1444

Horror Movie World: как создавалась ролевая игра про киноужасы

22 мая 2020
Аватар
22.05.2020
408722
6 минут на чтение
Horror Movie World: как создавалась ролевая игра про киноужасы 5

Автор настольной ролевой игры Horror Movie World рассказывает о её создании.

Бывает в жизни дело, которое становится для тебя признанием в любви к чему-либо — к человеку, к эпохе, к жанру. Для меня таким делом-признанием стало написание и издание настольной ролевой игры Horror Movie World. И вот уже вторая её редакция недавно увидела свет.

Я обожаю фильмы ужасов. Не просто отдельные фильмы, нет, я люблю весь жанр, от и до. От черно-белых фильмов прошлого века до современной «фабрики скримеров» со страшными куклами, от шедевров вроде «Сияния» и «Челюстей» до дешевых поделок вроде «Акулосьминога» и «Птеранодона». Я обожаю хорошие фильмы ужасов и, назло себе, люблю плохие и глупые. Так, наверное, любят не очень умного увальня-друга просто за то, что он «свой», да и характер у него хороший.

Когда мы с моим соавтором Ксенией Таргулян однажды обсуждали концепцию нашей игры (в тот момент вся игра помещалась на пяти страницах), мы пришли вот к чему: нам не нужна ещё одна ролевая игра про ужасы. Таких игр много, и среди них немало хороших, соревноваться с ними ни к чему. Мы сделаем игру про кино ужасов. Про все образы, штампы и клише этого замечательного жанра, какие только сможем вспомнить. Мы сделаем игру-видеотеку.

Игру для тех, кто в детстве засиживался допоздна за Кино в 21:00 на СТС, потому что там был ужастик (и плевать, что он был вообще не страшный: сам факт просмотра делал тебя смельчаком). Игру для тех, кто студентом собирал компанию друзей перед экраном ноутбука и выпивал каждый раз, когда у персонажа не заводилась машина или не ловил телефон.

Ужасы? Какие ужасы?

Horror Movie World: как создавалась ролевая игра про киноужасы 4

Horror Movie World — игра для тех, кто может по памяти процитировать правила выживания в хорроре (кадр из фильма «Крик»)

При разработке мы решили не втискивать игру в жесткие рамки какого-то одного поджанра. Вместо этого мы попытались сделать максимально общие правила, которые подходили бы для игры в любой фильм ужасов по желанию игроков.

Поэтому игровых опций в Horror Movie World (не побоюсь показаться хвастуном) немало. Хотите классический слэшер про подростков и неуязвимого маньяка? Пожалуйста. Хотите фильм про оборону дома от полчищ зомби? Тоже можно. Историю об исследовании дома с привидениями? Легко. Кровь-кишки-истязания в духе «Пилы»? Можно и это. Фильм про гигантского монстра, который крушит город? Ну, вы поняли.

Чтобы игрокам было проще придумать завязку, в книге мы кратко описываем восемь поджанров ужаса, которые наиболее подходят для игры. Каждый поджанр сопровождается списком из десяти приемов и штампов, которые встречаются в фильмах этого поджанра. В итоге вы получаете восемь десятков клише, которые можно использовать как основу для ваших идей.

Зачем спускаться в подвал

За основу правил мы взяли простую и очень кинематографичную систему Powered by the Apocalypse (она же PbtA, она же *W). Она позволила нам разобраться с «классами» персонажей (мы назвали их архетипами), основными характеристиками вроде здоровья и страха, а также системой создания монстров, локаций и второстепенных персонажей.

Поскольку нам важно было создать именно симулятор жанра, правила предполагают игры на одну сессию. Как будто вы провели вечер за просмотром фильма. Впрочем, в книге есть и правила по созданию сиквелов, так что любителям долгих франшиз тоже скучать не придется.

Главным вопросом при разработке правил для нас стало: как побудить игроков вести себя глупо? Игроки в настольные ролевые игры — народ подозрительный и зачастую очень умный, всякую комнату на ловушку проверят. Но в фильмах ужасов-то все наоборот: герою положено переться в темный подвал с барахлящим фонарем и громко читать латинские тексты из случайно найденной книги (переплетенной, разумеется, в человеческую кожу).

Horror Movie World: как создавалась ролевая игра про киноужасы

Игровые архетипы Horror Movie World. Художник — Ксения Таргулян

И мы решили: глупое поведение, если это жанровое глупое поведение, должно поощряться игровой механикой. Девственница убегает от маньяка в ванную и прячется там за шторкой? Отлично, пусть снизит свой рейтинг страха! Горячая блондиночка посреди атаки зомби начинает визжать и вопить так, что зомби тут же оборачиваются к ней? Чудно, пусть получит специальный бонус! Ботан тайком, из любопытства, прочел темное заклятие после того, как вся группа твёрдо решила этого не делать? Получи, Ботан, свою награду!..и кучу проблем в придачу.

В ходы каждого архетипа мы постарались заложить определенные модели поведения, которые не всегда логичны и не всегда выгодны для персонажей, зато полезны для развития сюжета и развлекают зрителей. Когда персонаж следует этим моделям поведения, он получает метаигровые ресурсы, которые могут помочь ему в дальнейшем и, быть может, даже спасут его жизнь и рассудок.

Эти ресурсы могут быть разными: тут и бонусы к броскам кубиков, и возможность снизить рейтинг страха, и получение зрительской симпатии.

Кстати, о ней.

Приз зрительских симпатий

Зрители в Horror Movie World тоже есть. Персонажи их не видят, но они где-то там, за границей экрана. Все те смелые дети, которые смотрят кино в 21:00; все те веселые студенты, которые высмеивают штампы под пиво. И именно зрители составляют главную надежду персонажей на спасение.

В Horror Movie World у каждого персонажа есть такая характеристика как симпатия. Она определяет, насколько персонажа любят те самые невидимые зрители. Они могут любить персонажа за остроумные наблюдения и милую неловкость, за то, что он смешно трусит и делает даже страшные сцены немного веселыми, за то, что он подставился под смертельную опасность, защищая от нее других. И за многое, многое другое.

Horror Movie World: как создавалась ролевая игра про киноужасы 1

Цыпочка получает бонусы за то, что громко зовет друзей в пустом страшном доме или принимает чудище в окне за дурацкий розыгрыш

Чем больше персонаж накопил симпатии, тем больше у игрока контроля над повествованием. Потратив немного зрительской симпатии, игрок может заявить, что его персонаж нашел, к примеру, потерянные ключи от машины или пистолет. Ну вот остался в доме от прежних хозяев пистолет с патронами. Как удачно, что его нашли именно сейчас, когда в дверь ломятся зомби.

Или можно изменить сцену так, что в подвале без окон вдруг раз, да и обнаружится окно, через которое можно убежать от чудовища. В смысле, его там не было? Да было, просто камера его раньше не показывала!

В особых случаях симпатия может даже вытащить персонажа с того света. Ну вот не погиб он. Это так сняли, будто он погиб, чтобы нас обмануть. Зрители слишком его любят, чтобы он сейчас умер.

Помимо верного отыгрыша своего архетипа или попадания в беду (зрители обожают невезунчиков), вы можете накопить симпатию отыгрышем отношений вашего персонажа с другими. Эти отношения выбираются в начале фильма и формулируются одной общей фразой. Например, «Брайан однажды превзошел меня, и он за это заплатит». Или «Джейн — моя непутевая родственница, которую я всегда вытаскиваю из неприятностей».

Суть в том, что отыгрыш отношений позволяет лучше узнать персонажа, а значит, делает его более человечным. А чем человечнее персонаж, тем меньше воображаемые зрители хотят, чтобы он погиб или сошел с ума.

Я хочу умереть!

Фильмы ужасов — жанр с высокой смертностью (особенно поджанры вроде слэшера и сплэттера). Когда высокая смертность переносится в ролевую игру, неизбежно встает вопрос: чем занять «выбывших» игроков? Нехорошо получится, если персонаж погиб в начале сессии и игрок потом два часа ничего не делает. Нам же хотелось, чтобы игрокам не просто интересно было умирать и сходить с ума от страха, но и чтобы они сами хотели рисковать своими персонажами и подвергать их смертельной опасности.

Частично мы решили это тем, что смерть персонажа запускает так называемый ход смерти. Этот ход уникален для каждого архетипа и всегда каким-то образом влияет на сюжет. «Незначительных» смертей в Horror Movie World нет: если один из протагонистов погиб, это всегда к чему-то да ведет.

Но как же все-таки быть с «выбывшими» игроками?

Вариант с «запасными» персонажами мы рассматривали, но он нам как-то не понравился. Все-таки если у фильма есть герои, они и должны оставаться героями с начала до конца, а не меняться, как колеса на машине. К тому же, даже если человек очень любит жанр ужасов, вряд ли он хочет всегда играть за жертву.

Поэтому Horror Movie World предлагает мертвым (или обезумевшим) персонажам сменить сторону. Игрок, персонаж которого погиб или сошел с ума, становится угрозой для остальных. Он может отыгрывать монстров, злодеев, стремных местных жителей, и даже управлять локациями.

Horror Movie World: как создавалась ролевая игра про киноужасы 3

В Horror Movie World можно создать любых монстров: хоть зомби, хоть семью зомби-садистов-деревенщин (кадр из фильма «Хижина в лесу»)

Сменить сторону крайне просто, так как монстры, второстепенные персонажи и локации собираются из универсальных блоков. Это импульс (мотивация угрозы) и ходы (способности и возможности угрозы). Ведущему достаточно сделать минутную паузу, переслать по мессенджеру или передать через стол листок с описанием своих маньяков и вампиров. И все, игрок может управлять силами зла!

Таким образом, в Horror Movie World вы можете поиграть не только за подростков в летнем лагере или за дальнобойщиков в далеком космосе. Если вы умрете, вы также можете поиграть за Фредди Крюгера, графа Дракулу и жуткого старика с бензоколонки. А если ваш персонаж сойдет с ума, вы можете превратить его в опасного сумасшедшего, трусливого паникера или одержимого духами безумца, который портит другим персонажам жизнь и творит всякую дичь.

Играя с историей жанра

Horror Movie World: как создавалась ролевая игра про киноужасы 2

Экзорцист даже после смерти может протянуть персонажам руку помощи с того света.

При создании второй редакции нам хотелось не просто отредактировать правила, а дать читателям что-то принципиально новое. Что-то, чего игры про ужасы (и даже про кино-ужасы) еще не предлагали.

Этой новинкой стали эпохи ужаса. Мы взяли почти сто лет истории жанра и разбили их на десятилетия: с 1930-х до 2010-х. Перед началом игры вы можете решить, в какое десятилетие был снят ваш ужастик. Каждое десятилетие создавало свои фильмы ужасов со своими «фишками» и особенностями, и мы постарались это отразить.

Каждая эпоха дает игрокам доступ к особым ходам и возможностям. Прежде всего это ходы эры: они позволяют, потратив симпатию, поменять некую базовую истину в сюжете фильма.

Например, если вы играете в фильм 1950-х (эпоха расцвета науки и «атомной революции»), то ход эры позволяет вам заявить: оказывается, монстра можно победить при помощи какой-то научной (или псевдонаучной) теории! Которую вы сами тут же и придумываете.

Если же ваш ужастик снимали в 1990-е (эпоха постмодернизма и высмеивания штампов), трата симпатии позволяет вам сказать: мол, этот монстр или злодей — устаревшее клише! И вообще вам не страшен. Что дает вам бонусы на действия против этого монстра.

Итоги

За первые полгода «жизни» Horror Movie World и рос, и менялся. Редактировались ходы, вызвавшие вопросы у игроков. Вместо девяти игровых архетипов стало десять. Появились новые правила по эпохам ужаса. В нашей группе ВКонтакте мы даже выпустили небольшое бесплатное дополнение для игры по «вселенной» Стивена Кинга. Разумеется, там можно играть за писателя или алкоголика.

Но в основе своей Horror Movie World остался простой и немного хулиганской игрой. С ней вы можете честно попугать друг друга, а можете провести веселый вечер, играя со знакомыми клише. Можете сыграть в короткий фильм на один раз, а можете сделать франшизу с десятком продолжений и спин-оффов. Можете сделать современный фильм или «такой, как в детстве». Как бы ни выражалась ваша любовь к ужастикам, если этот жанр вам по душе, вы наверняка найдете в Horror Movie World что-то для себя.

До встречи у киноэкрана!

Оставляя комментарии на сайте «Мира фантастики», я подтверждаю, что согласен с пользовательским соглашением Сайта.

Читайте также

Статьи

Экранизации, в создании которых участвовали авторы первоисточников 5
0
5004
Экранизации, в создании которых участвовали авторы книг

Фрэнк Миллер, Том Уилер и «Проклятая» Летом 2020 года Netflix выпустил сериал «Проклятая», основанный на одноименном фэнтези-романе Фрэнка Миллера и Тома Уилера. Права на экранизацию купили почти сразу после анонса […]

Комикс: эволюция
0
6397
Комикс: эволюция

«Мы думали, что это ненадолго».

Dragon’s Dogma: стоит ли смотреть экранизацию от Netflix?
0
52268
Dragon’s Dogma: стоит ли смотреть экранизацию от Netflix?

Увы, успех Castlevania авторам повторить не удалось.

Читаем книгу: Джаннет Инг «Под маятником солнца» — викторианское фэнтези
0
63551
Читаем книгу: Джаннет Инг «Под маятником солнца» — викторианское фэнтези

О викторианской Англии, параллельно с которой существует страна фей — Аркадия, где правит безумная королева Мэб.

Павел Шейнин "Старая Земля"
0
170562
Павел Шейнин «Старая Земля»

Туризм — это всегда интересно. Туризм не в пространстве, а во времени — интересно вдвойне. Только надо соблюдать осторожность… Наверняка ведь в инструкциях об этом предупреждают, да?

Комиксы про Джокера: с чего начинать читать  2
0
109918
Комиксы про Джокера: с чего начинать читать 

Каким был Джокер в комиксах? Разным, но всегда интересным!

«Мулан»: скандалы вокруг фильма — и последствия для мира кино 7
0
123423
«Мулан»: скандалы вокруг фильма — и последствия для мира кино

Как политика, эпидемия, западная и китайская пресса обрушились на фильм, и почему он всё же изменит мир кино.

Кошки, мелодрама и Кувшинов: три полнометражных аниме лета 2020
0
168211
Кошки, мелодрама и Кувшинов: три полнометражных аниме с карантина

Не все из них одинаково хороши, но на них стоит обратить внимание.

Спецпроекты

Top.Mail.Ru

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: