Зачем настольным играм электронные приложения

2 ноября 2018
Фото аватара
02.11.2018
13226
5 минут на чтение
Зачем настольным играм электронные приложения 2

Управляемые битвы роботов в Golem Arcana были только началом. Настольные игры вырастают из картона и пластика во что-то большее. Приложения для планшетов становятся даже не опциональной, а обязательной составляющей популярных игр.

Мы писали об инновационных играх ещё в МФ № 141 за май 2015 года, но за это время их стало намного больше. Интерес рядовых игроков к переизданию Mansions of Madness, кооперативным кампаниям для Descent, анонс тысячи запрограммированных микросценариев для настольной This War of Mine — всё это признаки нового времени.

Первые приложения были просто помощниками, которые выполняли утилитарные функции — тасовали колоду, рассказывали, куда положить жетоны, отсчитывали время до следующего раунда. Количество перешло в качество: в играх новейшего времени искусственный разум не просто раскладывает компоненты — он заменяет живого игрока. Все игры, для которых на данный момент появились приложения, — чистые кооперативы (или стали таковыми с новой редакцией правил). Компьютер чаще всего забирает себе роль «тёмного властелина», единственного игрока, противостоящего остальным. Не стоит относиться к новому веянию чересчур скептически: при должной работе геймдизайнеров баланс сторон не меняется, игра остаётся интересной.

Многие игроки отвергают саму идею, считая полуцифровые игры попыткой продать сырой программный продукт. Не будем их судить. Приложения-спутники только начинают завоёвывать рынок, но их главные преимущества и недостатки видны уже сейчас. Давайте их разберём.

Почему искусственный идиот лучше злого гения

Мастер наконец-то может сыграть на стороне добра

Зачем настольным играм электронные приложения 1

Спросите счастливых обладателей настольных Doom или Descent, как часто им доводилось играть за «хороших» парней. Практически ни разу. Владелец коробки знает правила, умеет быстро разложить компоненты, помнит примерные возможности всех сторон конфликта — кому ещё играть роль «тёмного властелина»? Новичок не справится с нагрузкой, игра против него окажется лёгкой прогулкой. Когда роль злодея берёт на себя приложение, хозяин игры наконец-то получает шанс сыграть другую партию.

Главный аргумент против приложений — «игрок-человек всегда превзойдёт машину в интеллекте и изобретательности» — на деле несостоятелен. Ли Седоль проигрывает серию игр программе AlphaGo, собранная Келдоном Джонсом версия многогранной стратегии Race for the Galaxy легко побеждает опытного игрока в 7 из 10 партий. Не программе, а человеку нужно давать фору. Кампания Road to Legend для второй редакции Descent отказалась от роли ведущего, увеличив характеристики монстров (и добавив им алгоритмы поведения) и введя в сценарии таймер, — всё это с помощью одной лишь колоды карт.

Зачем настольным играм электронные приложения

Но настоящий фурор вызвала цифровая версия этого дополнения. Продажи Descent резко возросли. Возможность подключать любое количество дополнений, а также автоматический учёт золота и трофеев изменили общественное мнение. Большинство игроков познакомились с Road to Legend именно через онлайн-версию. В Descent баланс сторон хромал в обеих редакциях: в первой тяжело было героям, во второй страдал уже хозяин подземелья. Кооперативный режим исправил эту проблему, не сделав игру хуже — пройти сценарий за отведённое время не так-то просто.

Исследовать игру становится интересней

Зачем настольным играм электронные приложения 3

С электронным помощником время подготовки к игре уменьшается и, что важно, появляется «туман войны». Формат сценариев с фиксированной картой убивает саму идею исследования. Авторам игр приходится или придумывать остроумный способ выкладки комнат по мере их посещения (Betrayal at House on the Hill), или заранее сообщать игрокам сюжетную информацию. Приложения могут помочь и здесь, причём не только берут на себя игровую механику, но и работают на атмосферу.

Вторая редакция Mansions of Madness использует фоновые звуки и нарисованные на тайлах комнат предметы как полноценные элементы детективного сюжета. Чтобы догадаться, в какой части особняка находится древнее зло, можно ломиться в каждую дверь… или послушать радио, увидеть намёк в разбросанных на столе записках и двигаться вперёд уже осознанно.

Издателю проще поддерживать игры

Один раз вложившись в «цифру», издатель получает мощный инструмент поддержки своей игры. Бумажные книги кампаний встают в копеечку, и если для сверхпопулярных Memoir’44 такие затраты можно оправдать, то для игр помельче вроде Claustrophobia это уже не выгодно. В рабочем приложении количество сценариев принципиально ничем не ограничено. Нет необходимости печатать их на дорогостоящей бумаге, значит, новые сюжеты для любимых игр станут дешевле и будут появляться чаще. Правда, сам запуск программы-спутника для новой игры пока не по карману большинству издателей.

Синтез настольной игры и приложения — новый жанр

Можно отдать приложению чисто утилитарные функции: тасовать колоды, бросать кубики. Можно «научить» его быть ведущим и двигать по карте монстров. Но это полумера. Уже появились первые гибридные игры, в которых приложение становится незаменимым. Первой ласточкой стала Space Alert — следуя командам механического голоса, команда галактических путешественников боролась с угрозами и пыталась чинить постоянно ломающийся корабль. Планшетов во время выхода игры было очень мало, поэтому саундтрек со сценариями вышел на компакт-диске.

Зачем настольным играм электронные приложения 8

«Место преступления» активно использует программу в детективном сюжете. Приложение-компаньон успешно заменяет толстую книгу сценариев — на каждой карте персонажа или объекта есть QR-код, отсканировав который, игроки смогут изучить улики или допросить свидетеля. Если возникнет заминка — можно обратиться к экспертам: врачам, криминалистам, психологам или хакерам. Но время ограничено, и каждая минута промедления даёт преступнику шанс избежать наказания. Когда вы будете готовы, просканируйте нужные карты с орудием убийства, преступником и мотивами, и приложение подскажет, пойман ли злодей.

Все эти функции можно было реализовать с помощью карт и книг, но есть у «Места преступления» и другая фишка — осмотр, собственно говоря, места преступления. Оказавшись в нужной локации, вы можете запустить на смартфоне специальный режим и изучить панораму комнаты, в которой произошло что-то нехорошее. Более того, в дополнение к игре вышли специальные очки виртуальной реальности, усиливающие погружение. Будем надеяться, это не последний пример интерактивного настольного квеста.

Кстати, «Место преступления» вскоре выйдет на русском языке. Сейчас идет сбор средств на издание — вы еще успеете его поддержать!

Зачем настольным играм электронные приложения 7

 

Обратная сторона поля

Зачем настольным играм электронные приложения 5

Конечно, у приложений для игр есть и отрицательные стороны. В первую очередь это смена акцентов, уменьшение количества опций. Если программа заменяет игрока, исчезает целый пласт взаимодействия в игре, игры разума с соперником. Это, правда, не всегда минус — большинство хороших кооперативов могут ставить сложные и интересные задачи без игрока-человека: «Пандемия», «Мёртвый сезон», Ghost Stories. Примеры показательные: дополнения и опциональные правила всё-таки позволяют одному игроку противостоять остальным, и этот режим кардинально отличается от классической версии игры.

В Ghost Stories режим злодея получился хороший — новое поле и другие правила выставления призраков в корне меняют стратегию монахов. А вот «Мёртвый сезон» с этой точки зрения вышел несбалансированным: предателю легко выигрывать. Можно вспомнить и более изощренные и неудачные способы разбавить кооперативные игры прямым противостоянием — например, введение лидеров сайлонов в Battlestar Galactica лишило игру таинственности и было проигнорировано абсолютно всеми игроками. Вывод короткий: не во всех играх живой противник лучше.

Гораздо важнее (и в перспективе — опаснее) уязвимость приложений к течению времени. Гаджеты быстро устаревают. В «Менеджера» из 90-х всё ещё можно играть, нужно только залезть на антресоли и достать старую коробку. Но что, если FFG перестанет поддерживать Mansions of Madness и не будет обновлять приложение? Сыграть во вторую редакцию станет невозможно. Работа таких программ после потери интереса издателей будет целиком зависеть от труда энтузиастов. Через несколько лет обязательно появятся и первые брошенные игры. А ещё — баги, зависания, расхождения в правилах… Все беды игр компьютерных станут и нашими тоже.

* * *

Зачем настольным играм электронные приложения 6

Пока приложения для игр остаются диковинкой, маркетологи неизбежно будут делать на них акцент. Так ли хороша настольная версия This War of Mine, как её хвалят авторы на «Кикстартере»? По сути своей это одиночная игра. Игроки делают ходы за всех персонажей разом, вся информация в открытом доступе. Приложение и стильные миниатюры — не более чем инструмент для создания вау-импульса.

First Martians Игнация Тшевичека, одна из самых ожидаемых игр с программным приложением, оказалась попросту недоработанной и успех «Робинзона Крузо» повторить не смогла. В той же ценовой категории есть замечательная французская игра Castaways, где нет приложения, но есть около 30 цепочек событий, из которых для отдельно взятой партии работает не больше пяти, — и ничего, всё равно удобно. Приложение должно дополнять и без того хорошую, оригинальную игру, иначе на полках с уценкой появится ещё один картонный гроб.

Одно ясно наверняка: лучшая настольная игра с приложением ещё не вышла. С ростом цен на пластик и услуги китайских типографий новый способ играть будет востребован. Неизбежен и обратный процесс. В индустрию потянутся разработчики компьютерных игр, для которых Бруно Файдутти и Кори Коничка не авторитеты. У них будет слабое представление об америтрэше и еврогеймах, но имеющийся опыт подскажет новые, интересные решения.

Зачем настольным играм электронные приложения 4

Возможны несколько путей развития. Одни приложения станут всё более громоздкими и заберут на себя значительную часть менеджмента. Только так за столом смогут появиться адекватные версии Heroes of Might & Magic и Civilization. Вторые станут похожи на специализированный софт для ролевиков, будут включать удобные записные книжки, органайзеры, позволят следить за персонажами игры в развитии, распределять между ними очки опыта и предметы. Третьи, преимущественно патигеймы и детективные игры, станут активно использовать дополненную реальность.

Предугадать развитие игр с приложениями можно лишь в общих чертах. Первые планшетные версии популярных настолок появились всего семь лет назад, этот продукт всё ещё в стадии роста. А пока будьте объективны и не бойтесь пробовать новое: интересные игры с приложениями есть уже сейчас.

Читайте также

Статьи

Тёмная сторона Вселенной: что такое тёмная материя и как ее найти 5
0
1579
Тёмная сторона Вселенной: что такое тёмная материя и как ее найти

Как изучают мрак, из которого состоит вселенная

«Чужой» среди своих: лучшие кроссоверы с участием ксеноморфов 12
0
44576
Чужой против Терминатора, Баффи и Черепашек-ниндзя: самые безумные кроссоверы

Как будто кто-то сомневался, что ксеноморф может драться вообще с кем угодно

Кричим в космосе в компании Чужого в
0
107341
Кричим в космосе в компании «Чужого» в 123 выпуске «Фантастического подкаста»

Обсуждаем самую ползучую и кислотную франшизу ко всемирному «дню Чужого»

Роберт Джордан, Брендон Сандерсон «Грядущая буря». Первый шаг к последней битве
0
62657
Роберт Джордан, Брендон Сандерсон «Грядущая буря». Первый шаг к последней битве

Апофеоз великой фэнтезийной эпопеи

Скандал со Sweet Baby Inc. Правда ли, что за «повесточку» в играх платят?
0
106044
Скандал со Sweet Baby Inc. Правда ли, что за «повесточку» в играх платят?

Наш автор погрузился в бездны нижнего интернета и дебри экономики, чтобы найти ответ.

«Сто лет тому вперёд» — не Алиса? Отличия от оригинала, вселенная, отсылки и пасхалки 12
0
168150
«Сто лет тому вперёд» — не Алиса? Отличия от оригинала, вселенная, отсылки, плагиат или нет

Разбираем мир 2124 года со спойлерами!

Роман Суржиков «Кукла на троне». Интриги внутри интриг
0
223926
Роман Суржиков «Кукла на троне». Интриги внутри интриг

Третий том фэнтезийной эпопеи об очередной «игре престолов»

«Мятежная луна: Дарующая шрамы»: наш обзор. Да начнётся битва… за урожай!  3
0
277068
«Мятежная луна: Дарующая шрамы»: наш обзор. Да начнётся битва… за урожай! 

Зак Снайдер наконец показал экшен не хуже «Звёздных войн». В конце!

Спецпроекты

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: