«Гаттака»: ретро-антиутопия про мир победившей евгеники

10 июня 2024
Фото аватара
10.06.2024
304484
2 минуты на чтение
Гаттака; ретро-антиутопия про мир победившей евгеники 1

Я одолжил тебе своё тело. Ты одолжил мне свои мечты.

 Возможно, Эндрю Никкол и не самый глубокий кинофантаст наших дней, но точно самый последовательный. Вот уже больше двадцати лет он снимает стильные антиутопии и изучает влияние технологий на общество. Особенно его занимает тема симулякров: его герои часто принимают чужую идентичность, создают «на публику» идеальный образ, который неизбежно вступает в конфликт с их неидеальной человеческой природой.

 

Первым фильмом Никкола должно было стать «Шоу Трумана». Он написал сценарий и думал сам его поставить, но встретил отпор продюсеров. Масштабная фантастическая трагикомедия за 80 миллионов долларов – много чести для дебютанта! Но, может, у вас есть что-нибудь миллионов за 20? У Никкола была «Гаттака».

На фоне голливудской фантастики 1990-х «Гаттака» выглядела нетипично: неторопливый минималистичный триллер про молодого человека с «дефектной» наследственностью, который одалживает генетический «паспорт» у бывшего спортсмена и внедряется в центр подготовки космонавтов. Съёмочная группа почти целиком была укомплектована мастерами европейского артхауса, а главные роли отошли талантливым, но ещё малоизвестным актёрам. Итан Хоук тогда ещё не сыграл в оскароносном «Тренировочном дне», а Джуд Лоу был на слуху разве что у британских театралов. Единственные звёзды в фильме – секс-символ 1990-х Ума Турман и писатель-интеллектуал Гор Видал в роли начальника космоцентра. Вот так комбинация!

Гаттака; ретро-антиутопия про мир победившей евгеники 3

Во время съемок Турман и Хоук сдружились так сильно, что, в конце концов, поженились. Их брак продержался до 2004 года.

Не менее необычными были и источники вдохновения Никкола. «Гаттака» продолжает традиции интеллектуальной авторской фантастики (многие декорации позаимствованы из «Альфавилля» Годара и «THX-1138» Лукаса), а по стилю равняется на классические нуары конца 1940-х. Действие разворачивается вроде бы в недалеком будущем, но с ощутимым налётом ретро: герои разъезжают на винтажных «Ситроенах» и «Студебекерах» (но с электродвигателем!), а живут и работают в бруталистских зданиях Лос-Анджелеса середины XX века. Одержимость героя полётом на спутник Сатурна тоже перекликается с эпохой космической гонки.

При этом центральная тема «Гаттаки» – современная: в 1990-е статьи о генетике и биоинженерии публиковались регулярно. Социологи предрекали скорое наступление эры евгеники, когда новой элитой станут идеальные люди, генетически запрограммированные на долгую и успешную жизнь. И Никкол представил себе такое будущее, пусть даже его трактовка скорее сдержанно-оптимистичная. Мол, человеческая индивидуальность, изобретательность и сила воли найдут способ обойти рамки социума.

Гаттака; ретро-антиутопия про мир победившей евгеники 4

Лестница в квартире Джерома стилизована под спираль ДНК.

«Гаттака» ожидаемо провалилась в прокате – но снискала интерес у профессионалов-биоэтиков и любителей интеллектуальной фантастики. А через год всё-таки вышло «Шоу Трумана», и Никкол стал одним из самых модных американских сценаристов. Но, даже внедрившись в истеблишмент, он продолжил снимать отчётливо «своё» кино, будь то фильм для Стивена Спилберга или экранизация Стефани Майер. Как говорил главный герой «Гаттаки», «гена судьбы не существует» – даже в Голливуде.

Это интересно

  • Слово «гаттака» (gattaca) образовано из первых букв четырех азотистых оснований цепей ДНК — аденина (adenine), гуанина (guanine), цитозина (cytosine) и тимина (thymine). В титрах эти буквы отличаются от других.
  • Первоначально фильма назывался «Восьмой день». Фантастический боевик «Шестой день» с Арнольдом Шварценеггером в главной ролик вышел три года спустя. В обоих фильмах затрагивалась типичная для «биопанка» тема — создание человека в искусственных условиях.
Гаттака; ретро-антиутопия про мир победившей евгеники 5
  • В фильме используются автомобили 1960-х годов: полицейский Rover P6 и Citroеn DS, на котором ездит Айрин. По сюжету это электромобили, стилизованные под авто 1960-х годов
  • Героиня Умы Турман названа в честь итальянского астронома Кассини. В год выхода фильма к Сатурну был запущен одноименный зонд, а в 2005 году он достиг Титана — главной цели Винсента
  • Служебные сообщения в Гаттаке делаются на эсперанто.
  • Фильм был номинирован на «Оскар» за «лучшие декорации». Обскакал его тогда лишь «Титаник» Кэмерона.

— Факты о фильме: Михаил Попов, Александр Киселёв

Читайте также

Статьи

Олдос Хаксли: дивный новый мир и самая сладкая антиутопия 5
0
39886
Олдос Хаксли: дивный новый мир и самая сладкая антиутопия

Предсказания и предостережения, которые никто не послушал

Сила в склянке: зельеварение как видеоигровая механика 10
0
90589
Сила в склянке: зельеварение как видеоигровая механика

Выпейте кружечку отравы… ой, то есть, отвара!

Марта Уэллс «Король ведьм». История хорошего демона
0
98382
Марта Уэллс «Король ведьм». История хорошего демона

Авантюрное фэнтези о мести бессмертного

Как создать средневековый сеттинг 12
0
176602
Как создать средневековый сеттинг

Погружаемся в Тёмные века и погружаем в них других

Что почитать? Реалистичные попаданцы… в фэнтези!
0
199467
Что почитать? Реалистичные попаданцы… в фэнтези!

Попаданцы в магические миры — самые реалистичные.

Дэниел Абрахам «Время пепла». Воровка в игре престолов
0
208919
Дэниел Абрахам «Время пепла». Воровка в игре престолов

Интриганское фэнтези в средневековом антураже

«Пацаны», 4 сезон: грязнее, кровавее, но так же хорошо? 3
0
239407
«Пацаны», 4 сезон: грязнее, кровавее, но так же хорошо?

Молоко на асфальте

Художница Полина Яковлева: уютные миры, добрые сказки и много солнца 3
0
388108
Художница Полина Яковлева: уютные миры, добрые сказки и много солнца

Беседа с художницей о предвзятом отношении к цифровой живописи, сложных отношениях с издательствами и создании детских иллюстраций

Спецпроекты

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: