9

Бум стриминга и закрытие кинотеатров: что пандемия сделала с миром кино в 2020

20 января 2021
Алексей Ионов
20.01.2021
264537
8 минут на чтение
Стриминг и закрытие кинотеатров: что эпидемия сделала с миром кино 3

Фото: Bryan Gosline (CC BY-SA 2.0)

Пандемия коронавируса в 2020 году ударила по всем сферам, но особенно досталось индустрии развлечений и миру кино. В первом из итоговых материалов о событиях года говорим об изменениях в кинопрокате, о расцвете стриминг-сервисов, о шансах для местных студий и о стремительном падении платформы «телевидение в кармане».

Прощайте, кинотеатры

В 2020 году турфирмы и авиакомпании, рестораны и розничные магазины столкнулись с угрозой разорения. Спортивные матчи теперь проходят при полупустых или пустых трибунах, музыкальные концерты переехали в онлайн, а вместо походов в магазин и ужинов в ресторанах мы заказываем еду на дом.

Но чуть ли не больше всех пострадал кинобизнес. Кинотеатры, как места массового скопления людей, были вынуждены закрыться или ограничить наполненность залов. В таких условиях многие киностудии перенесли крупные премьеры на следующий год. «Дюна», «Чёрная вдова», «Не время умирать», «Форсаж 9», «Круиз по джунглям» и «Смерть на Ниле» теперь выйдут как минимум на год позже.

Стриминг и закрытие кинотеатров: что эпидемия сделала с миром кино

«Ради здоровья и безопасности наших гостей и сотрудников мы временно закрыты. Спасибо за вашу поддержку» (фото: Northwest, CC BY-SA 4.0)

Нет премьер — нет доходов, и студии задумались, как компенсировать расходы на производство и маркетинг. Практически все они обратили внимание на стриминг. В Universal сократили релизное окно между премьерой в кинотеатрах и в цифре до 17 дней, Paramount и Sony продали часть проектов на Netflix, Amazon и Apple, а Disney и Warner выбрали гибридную модель. В Disney одновременно выпустили «Гамильтона» и «Мулан» в кинотеатрах — и на Disney+ на ряде территорий, где кинотеатры закрыты, а сервис уже доступен. А в Warner объявили, что в 2021 году все крупные фильмы студии выйдут одновременно и в цифре, и в кино.

Решение Warner Bros. вызвало бурю критики в киноиндустрии, но если владельцев кинотеатров понять можно, то недовольство режиссёров вроде Кристофера Нолана или Дени Вильнёва выдаёт непонимание изменившихся правил игры. Американский кинопрокат и раньше дышал на ладан, выезжая только за счёт повышения цен на билеты. Ну а возмущаться, что нельзя посмотреть новинки на большом экране, во время пандемии просто эгоистично. При этом боссы киностудий должны понимать, что всё это не закончится вместе с коронавирусом. Люди уже привыкнут смотреть свежие блокбастеры дома в день премьеры и не захотят этого лишаться.

Мы все работаем на рынке, который обслуживает потребителей. Все долгосрочные решения продиктованы тем, что хотят потребители. У потребителей есть широкий выбор вариантов взаимодействия с контентом. Если мы примемся спорить о том, пойдут люди в кинотеатры или нет, мы упустим более важную деталь. Сегодня потребители и без WarnerMedia могут смотреть шикарный двухчасовой контент на огромном множестве сервисов, многие из которых выпускают значимые релизы. В конечном итоге все изменения на рынке будут диктовать потребители.

Джон Стэнки, генеральный директор WarnerMedia

Стриминг и закрытие кинотеатров: что эпидемия сделала с миром кино 1

«Никаких близких контактов никакой степени» (фото: Dan Gaken, CC BY 2.0)

Шанс для местных

Закрытие львиной доли американских кинотеатров привело к тому, что самым крупным кинорынком 2020-го оказался Китай. Аналитики давно прогнозировали его возвышение: если в Штатах число кинотеатров неуклонно сокращалось, то в Китае за один только 2019 год открылось более 10 000 новых экранов. Пандемия лишь ускорила неизбежное.

Киностудии давно готовились к рокировке и пытались заигрывать с китайскими властями и зрителями, но 2020 год показал, что никакие заигрывания не спасут ни от неожиданных санкций со стороны цензоров и партии, ни от безразличия со стороны обычных зрителей, которые всё чаще и чаще делали выбор в пользу местного производства. В первой десятке самых кассовых фильмов прошлого года сразу четыре китайских картины — а «Мулан», делавшая на китайский прокат огромную ставку, в Поднебесной с треском провалилась.

Подробнее

«Мулан»: скандалы вокруг фильма — и последствия для мира кино 7

«Мулан»: скандалы вокруг фильма — и последствия для мира кино

Как политика, эпидемия, западная и китайская пресса обрушились на фильм, и почему он всё же изменит мир кино.

«Мулан»: скандалы вокруг фильма — и последствия для мира кино 5

Photo by GREG BAKER / AFP

Ещё хуже сложилась судьба «Охотника на монстров»: фильм поспешили выпустить в Китае, надеясь заработать за счёт отсутствия конкурентов, но всего через несколько дней картину сняли с проката… из-за оскорбившей китайских зрителей расистской шутки. Продюсеры поспешили перемонтировать фильм и вырезать оскорбительную фразочку, но было уже поздно — обратно в прокат картину не пустили.

Впрочем, одну вещь продюсеры «Охотника на монстров» поняли верно. В тех странах, где кинотеатры всё-таки открыты, отсутствие конкуренции со стороны голливудских тяжеловесов даёт больше шансов на успех тем, кто добрался до проката, — ограничение на заполняемость зала можно компенсировать количеством сеансов. Так, уже в начале 2021 года в России выстрелил «Последний богатырь: Корень зла» — за три неполные недели фэнтези для всей семьи заработало свыше 1,8 миллиарда рублей и вошло в четвёрку самых кассовых отечественных фильмов всех времён.

Все в онлайн

Самоизоляция, карантин, локдаун и прочие ограничения привели к резкому росту цифровых сервисов. Хочешь есть — заказал доставку. Нужно провести встречу с коллегами — открыл Skype или Zoom. Совещания, конференции, лекции и даже школьные уроки проходили по дистанционке. Ну а для всех, кто хотел посмотреть фильм или сериал, существовало огромное количество стриминговых сервисов.

Для них 2020 год стал годом роста. Впереди планеты всей остаётся Netflix — за первую половину года сервис нарастил 30 миллионов новых подписчиков. Летом темпы прироста упали, но к концу года аудитория стриминга всё равно составляла 200 миллионов.

Стриминг и закрытие кинотеатров: что эпидемия сделала с миром кино 4

Летом Netflix столкнулся с рядом неожиданных кадровых перестановок на самом верху, но боссы компании уверяли, что впрыск свежей крови поможет сервису на пути к новым вершинам. Пока что у стриминга на руках хватает козырей: обширный каталог, доступность в большей части земного шара, а также регулярное обновление библиотеки. В 2020 году львиная доля сетевых хитов пришлась именно на Netflix. «Ход королевы», «Корона», «Бриджертоны», «Король тигров», «Операция по спасению»… список можно продолжать долго. В компании, похоже, определились с новой стратегией экспансии и сделали ставку на регулярное создание новых проектов, поскольку именно они лучше всего привлекают новых подписчиков. Судя по всему, жизненный цикл большинства сериалов теперь не будет превышать трёх сезонов, но для ветеранов и наиболее популярных проектов наверняка сделают исключение.

Главным конкурентом Netflix остаётся Disney+. К концу 2020 года на сервис было подписано свыше 90 миллионов человек — эту планку в компании рассчитывали взять только к концу 2024-го. Таких показателей сервис смог достичь исключительно благодаря обширному каталогу и силе бренда — из нового контента за год Disney+ выкатил разве что «Мулан», «Гамильтона» да второй сезон «Мандалорца».

Страшно даже представить, что будет дальше. В Disney явно сделали развитие стриминга приоритетной задачей и в начале декабря анонсировали свыше полусотни новых сериалов, которые должны выйти на сервисе за несколько следующих лет. В идеале через несколько лет новые сериалы по Marvel, Pixar и «Звёздным войнам» будут появляться на Disney+ едва ли не каждую неделю. Если сервис продолжит развиваться теми же темпами, то к концу 2024 года подписчики будут приносить «Мышиному королевству» до 30 миллиардов долларов в год.

Стриминг и закрытие кинотеатров: что эпидемия сделала с миром кино 7

Hulu, Amazon Prime и Apple TV+ тоже могут занести ушедший год себе в актив, а вот дела двух сервисов, стартовавших лишь в 2020-м, пока далеки от идеала. У Peacock, запущенного в июле стриминга NBC Universal, есть преимущество в виде бесплатного тарифа, но нет ни одного громкого нового релиза, а библиотека состоит из старых хитов и современных попыток их переосмыслить. Боссы сервиса возлагали огромные надежды на летнюю Олимпиаду в Токио, права на трансляцию которой принадлежат NBC, но перенос соревнований на 2021 год лишил Peacock мощного маркетингового инструмента. И не факт, что Олимпиада вообще состоится: многие в Японии выступают за отмену.

Долгое время аутсайдером стриминговых войн оставался HBO Max. У сервиса была отличная библиотека, но пользователей отпугивали дорогая подписка и отсутствие громких релизов, к тому же стриминг долго был недоступен на Roku и Amazon Fire TV — двух наиболее распространённых в Америке телевизионных приставках. В итоге сервис набрал всего 12 миллионов подписчиков, причём их число росло крайне медленно. Но к концу года ситуация изменилась. Когда в Warner Media объявили, что «Чудо-женщина: 1984» и все главные кинотеатральные релизы 2021 года появятся на HBO Max в один день с кинотеатрами, число новых подписчиков стало резко расти.

Разумеется, рост стримингов не может длиться вечно, и уже в 2021 году аналитики прочат сервисам самый медленный прирост новых подписчиков за последнее время. Причин тому несколько: количество домов, ещё не обладающих подпиской на Disney+ или Netflix, не бесконечно, а производство нового контента в условиях пандемии гораздо сложнее, медленнее и дороже. В конце 2020 года Netflix и Disney+ уже объявили о повышении цен на ряде рынков, и в дальнейшем цены будут расти ещё больше. Многие американцы уже обладают подпиской на три-четыре сервиса, но поскольку из-за пандемии доходы населения ощутимо просели, вскоре им придётся сократить число подписок до минимума. Это приведёт к отсеву лишних сервисов. Один, к слову, уже отсеялся в прошлом году.

Смерть Quibi

Стриминг и закрытие кинотеатров: что эпидемия сделала с миром кино 5

Амбициозный проект Джефри Катценберга отошёл в мир иной спустя всего полгода после старта — запустившись в апреле 2020 года, осенью он уже закрылся. Для отраслевых аналитиков сюрпризом стала не сама кончина сервиса, а её скорость.

Катценберг, стоявший у истоков диснеевского ренессанса в середине восьмидесятых и расцвета трёхмерной анимации в начале двухтысячных, обещал совершить переворот в сфере ТВ, создав «телевидение у вас в кармане». Quibi (сокращённое от Quick Bites — «быстрые кусочки») позиционировался как качественный конкурент YouTube и TikTok. Катценберг собирался предлагать зрителям премиальный контент, ради удобства поделённый на десятиминутные фрагменты, посмотреть которые можно только с мобильных устройств. Видео было специально адаптировано как для вертикального, так и для горизонтального просмотра. Для реализации своего видения Катценберг привлёк почти 2 миллиарда инвесторских денег, договорился со всеми крупными голливудскими студиями и привлёк таких людей, как Стивен Спилберг, Гильермо Дель Торо, Стивен Соденберг, Сэм Рэйми, Идрис Эльба, Том Круз и Лиам Хемсворт.

Катценберг собирался делать ставку на громкие имена и был готов тратить по 100 тысяч долларов на производство минуты контента, но при этом не потрудился представить себе портрет собственной аудитории. Quibi был рассчитан на миллениалов, которые не выпускают смартфон из рук и должны были смотреть контент урывками, во время поездок в общественном транспорте, стоя в очереди за кофе или восседая на фаянсовом троне в конце долгого и утомительного трудового дня.

Стриминг и закрытие кинотеатров: что эпидемия сделала с миром кино 6

Вот только вышла загвоздка: со смартфонами не расставалось более молодое поколение, которое сделало выбор в пользу бесплатных видео в Instagram, YouTube и TikTok. А более взрослый и платёжеспособный зритель с началом пандемии приземлился на диван и переключился на сервисы, которые можно было посмотреть на домашней плазме или на экране ноутбука.

Кроме того, в каталоге сервиса не было по-настоящему громких премьер. Для большинства шоураннеров Quibi стал местом, куда можно пристроить самый неликвидный продукт, от которого отказались на всех остальных сервисах. Казалось, что большую часть контента искусственно подгоняли под короткий формат, из-за чего многие сериалы долго разгонялись и в целом получились крайне неровными и несбалансированными.

Только 8% пользователей продлили подписку по окончании бесплатного пробного периода. К третьему кварталу сервис заполучил лишь 700 тысяч подписчиков против запланированных 7,4 миллиона. Катценберг пытался продать стриминг, но не нашёл покупателя, после чего предпочёл закрыть Quibi, пока у него ещё оставалась часть инвесторских денег, которые можно вернуть.

Оставляя комментарии на сайте «Мира фантастики», я подтверждаю, что согласен с пользовательским соглашением Сайта.

Читайте также

Статьи

Читаем книгу: Глен Кук «Дракон не спит никогда»
0
31768
Читаем книгу: Глен Кук «Дракон не спит никогда»

Боевая космическая фантастика от автора серии «Чёрный отряд». Роман, который часто сравнивают с «Дюной».

Читаем книгу «Видящая звёзды» Брендона Сандерсона 1
0
40663
Брендон Сандерсон «Видящая звёзды»: примерно такой будет космическая эра Космера

Продолжение «Устремлённой в небо» раскрывает сеттинг за пределами планеты людей и знакомит с новой угрозой.

Мир фантастики №210 (май 2021) 5
0
61533
Мир фантастики №210 (май 2021)

Булгаков, Титан, Шрек и библиотеки Плоского мира.

Обзор Resident Evil: Village. Большой попкорн с кровью, пожалуйста! 11
0
72908
Обзор Resident Evil: Village. Большой попкорн с кровью, пожалуйста!

Вампиры вместо злобной корпорации.

Как «Вампиры средней полосы» продолжают традиции «Ночного дозора» 1
0
77806
Как «Вампиры средней полосы» продолжают традиции «Ночного дозора»

Сериал успешно переносит клише городской мистики в российские реалии, при этом развивая семейную тему в духе «Аддамсов».

Видео: играем в Cyberpunk RED
0
193486
Видео: играем в Cyberpunk RED

Вышел новый ролик от Hobby World.

«История рыцаря»: 20 лет рок-н-ролльным подвигам Хита Леджера 7
0
94977
«История рыцаря»: 20 лет рок-н-ролльным подвигам Хита Леджера

История весёлой, лёгкой и по-доброму клюквенной картины о рыцарских турнирах под музыку Queen и AC/DC.

«Невероятные приключения ДжоДжо»: мемы и отсылки 25
0
151983
«Невероятные приключения ДжоДжо»: мемы и отсылки

Как получилось, что о франшизе постоянно шутят, а ссылаться на неё считается хорошим тоном.

Спецпроекты

Top.Mail.Ru

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: