
рисунок: China Daily
Фильм «Мулан» стал новой попыткой Disney экранизировать старинную китайскую легенду. Нам фильм понравился, но в целом отзывы на него оказались неоднозначными. Сейчас картина удерживает 75% свежести на Rotten Tomatoes, а вот пользовательский рейтинг гораздо ниже — в районе 50%. А ещё вокруг «Мулан» скопилось столько негатива, что сам фильм как художественное произведение словно бы отошёл на второй план.
По пути к зрителю «Мулан», кажется, собрала все мыслимые и немыслимые неприятности: задержка съёмок, переделывание сценария в последний момент, затратные пересъёмки, перенос премьеры на полгода из-за эпидемии, вынужденный гибридный старт… Но главная беда фильма в том, что в стремлении угодить китайской аудитории Disney взбесила, кажется, всех остальных, а цели так и не добилась — сборы в Поднебесной близки к провалу. Зато американский зритель, несмотря на скандалы, принял картину благосклонно.
Давайте разберёмся в проблемах фильма — и почему он всё-таки имеет шансы изменить всю индустрию кино.
Смотрите также

Настоящая Мулан из легенды: кровь, патриотизм и никакого Мушу
Вспоминаем первоисточник нового фильма Disney — не мультфильм 1998 года, а китайскую легенду о воительнице Мулань.

Обзор «Мулан»: отличия фильма от мультфильма
Если кратко — это не ремейк, а действительно самостоятельное кино!
Слухи о сюжете
Из недавних диснеевских ремейков «Мулан» изначально выглядела наиболее рискованным: самый большой, в районе 200 миллионов долларов, бюджет, чисто азиатский актёрский состав и режиссёр, которая прежде не работала с такими высокобюджетными картинами.
Ещё до официального анонса по сети расползлись слухи, что сюжет фильма будет строиться вокруг белого героя-мужчины, а на главную роль якобы позвали Дженнифер Лоуренс. Съемочная группа «Мулан» отрицала это. Продюсер Джейсон Рид признал, что в ранних версиях сценария встречались два героя, которые не были китайцами, но их роли были второстепенными.
Переносы
Когда весной 2020 года эпидемия коронавируса вырвалась за пределы Китая, до премьеры «Мулан» оставались считаные недели. Следом за Поднебесной стали закрываться кинотеатры в других странах, и весь мир постепенно ушёл на карантин. В Disney, скрепя сердце, перенесли дату премьеры на неопределённый срок.
Тогда мало кто ожидал, какой масштабной будет пандемия. Disney трижды пришлось сдвигать премьеру «Мулан». Наконец, осознав, что многие зрители боятся ходить в кино и полноценного релиза все равно не выйдет, компания пошла на эксперимент. В тех странах, где онлайн-сервис Disney+ уже запущен, картина дебютировала сразу на нём. Только там, где сервис ещё не начал работу, а кинотеатры уже открыты, «Мулан» вышла на большие экраны.
Правда, одной подписки на Disney+ оказалось недостаточно: для просмотра «Мулан» требуется оформить специальный премиальный доступ за 30 долларов. Простым пользователям картина станет доступна только в январе.
Перенос фильма наверняка принёс Disney убытки. Решение было принято всего за несколько недель до релиза, рекламная кампания была уже в самом разгаре, и во всех промоматериалах значилась премьера 27 марта.
Скандалы до премьеры
Ещё до премьеры «Мулан» оказалась в центре нескольких скандалов. Сначала на картину ополчились фанаты мультфильма 1998 года, узнав, что в новой версии не будет комических сцен, песен и дракона Му-Шу. К тому же возлюбленного героини, капитана Ли Шанга, заменили обычным солдатом: в 2020 году роман с начальником — табу для западного мира.
Но настоящий пожар вспыхнул летом 2019 года, когда исполнительница главной роли Лю Ифэй репостнула в соцсети Weibo пост китайского издания People’s Daily: «Я поддерживаю полицию Гонконга, можете теперь меня избить. Какой позор для Гонконга», добавив: «Я тоже поддерживаю полицию Гонконга».
В соцсетях стали призывать к бойкоту фильма. Жители Гонконга и Тайваня, граждане других азиатских стран и американские активисты приравнивали поддержку «Мулан» к поддержке китайской внутренней политики. Disney оказалась меж двух огней. Если осудить слова актрисы, о перспективном китайском рынке можно забыть. Если поддержать — компании светили бы проблемы уже на родном фронте.
В Disney выбрали нейтральный вариант: дистанцироваться от ситуации и заявить, что личные высказывания актёров в соцсетях компании не касаются (если ты, конечно, не Джеймс Ганн). Единственное, что сделала студия, — отменила появление актёров на презентации на D23. Изначально планировалось, что картину представит весь актёрский состав, но в итоге за всех пришлось отдуваться постановщице Ники Каро.
Расчеты Disney оправдались. Призывы к бойкоту постепенно почти затихли, да и звучали они в основном за пределами КНР. Жители же материкового Китая, на аудиторию которого и был расчёт, слова Лю Ифэй скорее поддержали.
Но когда премьера «Мулан» состоялась и пошли финальные титры, вспыхнул новый скандал.
Проблема с уйгурами
Титры «Мулан» длятся примерно десять минут. На девятой Disney выразила «особую благодарность» за помощь со съемками восьми китайским правительственным организациям, в том числе отделу пропаганды Коммунистической партии Китая Синьцзян-Уйгурского автономного района и Бюро общественной безопасности cиньцзянского города Турфан.

На первый взгляд, все невинно. Съемки «Мулан» в основном проходили в Новой Зеландии, но для аутентичности съемочная группа объездила порядка двадцати локаций по всему Китаю. Получить разрешение на съемки без содействия Компартии невозможно, и благодарность в титрах — вещь естественная и логичная. Если не знать, кто такие уйгуры.
Уйгуры — мусульманская народность Средней Азии, живущая на территории Восточного Туркестана. С тех пор как он попал в состав Китая и превратился в Синьцзян-Уйгурский автономный район, уйгуры оказались гражданами Поднебесной.
Ситуация в регионе давно была напряженной, а в последние десять лет изменилась к худшему. Правозащитники заявляют , что китайское правительство устроило «культурный геноцид» уйгуров, что миллионы попали в концлагеря, а оставшиеся живут в условиях непрекращающейся слежки — не могут даже в магазин сходить или из квартала в квартал перейти, не пройдя два или три пункта обязательного досмотра. Утверждают, что уйгурам запрещено иметь друзей за пределами Китая, каждый их шаг изучается цензорами, их культура и письменность уничтожаются, а молодое поколение принуждают учить китайский.
Власти Китая отрицают существование лагерей — в докладах и сообщениях Компартии они называются «добровольными образовательно-тренировочными центрами», созданными для борьбы с «религиозным экстремизмом».
В Синьцзяне нет никаких перевоспитательных центров. Создание добровольных образовательных и тренировочных центров в регионе — это позитивная попытка предотвратить распространение террористических и радикальных идей… Результат налицо — уже более трёх лет в Синьцзяне не было терактов.
Чжао Лицзянь, исполнительный директор департамента информации министерства иностранных дел Китая
Когда американская общественность возмутилась строчкой в титрах, финансовый директор Disney Кристин Маккарти заявила, что выражать благодарность правительственным организациям, помогавшим со съёмками, — обычная практика для Disney. Это так, но компанию ругают не за благодарность, а за само сотрудничество.
Эта ситуация привлекла к нам уйму внимания. Позвольте сразу всё прояснить. «Мулан» практически полностью снята в Новой Зеландии, но в попытке достоверно отразить уникальный китайский ландшафт и географию мы снимали пейзажи для этой исторической драмы в двадцати различных локациях по всему Китаю. Все знают: чтобы снимать что-то в Китае, нужно получить разрешение. Это разрешение выдаёт центральное правительство. Соответственно, это нормальная практика — благодарить федеральное и местное правительство, с чьего разрешения вы снимаете фильм. Мы благодарили правительства и Китая, и Новой Зеландии. Я бы на этом и остановилась, но из-за этой ситуации у нас возникла куча проблем.
Кристин Маккарти, финансовый директор Disney

Активистка в Южной Корее призывает к запрету «Мулан». Впрочем, протесты не помешали фильму возглавить корейский прокат (фото: KoreaHerald/Yonhap)
В Disney могут утверждать, что ничего не знали об уйгурах, но в таком случае последние пять лет они всей компанией жили в информационном пузыре. Сообщения о репрессиях уйгуров стали появляться ещё в 2013–2016 годах, а в 2018-м, когда съемочная группа приехала в Синьцзян, о проблеме уже писали ведущие мировые СМИ. С другой стороны, в Синьцзяне представлена едва ли не половина крупнейших американских компаний. В регионе есть филиалы, совместные предприятия или как минимум товары Amazon, Nike, Coca Cola, Ford Motor, Boeing, PepsiCo, HP, FedEx, Heinz, Hilton, Avon и Motorola. И что-то не слышно, чтобы кто-то за это их кошмарил.
Но в случае с Disney ситуация с уйгурами получила уникальное развитие. Поскольку Китай отрицает само существование проблемы, как только в западной прессе стали упоминать «Мулан» в связи с уйгурами… китайская пресса перестала писать о фильме, как будто его нет. Источники информагентства Reuters подтвердили, что такое указание спустили сверху.
Самое смешное, что снятые в Синьцзяне кадры занимают не больше минуты экранного времени. Никто из актёров даже не ездил туда, хватило членов второй съёмочной команды.
Пропаганда китайского национализма?
В свете уйгурского кризиса сам сюжет «Мулан» выглядит скандально. Пока китайское правительство притесняет тюркский народ, в фильме весь Китай объединяется, чтобы оказать отпор захватчикам, пришедшим с территории Монголии. Кстати, во Внутренней Монголии (ещё один автономный регион Китая) тоже не все гладко: в школах насаждают китайский и запрещают преподавать на монгольском.
Сюжет «Мулан» отлично вписывается в рамки современного национального мифа о неотделимости китайской территории. Это не просто фильм, часть которого была снята в месте, где на наших глазах разворачивается геноцид местного населения, — этот фильм изображает людей, чья культура и наследие сейчас уничтожаются, как злодеев, одновременно восхваляя превосходство ханьцев и китайский национализм.
Джаннет Инг, автор романа «Под маятником солнца»
В последние двадцать лет Китай превратился в самый перспективный рынок для Disney. Менеджеры компании готовы на беспрецедентные шаги, лишь бы получить к нему доступ.
Ещё в конце девяностых компания усвоила первое правило бизнеса в Китае: «не зли Партию». Когда вышел фильм Мартина Скорсезе «Кундун» о борьбе Далай-ламы за независимость Тибета, китайское правительство за одну ночь заморозило весь бизнес Disney в Поднебесной. Глава Disney Майкл Айзнер был вынужден лично извиниться перед премьером госсовета КНР Чжу Жунцзи. Если верить протоколам встречи, Айзнер назвал создание «Кундуна» «идиотской ошибкой и оскорблением наших китайских друзей», однако оскорблением, которое, по счастью, «не видел никто, кроме кинокритиков».
Студию простили, а сменивший Айзнера Боб Айгер сделал одним из приоритетов открытие «Диснейленда» в Шанхае. Ради этого компания пошла на значительные уступки. Disney вложила в строительство 5,5 миллиарда долларов, однако получает всего 43% прибыли — оставшиеся 57% достаются консорциуму Shanghai Shendi Group, которым владеет правительство.
Вклад Disney в сотрудничество с Китаем поражает. Компания вливает миллионы долларов в поддержание убыточного парка в Гонконге, а Боб Айгер заявлял, что намерен помочь правительству «больше рассказать миру о Китае». Айгер старается наладить личные отношения с президентом КНР Си Цзиньпином. Так, узнав, что его отец Си Чжунсюнь в 1980 году посещал «Диснейленд», Айгер заставил подчиненных перетряхнуть весь архив, но найти фотографию с Чжунсюнем. Китайский лидер получил в подарок цветную фотографию, на которой Чжунсюнь жмёт руку Микки Маусу.
По словам Айгера, и сам президент — поклонник «Диснейлендов». Помимо парка в Шанхае, он бывал в Орландо, Анахайме и Токио. Интересно, прятали ли на время его визитов фигурки Винни-Пуха?
Ставка на Китай
Китайский кинорынок сейчас уступает только американскому и уже через несколько лет должен его обогнать. В прошлом году американские фильмы заработали в КНР 2,6 миллиарда долларов, из которых 600 миллионов пришлось на «Мстителей. Финал». А сколько принесла бы национальная китайская героиня?
Создатели «Мулан» из кожи вон лезли, чтобы угодить именно китайской публике. Из фильма убрали всё, за что китайские зрители невзлюбили мультфильм 1998 года: излишний индивидуализм героини, назойливого дракона Му-Шу и призраки предков.
Весь актёрский состав фильма собран из этнических китайцев. Прежде чем остановить выбор на Лю Ифэй, продюсеры и режиссёр отсмотрели пробы свыше тысячи актрис. Затянувшиеся поиски идеальной Мулан привели к тому, что съемки картины начались на год позже, чем планировалось. В Disney хотели найти и китайского режиссёра, но подходящие постановщики по тем или иным причинам оказались недоступны.
Компания наняла целый штат советников, консультантов и экспертов, заверяла сценарий у китайского правительства, снимала натуру на двадцати локациях по всему Китаю и устраивала особые показы для тестовых групп. По настоянию китайских партнёров из фильма исчез поцелуй Мулан с ее возлюбленным.
Это была очень красивая сцена, но затем из нашего китайского офиса пришло сообщение: «Уберите этот поцелуй, китайским зрителям он показался неуместным». Мы убрали.
Ники Каро, режиссёр
В Disney сделали все, чтобы фильм вышел в китайский прокат и стал там хитом. А затем «Мулан» вышла в китайский прокат… и провалилась.
Китайский провал
За дебютный уик-энд фильм заработал всего 23,2 миллиона долларов (на сегодняшний день его общие сборы — 36 миллионов). Для сравнения, вышедший неделей ранее «Довод» заработал за аналогичный срок 29,8 миллиона (на сегодня — 60 миллионов). А чемпионом китайского проката последних недель стал китайский исторический военный эпик «Восемь сотен»: 80 миллионов долларов за первый уик-энд и 390 миллионов за все время в домашнем прокате.
Причины провала ещё предстоит определить. Пока что аналитики называют несколько возможных. В США и других странах, где есть Disney+, «Мулан» появилась на неделю раньше китайской премьеры и на неделю раньше утекла в сеть. К премьере на сайте Douban было уже около восьмидесяти тысяч оценок. И оценки эти были далеки от блестящих: средний балл составил 4,9 против 7,8 у «Довода» и 7,8 у «Восьми сотен».
Перед премьерой «Мулан» продюсеры и Ники Каро много говорили о том, как заверяли сценарий у китайского правительства и целой армии консультантов. Каро обмолвилась, что консультанты советовали ей не заморачиваться с исторической достоверностью, поскольку она снимает всё-таки не документалку. Однако во многих китайских рецензиях «Мулан» ругали прежде всего за исторические ляпы.
А если отмахнуться от претензий «заклепочников», то истинная суть претензий иная. Новая диснеевская «Мулан» так и осталась для китайцев сказочкой, снятой кучкой белых, напичканной западными стереотипами и не отражающей традиционные восточные ценности.
Эксклюзивно на Disney+
Решение Disney выпустить «Мулан» сразу на потоковом сервисе Disney+ стало необычным прецедентом. Кинотеатры и так одна из самых пострадавших от пандемии отраслей. А если гибридный старт «Мулан» обернётся успехом и докажет, что кинокомпании могут выпускать фильмы на потоковых сервисах, минуя кинотеатры и не платя им половину прибыли…
Реакция владельцев кинотеатров была... отрицательной
Пока что американская стратегия Disney окупается. По данным отчета Yahoo! Finance, 29% американских домохозяйств с подпиской на Disney+ приобрели «Мулан» за первую неделю проката. Количество скачиваний приложения с 4 по 6 сентября увеличилось на 68%. Согласно последнему финансовому отчёту Disney, во всем мире Disney+ пока что привлёк 60 миллионов подписчиков. Аналитики предполагают, что половина этих подписчиков — из США. Получается, что за первую неделю «Мулан» посмотрело 8,7 миллиона человек. Умножим это на стоимость премиального доступа и получим 261 миллион долларов, которым не надо делиться с кинотеатрами.
Не лучший результат для фильма с бюджетом в 200 миллионов, но в условиях пандемии, наверное, оптимальный. Для сравнения: за первые полторы недели в прокате «Довод» заработал 207 миллионов долларов — не только в Америке, а во всем мире. И эту сумму нужно делить на два.
Если новая схема окупится, а кинотеатры останутся закрытыми или продолжат работать на половине мощностей, вероятно, в будущем все больше студий начнёт отказываться от кинопроката.
* * *
У создателей «Мулан» было две задачи: удовлетворить требовательную китайскую аудиторию и не отпугнуть фанатов мультфильма. По обоим пунктам они провалились. Но американский зритель оказался благосклоннее китайского, так что «Мулан» вполне может войти в историю как фильм, изменивший индустрию кино. К добру или худу — другой вопрос.

Краудфандинг
Рекомендуем
Оставляя комментарии на сайте «Мира фантастики», я подтверждаю, что согласен с пользовательским соглашением Сайта.