Когда я опубликовал статью «Почему я боюсь за «Варкрафт», я был готов к тому, что фильм опровергнет мои опасения. Даже заготовил на этот случай картинку с Торином и фразой «Я никогда так не ошибался».

Нет, я не ошибался. Чуда не произошло, почти все перечисленные недостатки в фильме есть. Но важно то, что они картину не убивают. «Варкрафт» — не лучший фильм года и не шедевр, который перевернёт жанр кинофэнтези. Это просто крепкий фэнтези-блокбастер, которому есть чем искупить свои минусы.

Warcraft
Жанр: эпическое фэнтези
Режиссёр: Дункан Джонс
В ролях: Тревис Фиммел, Тоби Кеббелл, Бен Шнецер, Пола Паттон
Премьера в России: 26 мая 2016 года
Возрастной рейтинг: 12+

Итак, мир орков Дренор умирает. Чтобы спастись, они должны переселиться в мир людей Азерот. Шаман Гул’дан открывает портал, и авангард Орды вторгается на человеческие земли. Портал работает на Скверне — чёрной (вернее, зелёной) магии, высасывающей жизнь из живых существ, и, чтобы поддерживать связь с Дренором, Гул’дану нужны жертвы. Орки набегают на людские селения за пленниками, люди под началом короля Ллейна и рыцаря Андуина Лотара собирают армии, а молодой маг Кадгар ищет совета у опытного — Медива.

Фильм основан на первой части Warcraft и мог оказаться простой историей войны орков и людей. Но нет, в ней будут и предательства, и внутренние конфликты для каждой из сторон, и пара неожиданных, хоть и не очень логичных сюжетных поворотов. Благородные вожди одного из орочьих кланов Дуротан и Оргрим сомневаются в правоте Гул’дана. Люди подозревают, что среди них есть предатель. А меж двух огней мечется Гарона — женщина-полуорк, которая никак не может выбрать сторону. И всё это в первом фильме не закончится — финал явно намекает, что создатели рассчитывают на сиквел.

Гул’дан уж на что пугало, но орки и его заставляют соблюдать традиции чести. Правда, из-за этого непонятно, правит он орками или нет

Гул’дан уж на что пугало, но орки и его заставляют соблюдать традиции чести. Правда, из-за этого непонятно, правит он орками или нет

Много лет назад, когда о фильме ещё и речи не шло, фанаты Warcraft воображали экранизацию в духе роликов-заставок из игр. И, похоже, режиссёр Дункан Джонс был одним из таких фанатов. Мир Азерота воссоздан с помощью компьютерной графики очень детально и красочно, но при этом похож именно на ролик из игры. При всём уважении к труду художников, компьютерные декорации и пейзажи мы видали и получше. Графика в «Варкрафте» не пытается убедить нас в реальности происходящего. Сразу видно, какие сцены сняты на фоне зелёного экрана, — а их тут большинство.

В мир киношного Азерота трудно погрузиться, в отличие от того же Средиземья. Но его невозможно не узнать. Атмосфера Warcraft передана не тоннами графики, а мелкими деталями, отсылками к оригиналу, греющими сердце любого фаната. Вот в реке мелькнул мурлок, а вот в башне Медива ждёт голем. Вот узнаваемая таверна «Гордость льва». Вот фирменное превращение противника в овцу. А уж когда орк Чернорук произносит: «Моя жизнь принадлежит Орде!» тем самым голосом, с той самой интонацией, что бугай в русской озвучке Warcraft III, — на этом месте должно растаять сердце любого, кто проводил ночи за этой игрой.

Джонс любит показывать земли Азерота с высоты. В такие моменты кажется, что вот-вот появится курсор игрока и обведёт кого-нибудь

Джонс любит показывать земли Азерота с высоты. В такие моменты кажется, что вот-вот появится курсор игрока и обведёт кого-нибудь

Орки, что бы ни говорил в интервью Дункан Джонс, не равноправны с людьми — за исключением Дуротана и его клана, они тут всё-таки зло. Но это враги благородные, храбрые, помешанные на чести и имеющие реальные причины для войны. Готовые выйти на честный поединок с героем и получить от него по морде. Да и просто роскошно выглядящие — с этими их клыками, косичками, варварскими украшениями и огромными лапами, на которых пальцы толщиной с человеческую руку. Они получились даже реалистичнее, чем на’ви из «Аватара». Видно, что все силы мастеров по спецэффектам были брошены не на декорации и пейзажи, а именно на орков, сыгранных актёрами через захват движения.

Орки в «Варкрафте» гораздо ярче и интереснее людей. У этих компьютерных тварей даже актёрская игра лучше. Невозможно не полюбить Дуротана, благородного воина и добродушного папашу, его жену Дреку, готовую всех порвать за своё дитя, и неожиданно умного и рассудительного громилу Оргрима. Даже фанатик Чернорук, жестокий, но честный, вызывает симпатию. В этом фильме хочется болеть за орков не потому, что они правы, а потому, что они гораздо эмоциональнее и харизматичнее. Они крутые.

Вот эти две оливковые морды — лучшие актёрские работы фильма, его самые живые и приятные персонажи. Серьёзно

Вот эти две оливковые морды — лучшие актёрские работы фильма, его самые живые и приятные персонажи. Серьёзно

А люди и вообще живые актёры в этом царстве графики и зелёного экрана выглядят чужими. Картонный благородный король Ллейн, чей внезапный поступок сделал ещё более странным финал картины, и без того не очень удачный (нет, в оригинале всё было немного не так). Его совсем уж неправдоподобно добрая королева. Шаблонный смешной чародей-недоучка Кадгар и шаблонный загадочный советник-чародей Медив. Никто из них не вызывает подлинного сопереживания. Многие ещё и разговаривают штампами фэнтези-кино.

Из света рождается тьма, а из тьмы льется свет!

Диалоги явно не сильная сторона «Варкрафта».

На общем фоне немного выделяется Тревис Фиммел, играющий Андуина Лотара, — он прекрасен, когда иронично усмехается по любому поводу и подкалывает своих товарищей. Но когда дело доходит до трагической сцены, сливается и он. Наверное, трудно сыграть настоящие эмоции, когда видишь перед собой только зелёный экран.

Магия в «Варкрафте» в основном сводится к скучным синим или зелёным волнам. Но покажут и голема, и превращение в овцу

Магия в «Варкрафте» в основном сводится к скучным синим или зелёным волнам. Но покажут и голема, и превращение в овцу

Пожалуй, идеальным вариантом для «Варкрафта» было бы вовсе убрать живых актёров и сделать компьютерный мультфильм. Так исчезла бы немалая часть недостатков фильма, а все достоинства остались бы на месте. Бережное обращение со вселенной. Детальный и узнаваемый мир. Пафос настоящего мужицкого эпоса о долге и чести. Битвы, в которых, несмотря на «подростковый» рейтинг, создатели не гнушаются пускать кровь. И, конечно, орки. Орки — это хорошо.

Гарона сыграна живой актрисой, и заметно проигрывает в обаянии настоящим, компьютерным оркам — той же Дреке, например

Гарона сыграна живой актрисой и заметно проигрывает в обаянии настоящим, компьютерным оркам — той же Дреке, например

«Варкрафт», безусловно, есть за что ругать, и при желании его можно разгромить. А вот стоит ли? Многие западные критики решили, что да, и сейчас у этого неплохого фильма шокирующе низкие оценки на Rotten Tomatoes. Часть претензий критиков заставляет недоумевать — к примеру, обвинения в излишней серьёзности, хотя тот же Андуин Лотар часто шутит. Да и с каких пор серьёзность — это недостаток?

Кто-то из критиков просто плохо знает вселенную и многого не понял. Дункан Джонс всё-таки пошёл на огромный риск, взявшись снимать историю Warcraft с начала, с вторжения орков, а не с самой известной её части, где фигурируют Артас и компания. В фильме, правда, появляется младенец Тралл, но его пока не называют этим именем, и узнают его только знатоки вселенной.

Младенца так и не назвали Траллом, и это правильно. Какой вождь наречёт сына «раб»?

Младенца так и не назвали Траллом, и это правильно. Какой вождь наречёт сына «раб»?

Многие из претензий к «Варкрафту» справедливы. Но мы считаем, что недостатки не убивают фильм. Да, это не шедевр на все времена, но достойная экранизация игры. Фильм, снятый именно для тех, кто ценит подобное. Для фанатов фэнтези и оригинального Warcraft. Для читателей «Мира фантастики» и «Игромании». Для нас с вами.

Итог: «Варкрафт» не стал вторым «Властелином колец». Он стал первым «Варкрафтом» — не лишённой недостатков, но зрелищной экранизацией игры, передающей её сюжет, мир и атмосферу. В эпоху, когда экраны заполонили супергерои, когда эпическое кинофэнтези еле дышит, а единственная альтернатива — детские сказки вроде «Алисы в Зазеркалье», такие фильмы пропускать нельзя.

Сходите на «Варкрафт». Он далеко не шедевр, но он того стоит.

На что похоже

Джон Картер

JC_DNEG_VFX_16[1]
Как и «Варкрафт», это дорогой, амбициозный, рискованный, непонятный широкой публике проект. Их роднят параллельные миры, маги, обилие графики и необычных тварей. Ну а главное — зеленокожие благородные варвары из другого мира, помешанные на чести и то и дело устраивающие дуэли. Только в «Джоне Картере» они называются тарками. «Варкрафт» повторяет даже один из недостатков «Картера» — разочаровывающе короткую дуэль главного героя с вождём.

Планета обезьян: Революция

maxresdefault[1]

Люди и варварское, но по-своему благородное племя, пытаются выжить в одном мире. Вождь обезьян Цезарь — это во многом тот же Дуротан, только без своего Гул’дана. Правда, «Обезьяны» сняты в основном на натуре и компьютерные там только обезьяны, а в «Варкрафте» нарисовано почти всё, кроме людей.

Властелин колец / Хоббит

640[1]

Самое очевидное сравнение. Волшебный мир, орки, эльфы, гномы, рыцари, пророчества. Андуин Лотар — вылитый Арагорн, а волшебник со странностями Медив — это Гэндальф, Саруман и Теоден в одном лице. Но сравнение, увы, не в пользу «Варкрафта». Две трилогии Питера Джексона задали эталон эпического фэнтези в кино. «Варкрафт» стоит на ступеньку ниже.

Смотрите также

Роб Казински

Актёр Роб Казински об экранизации «Варкрафта»

Человек, сыгравший орка Оргрима, дал нам эксклюзивное интервью и рассказал, почему «Варкрафт» лучше всех остальных фильмов по играм.

Дункан Джонс

Режиссёр Дункан Джонс об экранизации «Варкрафта»

Режиссёр «Варкрафта» в эксклюзивном интервью рассказал нам о связи с первоисточником, о человечных орках и гиперфэнтези.

warcraft_movie

Первые отзывы на фильм «Варкрафт» в Сети

От «приятные спецэффекты» до «офигеть как эпично!»

W47jtnfjQU0[1]

Стоит ли идти на «Варкрафт»? Отзывы наших авторов

Мнения с пресс-показа без спойлеров. Так всё-таки хорошо или плохо?

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

comments powered by HyperComments
Александр Гагинский
Заместитель главного редактора журнала, редактор сайта и сообществ МИРФ, админ и патентованный олдфаг форума.

А ещё у нас есть