

Le Garage Hermétique
Жанр: сюрреализм
Сценарист и художник: Мёбиус
Выход оригинала: 1976-1979
Издательство: Zangavar Cobalt, 2016
Неподготовленный читатель, открыв «Герметический гараж», решит, что его автор сошёл с ума. События идут, кажется, не подряд, главные герои внезапно исчезают, и их сменяют другие. Диалоги написаны странным слогом и пересыпаны терминами, которые никто не спешит пояснять. Кто такие девиангелы, кидберги, бакалиты? О каких «уровнях» идёт речь? Что это вообще за место, эпоха, мир?
Игра слов, необъяснимые реалии — всё это создаёт ощущение, что ты провалился в другое измерение и не понимаешь ни слова. Местные что-то тебе втолковывают, но вы явно говорите на разных языках.


«Дюна» Ходоровски: величайший неснятый фильм
Как Сальвадор Дали должен был играть императора под музыку Pink Floyd.
Покойный французский комиксист Жан «Мёбиус» Жиро любил острые темы: наркотики, секс, киборги, религия, иллюзорность реальности. Впрочем, как и большинство авторов, которых публикуют издательство Les Humanoïdes Associés и журнал Metal Hurlant. Оттуда родом и «Герметический гараж», выходивший в журнале как регулярный стрип). Его комиксы — наследие психоделической революции 1960-х. Его главная любовь — «Дюна», его постоянный сценарист — дзен-гуру и наркоман Алехандро Ходоровски.
К этому циклу комиксов, правда, сценарий писал сам Мёбиус, и это заметно. «Герметический гараж» полон иронии. Жиро будто пародирует свои же работы и любимые темы, выдумывая нарочито бессвязную фантасмагорическую историю. За её событиями крайне трудно уследить — это хаотичный набор приключений, которые происходят на одной планете, но в разных «слоях» сюрреалистического мира. Если хотите, попробуйте сложить из этих фрагментов мозаику единого замысла. Только учтите, что Мёбиус давно признался: сюжет намеренно запутан и представляет собой чистую импровизацию. В сущности «Герметический гараж» так же абсурден, как «алюминиевые огурцы» Цоя.

Впрочем, Мёбиус был прежде всего художником, и главное в его работах не сюжет, а рисунок. Его комиксы стоит приобретать хотя бы как альбомы хорошей графики. И «Герметический гараж» показывает богатейшую фантазию и стиль Жиро: комикс полон гротескных персонажей и сюрреалистических декораций.
Вот только рецензируем мы чёрно-белую, изначальную версию «Герметического гаража», а она похожа на заготовку комикса, эдакую книжку-раскраску. За пределами тонких линий и в почти не заштрихованных контурах остаётся слишком много белой пустоты. В итоге чёрно-белые рисунки не производят того мощного впечатления, какое Жиро умел вызывать в цвете — полистайте для сравнения его «Арзака» или «Инкал», или посмотрите мультфильм «Властелины времени». Впрочем, издательство Zangavar Cobalt обещает осенью выпустить для ценителей и цветную американскую версию.


Рекомендуем
Александр Ремизов
Оставляя комментарии на сайте «Мира фантастики», я подтверждаю, что согласен с пользовательским соглашением Сайта.