украшать верхушку ёлки. Когда в СССР после долгих лет забвения ёлки как «буржуазной» традиции решили всё-таки её вернуть, звезду на вершине оставили, только сделали красной и пятиконечной.

Чем больше население германских стран христианизировалось, тем реже Йоль упоминался в качестве отдельного праздника. Слово Yule в современной Шотландии означает просто «Рождество». А шекспировская комедия «Двенадцатая ночь» получила своё название потому, что была написана для праздника в честь заключительной, двенадцатой ночи Йоля, во времена драматурга ставшей «двенадцатой ночью после Рождества».

Тёмное время года, на которое приходится Йоль, было раздольем для нечисти. С этим связаны традиции приносить жертву силам, символизирующим холод, тьму и смерть. Не от любви к ним, а в попытке их задобрить, чтобы прошли стороной. Отголоски славянского культа Зимы фольклористы обнаруживают в сказке «Морозко». Возможно,  в ней описан обряд человеческого жертвоприношения страшному Морозу. Жертвами становились девушки, и этот жуткий обряд считался символическим браком бога и человека. В сказке и поставленном по ней фильме Александра Роу священный брак превратился в удочерение Морозом кроткой девушки, которая своей скромностью смогла его задобрить и получить за это награду.

Внучка Снегурочка (интересно, кто её родители?) появилась у Деда Мороза уже в Советском Союзе, когда в 1930-е годы была создана новая новогодняя мифология взамен «мракобесной» рождественской.

Morozko[1]

Теперь сказка уже не кажется детской, верно?

Новогодние традиции

Большинство новогодних традиций существует для того, чтобы привести в действие магию обновления: всё плохое должно остаться в старом году, а всё хорошее — приумножиться в новом. Достигают этого разными символическими действиями.

  • В Италии в новогоднюю ночь принято очищать дом от старой рухляди, зачастую просто выбрасывая её из окон. Так что, если будете встречать праздник где-нибудь в Милане или Неаполе, постарайтесь не ходить под окнами — от греха подальше.
  • Если вас занесёт на солнечную Кубу, будьте не менее осторожны. Кубинцы в новогоднюю полночь наполняют все имеющиеся в доме сосуды водой и выливают её из окон, чтобы «вымыть дорогу» для нового года.
  • А в Бирме и вовсе обливают друг друга водой при встрече — это ритуальное пожелание счастья. Благо в тропиках жарко круглый год.
  • В Японии же празднуют шумно, но безопасно: колокола в храмах в новогоднюю ночь звонят сто восемь раз, символизируя избавление от всех возможных пороков.

***

Лучший Новый год — тот, который мы встретим ровно так, как сами захотим, и с теми людьми, которых сами выберем. «Мир фантастики» надеется, что ваши новогодне-рождественские каникулы пройдут именно так!

comments powered by HyperComments

А ещё у нас есть