
Роско Джойс (персонаж Кристофера Ллойда в сериале «Грань»)
От «Мэйфлауэра» до наших дней
Положение, которое семья Ллойд занимала в обществе, и место его рождения не предвещали, что он выберет актёрскую профессию. Стэмфорд, штат Коннектикут, где он родился, — небольшой, но богатый город с историей и чувством собственного достоинства, уютный и спокойный (входит в десятку самых безопасных городов США). Здесь размещают свои штаб-квартиры крупные корпорации, а богатые жители Нью-Йорка, с которым Стэмфорд уже практически слился, покупают тут, на побережье, летние резиденции.
Стэмфорд был одним из первых городов, основанных колонистами в середине XVII века. Мать Кристофера Ллойда, Рут Лэфам, гордилась происхождением от пассажира легендарного корабля «Мэйфлауэр», на котором в Америку прибыли английские первопоселенцы, Джону Хоуланду. У этого славного человека было 10 детей и 88 внуков, так что его потомками оказались также Франклин Рузвельт, оба Джорджа Буша, экс-губернатор Аляски Сара Пэйлин, а ещё актёры Хамфри Богарт, Энтони Перкинс и Чеви Чейз. Но Ллойды были от этих десятиюродных кузенов далеки.

По пути в Америку пилигрима Джона Хоуланда чуть не смыло за борт. Так мы едва не лишились президента Рузвельта и Кристофера Ллойда.
Льюис Генри Лэфам, дед Кристофера по матери, был основателем нефтяной компании «Тексако». Его сын Роджер занялся политикой (как приличный сын нефтяного магната, он предпочёл Республиканскую партию) и побывал мэром Сан-Франциско. А дочь Рут вышла за преуспевающего юриста Сэмюэля Ллойда и родила восемь детей — четырёх девочек и четырёх мальчиков. Кристофер Аллен Ллойд, появившийся на свет 22 октября 1938 года, оказался в этом детсаду младшеньким.
Детство Кристофера не отличалось от детства любого мальчишки из богатой семьи Новой Англии. Оно проходило в нескольких семейных домах и престижных школах. Однако в 14 лет юноша случайно попал в труппу полулюбительского летнего театра — так называемого summer stock theatre, популярного развлечения на востоке Штатов. В таких «театрах под открытым небом» подрабатывают в межсезонье профессиональные актёры и приобщаются к сценическому искусству новички.
Судьба Ллойда была решена: кое-как закончив школу, он уехал в Нью-Йорк учиться актёрскому мастерству. Ему крупно повезло — он попал в класс Стэнфорда Мейснера, выдающегося театрального актёра и преподавателя, создавшего, подобно Станиславскому, свою актёрскую методику.
Такси над гнездом кукушки
Прежде чем попасть в кино, Кристофер Ллойд, как всякий уважающий себя актёр, сделал театральную карьеру. Он начал играть, ещё будучи студентом, а с 1969 года не пропадал с подмостков Бродвея. Между прочим, Бродвей — это не только мюзиклы, как принято считать. На этой нью-йоркской улице находятся главные драматические театры Штатов, на сцене которых мечтает сыграть любой актёр, включая голливудских самородков. Приглашение в бродвейскую постановку означает признание таланта.
Причина востребованности Ллойда не только в таланте, но и в характерной внешности. Долговязый лопоухий Кристофер, прямо скажем, никогда не был Мистером Вселенная, но на сцене такие яркие карикатурные персонажи необходимы. Его низкий скрипучий голос — ещё одна черта, благодаря которой Ллойд и его персонажи всегда запоминались. В послужном списке Кристофера порядка двух сотен спектаклей.
В начале 1970-х пришло и признание в виде театральных наград, одну из которых он получил за сложнейшую роль в спектакле «Каспар». Пьеса основана на реальной истории юноши Каспара Хаузера, который появился в Нюрнберге в 1828 году. Он едва умел ходить и говорить, так как с рождения его держали в тёмном помещении, не видя света и людей. Кто стоял за этим жутким экспериментом, неизвестно по сей день.
Именно после «Каспара» Кристофера Ллойда пригласили в большое кино. В 1975 году он снялся в эпизодической, но заметной роли психопата Такера в «Пролетая над гнездом кукушки» Милоша Формана. К этой роли он готовился всерьёз — провёл несколько недель в сумасшедшем доме, наблюдая за пациентами. Успех картины заставил актёра задуматься о переезде в Лос-Анджелес и начале кинокарьеры. Правда, сразу получить весь мир и новые коньки в придачу Ллойду не удалось.
Звёздный час наступил только спустя три года безработицы — когда актёр, махнув рукой на большое кино, пришёл на пробы телесериала «Такси» (не путать с французским фильмом!), ситкома о буднях нью-йоркских таксистов, где снимались, в частности, Дэнни де Вито и Том Хэнкс. Продюсеры искали актёра на роль Преподобного Джима Игнатовски, таксиста, экс-хиппи и экс-священника, ещё не отошедшего от ударных доз наркотиков с«весёлых шестидесятых». Ллойд явился на пробы в потёртой джинсовой куртке, с растрёпанными волосами и дикими глазами навыкате. Кастинг-группа упала в обморок, а придя в себя, немедленно заявила, что Кристофер получил роль.
Игнатовски принёс актёру две премии «Эмми» — и внимание начинающего режиссёра Роберта Земекиса, собравшегося ставить свой первый амбициозный проект «Назад в будущее». Ллойд и представить не мог, как далеко его заведёт эта дорога. Впрочем, как говорит Док Браун, «там, куда мы направляемся, дороги нам не понадобятся».

Преподобный Джим Игнатовски. Кстати, в фильме «Человек на Луне» (1999) Кристофер Ллойд сыграл… самого себя в роли Джима Игнатовски
За рулём DeLorean
В роли безумного изобретателя машины времени доктора Эммета Брауна, он же просто Док, Роберт Земекис с самого начала видел только Кристофера Ллойда и никого другого. Этот режиссёр вообще наделён потрясающим чутьём на актёров и умением настоять на своём — в роли Марти Макфлая он тоже видел только Майкла Дж. Фокса, хотя из-за нагрузки тот поначалу отказался и на роль утвердили Эрика Штольца. В итоге Штольца выгнали. Бедняге Майклу пришлось сниматься в «Назад в будущее» по ночам, потому что днём он был занят на съёмочной площадке сериала «Семейные узы», а спать — от случая к случаю.
У Кристофера Ллойда такого экстрима не было — у него был другой экстрим. Дело в том, что в фильме Док появляется в двух обличьях, одно из которых на 30 лет моложе другого. Чтобы превратить стройного русоволосого актёра в эксцентричного старика наподобие Альберта Эйнштейна, требовались ежедневный многочасовой сложный грим и седой парик. Позже сценаристы решили эту проблему радикально: отправили персонажа в клинику омоложения, которых в будущем, изображённом во второй части, было пруд пруди. Так старик превратился в бравого мужчину в полном расцвете сил, у которого в третьей части даже случились трогательный роман и свадьба.
Настоящий Ллойд, без грима, — слева. Актёру, которого прославила роль старика, на тот момент не было и пятидесяти.
Самое интересное, что изначально второй и тем более третьей части не предполагалось. Только бешеные кассовые сборы заставили Земекиса и компанию задуматься о продолжении «Назад в будущее» — разумеется, с теми же актёрами. Поэтому видеоверсия фильма, вышедшая уже после проката, заканчивается титром «Продолжение следует», в отличие от киноверсии.
Кроме того, в продолжениях Доку Брауну, который очень полюбился зрителям, досталось гораздо больше экранного времени. В первой части он просто характерный эпизодический персонаж, типаж «сумасшедший учёный», важный лишь как изобретатель пресловутой машины времени. Основная часть сюжета отдана личным перипетиям Марти Макфлая, который пытается влюбить друг в друга своих родителей и незаметно изменяет собственное настоящее.
Однако как-то само собой получилось, что искромётный Док «украл экран», как говорят актёры. Большинство крылатых фраз, которые американцы произносят примерно так же часто, как мы — фразочки из «Бриллиантовой руки», принадлежат именно ему. Одну из них, кстати, цитировал в своей речи президент Рональд Рейган — ту самую, про дороги.
Мир «Назад в будущее» не собирался отпускать Кристофера Ллойда просто так: он снялся в «живых» вставках в мультсериале (мультяшную версию Дока озвучил другой актёр) и в компьютерной игре, вышедшей в 2011 году. К тому же по мотивам трилогии есть комиксы, несколько видеоигр и даже тематический парковый аттракцион. Осталось снять ремейк, только кто же сыграет Дока Брауна? Эта роль уже накрепко приросла к Ллойду.В отличие от других «актёров одной роли», Кристофер нежно любит своего хитового персонажа из фильма Земекиса, равно как и сам фильм. И абсолютно не возражает против того, что этот герой стал кульминацией его насыщенной кинокарьеры.
Дядюшка Фестер в космосе
После «Назад в будущее» Ллойд по-прежнему был востребован — в частности, он получил очередную премию «Эмми» за роль в одной из серий телевизионной драмы «Дорога на Эйвонли» (1992). В 1988 году, незадолго до третьей части «Назад в будущее», он сыграл запоминающегося персонажа по имени Судья Дум (он же Судья Рок, англ. — Doom) в замечательном фильме-мультфильме «Кто подставил кролика Роджера». Дум — карикатура на всех киношных и мультяшных злодеев сразу, но в то же время он получился действительно зловещим и жутковато-обаятельным.
В девяностых Ллойд сыграл ещё одного крайне обаятельного и опять-таки культового персонажа — Фестера Аддамса в двух новых фильмах о семейке Аддамс. Правда, узнать в лысом как коленка и кругленьком дядюшке Фестере сухощавого Дока Брауна крайне сложно. Профессиональный грим творит чудеса — поклонники до сих пор задаются вопросом, набирал ли Ллойд вес для этой роли (правильный ответ — нет).
Говорят, что каждый актёр должен сыграть если не Гамлета, то Дьявола. С нечистой силой у Ллойда не сложилось, а вот ангела он один раз сыграл — в диснеевском семейном фильме «Ангелы у кромки поля» (1994). Его персонаж, ангел по имени Эл, спускается на Землю, повинуясь молитве мальчика, который мечтает о том, чтобы его любимая бейсбольная команда стала чемпионом. Есть в активе Ллойда и роль инопланетянина — в комедии «Мой любимый марсианин» (1999). Хотя оба этих фильма критики встретили прохладно, они не могли не признать, что игра Кристофера Ллойда — именно то, что не даёт им скатиться совсем уж ниже плинтуса.
Весьма органичен актёр и в написанной словно лично для него роли Белого Рыцаря в телефильме «Алиса в Стране Чудес» Ника Уиллинга (1999) — том самом, где Чеширского Кота играет Вупи Голдберг, Гусеницу — Бен Кингсли, а Моржа — Питер Устинов. А в замечательной детской сказке «Повелитель страниц» (1994) Ллойд появляется сразу в двух ролях — эксцентричного библиотекаря мистера Дьюи (фамилия напоминает о «системе Дьюи» — это система каталогизации библиотечных книг) и собственно Повелителя страниц, властелина книжного мира.Парадоксально, но у Кристофера Ллойда два основных амплуа: добрый чудаковатый дядюшка и опасный злодей. И те и другие персонажи получаются у него одинаково убедительно. Он озвучил Распутина в мультфильме «Анастасия» (1997), а ещё сыграл главного антагониста, капитана клингонского корабля Крюге, в фильме «Звёздный путь 3: В поисках Спока» (1984). После этого нечего удивляться отсылкам к «Звёздному пути» в «Назад в будущее»: помните фразу «Я Дарт Вейдер с планеты Вулкан!»? Кстати, Джим Игнатовски из «Такси» был большим фанатом «Звёздного пути».
В новом тысячелетии Ллойд занят в основном озвучиванием мультфильмов. Появляется он и в эпизодах сериалов как «приглашённая звезда». Всё-таки возраст даёт о себе знать. Зато появление Ллойда в эпизодах всегда запоминается — чего стоит один только престарелый музыкант Роско Джойс из сериала «Грань» (эпизод «Светлячок» в третьем сезоне)! А ещё он, представьте себе, продолжает играть Дока Брауна — на сей раз в рекламных кампаниях, в том числе для благотворительного фонда Майкла Дж. Фокса.
∗∗∗
В каждом контракте Кристофера Ллойда есть пункт, что он не обязан принимать участие в рекламной кампании фильма. Он не даёт интервью, исчезающе редко появляется на ТВ, не отвечает на письма поклонников и вообще живёт отшельником, посвящая свободное время рыбалке и езде на велосипеде (Ллойд — сумасшедший велосипедист, однажды он проехал на «железном коне» через всю Италию, от Милана до Венеции).
Однако те из фанатов, кому удавалось выпросить у актёра автограф и поболтать с ним, в один голос утверждают, что более вежливого, скромного и приятного человека им встречать не приходилось. Кристоферу Ллойду удалось почти невозможное: стать всеобщим любимцем — и не стать «звездой» в голливудском смысле слова. Завидная судьба, что и говорить.
Избранная фильмография
![maxresdefault[1]](http://www.mirf.ru/wp-content/uploads/2015/10/maxresdefault11-1024x576.jpg)
- 1975 — Пролетая над гнездом кукушки
- 1978 — Направляясь на юг
- 1981 — Почтальон всегда звонит дважды
- 1981 — Легенда об одиноком рейнджере
- 1984 — Звёздный путь 3: В поисках Спока
- 1985 — Назад в будущее
- 1987 — Легенда о Белом драконе
- 1988 — Кто подставил кролика Роджера
- 1989 — Назад в будущее 2
- 1990 — Назад в будущее 3
- 1991 — Семейка Аддамс
- 1993 — Деннис-угроза
- 1993 — Семейные ценности Аддамсов
- 1993 — Двадцать долларов
- 1994 — Ангелы у кромки поля
- 1994 — Повелитель страниц
- 1995 — Ребёнок напрокат
- 1995 — Чем заняться мертвецу в Денвере
- 1997 — Анастасия
- 1999 — Мой любимый марсианин
- 1999 — Алиса в Стране чудес
- 1999 — Человек на Луне
- 2001 — Привидение за работой
- 2002 — Трасса 60
- 2010 — Чак (телесериал)
- 2009 — Зов предков
- 2010 — Пираньи 3D
- 2011 — Грань (телесериал)
- 2011 — Ведьмы страны Оз
- 2014 — Город грехов 2: Женщина, за которую стоит умереть

Рекомендуем
Александр Ремизов
Оставляя комментарии на сайте «Мира фантастики», я подтверждаю, что согласен с пользовательским соглашением Сайта.