Майкл Уэлан, художник 4
Среди сотен фантастических художников лишь единицы добиваются всемирной известности. Их работы знакомы каждому любителю фантастики: они смотрят с обложек книг и журналов, плакатов, «аватар» на интернет-форумах, не говоря о тематических календарях и репродукциях. Один из таких творцов мирового значения — наш сегодняшний гость Майкл Уэлан. Уэлан не только любезно согласился ответить на вопросы «Мира фантастики», но и прокомментировал некоторые свои работы.

Это интервью мы взяли у Майкла в 2006 году. В связи с выходом новой книги Брендана Сандерсона с обложкой Уэлана мы публикуем его снова.

«Смотрю в будущее без оптимизма»

Вряд ли ошибусь, предположив, что вы стали иллюстрировать фантастику, потому что любите этот жанр. А с чего эта любовь начиналась?

Сколько себя помню, я всегда был и остаюсь поклонником и фантастики, и фэнтези, и романов ужасов. Честно говоря, точно уже не помню, но могу предположить, что и первые фантастические фильмы, виденные мной в детстве, сыграли значительную роль. Тогда я читал почти все, что попадалось мне под руку, и была это в основном именно фантастика — и еще, конечно, исторические романы и книги об искусстве. Наверное, не буду оригинален, признавшись, что через всю жизнь пронес любовь к великой трилогии «Властелин Колец». Хотя и малую форму я всегда читал с не меньшим удовольствием, чем объемные циклы. Я зачитывался произведениями Эдгара Берроуза, Ричарда Мэтисона и, разумеется, романами о похождениях Конана.

 1

Элрик из Мелнибонэ
Я давно хотел примерно так изобразить Элрика, и наконец, нашелся заказ, который позволил мне это сделать. Я оформлял сборник и мог свободно выбирать для иллюстрации любую сцену или эпизод из произведений Муркока.

С тех пор ваши литературные предпочтения сильно изменились?

В плане книг я «всеяден». Из тех трех книг, которые я читаю сейчас, ни одна не относится к фантастике или фэнтези! С сожалением приходится признать, что произведений этих жанров я уже почти не читаю: почти все мое время отнимают научные и исторические книги. Вероятно, чем старше я становлюсь, тем меньше мне интересны другие миры и больше — наш. То, что нас окружает, тоже может быть невероятно интересным, не говоря уж о том, что может ожидать нас в будущем!

Но ведь наше будущее — тоже сфера фантастики. Правильно ли я понимаю, что вы отдаете ей предпочтение перед фэнтези?

Да, по той же причине я больше люблю рисовать фантастические картины: они позволяют использовать не только воображение, но и знания из современного мира. Картина становится более реалистичной. А фэнтези часто не может выйти за границы пусть и приятных, но все же пустых мечтаний.

Если не секрет, каким вы видите будущее человечества?

Я смотрю в него без особого оптимизма. Как несложно догадаться по некоторым моим картинам, например, из цикла End of Nature, меня сильно интересуют темы конца света и падения цивилизации. И мне сложно не согласиться со знаменитой фразой Терминатора: «Для вашей расы естественно уничтожать самих себя».

End of nature V
Этот цикл объединен одной мыслью: природа поддерживает человечество, и если мы отвергнем эту помощь, то наc ждет печальный конец.

Ваша блестящая карьера поражает воображение. Казалось бы, уже не к чему и стремиться, но все же — случается ли вам до сих пор сталкиваться с трудностями в творчестве?

Одна проблема преследует меня всю жизнь — неумение эффективно распорядиться своим временем. А еще всегда очень тяжело отказываться от интересных и прибыльных проектов — но приходится, если я вижу, что они не позволят мне заниматься творчеством, что называется, для себя.

А какой эпизод карьеры вы бы могли назвать ключевым или самым памятным?

Выделить какой-то один момент сложно. Первое, что приходит на ум — работа над «Белым драконом» Энн Маккефри. Это была первая книга с моей обложкой, которая добилась звания бестселлера.

А в 1988 году я временно прекратил заниматься коммерческой иллюстрацией. Я не мог не рисовать, но делал это ради собственного удовольствия. Создавая их, я ни на что не рассчитывал, — и каково же было мое удивление, когда эти работы многим понравились! Настолько понравились, что позволили мне очень быстро достигнуть нынешнего положения. Теперь я в основном пишу картины для выставок и редко занимаюсь оформлением книг.

Когда вы все-таки оформляете книгу, чем руководствуетесь при выборе того эпизода, который изобразите?

К каждому роману нужен свой подход. Даже себе я не могу четко объяснить, почему какая-то сцена кажется мне ключевой, достойной изображения. Скорее всего, есть несколько основных критериев: мои впечатления от сюжета и героев книги, заложенный в романе авторский посыл и то, как все это преломляется в моем воображении. Конечно, немалую роль играет и мнение заказчика.

Всегда ли вам удается воплотить на холсте именно то, что задумывали?

Уж не знаю, к счастью или к сожалению, но исходные задумки порой очень сильно отличаются от законченного варианта картины. Правда, чаще всего я с самого начала представляю, как должен выглядеть результат, и стараюсь следовать этому представлению.

Впрочем, даже если у Майкла выходит картина, далекая от задумки, можно не сомневаться, что нас в любом случае ждет маленький шедевр. Недаром картины Уэлана — одни из самых узнаваемых в мире фантастической иллюстрации.

Синяя птица.
Эту иллюстрацию я сделал после утренней прогулки и попытался изобразить на ней увиденное тогда небо. Никакого особого смысла в этой картине нет, она просто родилась в моем воображении, и всё. Когда я рисовал, даже не особо задумывался над тем, что у меня получается. В этом и кроется одно из отличий между тем, что я рисую для себя, и работами на заказ, которые почти всегда имеют четкие рамки, обусловленные темой иллюстрации.

«Творчество должно быть полностью оригинальным»

У вас весьма своеобразный стиль, который не позволяет перепутать ваши картины с работами других авторов. Но, вероятно, он все-таки вырабатывался под влиянием творчества других художников… Так ли это?

В юности я восхищался работами тех же художников, что и все мои сверстники: Роквелла, Парриса, Фразетты… Каждый, чья картина заставляла меня замереть от восторга, в той или иной степени повлиял на мое становление. Я всегда много и с удовольствием посещал музеи, что также не могло не оказать на меня влияния. Но сейчас основными источниками вдохновения для меня стали собственная жизнь, работа и опыт.

Уверен, в нашей стране немало любителей фантастики считают вас своим кумиром. Не могли бы вы поделиться с ними секретами своего мастерства?

Начну с конкретики. Лет двадцать назад я отобрал акриловые краски наиболее часто используемых цветов и тщательно их рассортировал, — это до сих пор очень экономит время на подготовку к работе! И такие маленькие хитрости каждый художник изобретает сам.

А общий совет может быть только один: надо быть упорным и оставаться верным себе. Даже если вы уже добились определенного успеха, не думайте расслабляться и старайтесь найти новых клиентов. Не стоит терять время, копируя чужое творчество: куда важнее научиться воплощать собственное виденье мира. Это ваша жизнь и ваше творчество, которые должны быть полностью оригинальными, иначе — какой смысл?..

Майкл Уэлан, художник

«Корона теней»
Иллюстрация для обложки одноименного романа С. Фридман. Главный персонаж изображен на фоне пейзажа, описанного в книге. Для каждого из романов данного цикла я делал по иллюстрации с героем, изображенным между фантастических деревьев. В отличие от большинства моих работ, эта выполнена не акриловыми, а масляными красками.

Как повлияло на ваше творчество появление компьютеров и программ для работы с изображениями?

Основное преимущество компьютерных картин над обычными состоит в том, что их можно править, сколько душе угодно, не опасаясь испортить. Впрочем, я не слишком интересуюсь компьютерным рисованием. Мне не хватает чувства кисти, пропадает ощущение полотна… В то же время не могу не признать, что те художники, которые прибегают к помощи высоких технологий, создают великолепнейшие творения. И, вполне возможно, со временем они вытеснят художников-«консерваторов» на задворки искусства.

А любите ли вы экспериментировать?

Не могу сказать, что занимаюсь экспериментами постоянно, но время от времени стараюсь все же находить новые способы передать картины, которые рождаются в моем создании. Я стараюсь быть разным. Иногда, скажем, использую модели, а порой просто рисую «из головы». Мое творчество не статично. К примеру, в молодости я отдавал предпочтение картинам, полным действия, а сейчас мне важнее передать внутренний мир персонажей.

Вы упомянули модели. Часто приходится прибегать к справочным материалам?

Разумеется, причем к совершенно разным: от книг до фотографий. У меня огромная коллекция фотографий оружия и доспехов, сделанных в различных исторических музеях. Конечно, рисуя иллюстрацию для романа, отталкиваешься прежде всего от текста книги. Но часто он служит лишь отправной точкой, а все, что в книге есть, но не описано подробно, приходится додумывать. Моей задачей становится совместить реальность и фантазию так, чтобы это максимально соответствовало духу книги.

 1

Благоразумие II
Картина входит в цикл «Добродетели». Все работы этой серии невелики по размеру и представляют собой персонификацию тех или иных человеческих добродетелей, которые, по-моему, все реже встречаются в наше время.

В картинах Уэлана всегда присутствует неуловимый дух фантастики, который отличает творения настоящего мастера от работ грамотных профессионалов. Волшебство и самые фантастические сюжеты обретают четкие очертания и будто оживают, стоит им соприкоснуться с кистью нашего собеседника.

«Чтобы все поверили»

Часто эльфы на картинах отличаются от людей лишь наличием острых ушей, а гномы — ростом и бородой. Вам же (к примеру, на обложке «Башни зеленого ангела» Тэда Уильямса) удается создавать образы действительно магических существ. В чем секрет?

Секрет в том, что я сам не могу этого объяснить. Наверное, либо у художника есть способность воплощать нечто чуждое нашему миру, либо ее нет. Но в любом случае сначала надо отточить мастерство в изображении обычных людей. Нельзя рассчитывать на нечто большее, если не умеешь адекватно рисовать реальность. Затем уже можно пытаться преломлять ее, создавая фантастические картины так, чтобы они выглядели убедительно.

 1

На иллюстрации к «Башне зеленого ангела» — люди и сидхи.

В вашем портфолио много картин, связанных одной тематикой — ужасами. Какие именно художественные приемы вы используете, чтобы напугать зрителя?

Прежде всего, я пытаюсь придумать нечто устрашающее, часто на основе тех вещей, которые пугали меня самого, а затем переработать эту предварительную идею. Я стараюсь не рисовать просто кровь или куски тел, потому что они вызывают скорее не страх, а отвращение. Мне куда интереснее создавать картину, которая будет пронизана атмосферой необъяснимого и таинственного страха. Честно говоря, сделать это посредством только иллюстрации очень сложно. Большинство из нас привычны к фильмам ужасов, где то же ощущение создается с помощью музыки, звуков, игры теней… Лишенное всего этого изображение часто оставляет зрителя равнодушным.

Теперь я уже не рисую иллюстрации подобной направленности. В мире и так достаточно ужаса и крови, чтобы еще и я увеличивал их количество.

 1

Даэтрин.
Обложка для книги С. Фридман Madness Season. Мы с издателем решили создать иллюстрацию с симметричной композицией, чтобы ее можно было напечатать на книге как угодно. В итоге одна часть картины оказалась на обложке, а вторая — на заднике. Инопланетянина я нарисовал, пока ждал свою дочку в танцевальной школе.

Не менее часто на ваших иллюстрациях представлены и драконы, причем совершено непохожие один на другого… Как вам удается не повторяться?

Это очень нелегко и, откровенно говоря, сам я считаю, что они, напротив, выходят слишком однообразными! Но они ведь должны сильно отличаться друг от друга. Скажем, драконы Перна совершенно не похожи на драконов из других миров. Каждый дракон — неповторимая личность, что выражается в его внешности. Иногда бывает непросто это передать. Те же драконы Перна, согласно всем законам физики, просто не могут летать. А передо мной стоит задача изобразить их так, чтобы все поверили: их полет возможен!

А вам никогда не хотелось обладать магическими силами?

Полагаю, это было бы очень здорово! Конечно, все зависит от того, насколько значительными были бы возможности, и пришлось ли бы за них расплачиваться. Применить их во благо, чтобы изменить человечество к лучшему, стало бы пределом моих мечтаний.

В заключение — просто несколько слов вашим российским поклонникам.

Спасибо вам за вашу любовь и внимание! Каждому, для кого фантастика — часть жизни, фанам и профессионалам, мои наилучшие пожелания. Пусть истории наших народов очень сильно отличаются, но у нас, по крайней мере, у тех, кого объединяет любовь к фантастике, очень много общих целей и интересов. У нас схожие культурные ценности, которые с легкостью преодолевают любые территориальные границы!

Именно благодаря тому, что для фантастики не существует границ, мы имеем возможность наслаждаться творчеством западных мастеров. Поблагодарим Уэлана в ответ — за тысячи окон в иные миры, которые он открыл для нас, — и пожелаем ему долгих и творческих лет жизни.

Досье: Майкл Уэлан

 1

Майкл Уэлан (в центре) с женой и Стивеном Кингом

С детства интересовавшийся фантастикой и живописью, вот уже почти четверть века Майкл Уэлан (родился в 1950 году в Калифорнии) занимается ими профессионально. Им созданы сотни иллюстраций для обложек книг, журналов, календарей и многого другого. Интересно, что Уэлан иллюстрировал книги многих женщин-фантастов: Энн Маккефри, Селии С. Фридман, Робин Хобб, Кэролайн Дж. Черри, Джоан Виндж. Среди других «клиентов» мастера — признанные классики Айзек Азимов, Майкл Муркок и Стивен Кинг.

Достижения Майкла не только признаны его всемирной известностью, но и отмечены профессионалами. Уэлан — 16-кратный обладатель премии «Хьюго» и трехкратный (максимально возможное число) — Всемирной премии фэнтези. Читателями журнала Locus он признан лучшим профессиональным художником-фантастом. И это далеко не полный перечень достижений Уэлана.

Майкл успевает рисовать не только на заказ, но и для души. Его некоммерческие работы выставляются во многих галереях США и других стран мира. Увидело свет несколько персональных альбомов Майкла Уэлана, последний — The Art оf Michael Whelan: Scenes/Visions. Кроме того, изданы календари с иллюстрациями мастера.

Персональный сайт Майкла расположен по адресу michaelwhelan.com.

Оставляя комментарии на сайте «Мира фантастики», я подтверждаю, что согласен с пользовательским соглашением Сайта.

    • https://plus.google.com/+AleksanderPopovRobot Aleksander Popov

      тайна непонятного шрайка раскрыта

    Комментарии для сайта Cackle

Читайте также

Статьи

Читаем книгу «Огненная кровь» Брайана Стейвли — продолжение «Клинков Императора»
0
39200
Читаем книгу «Огненная кровь» Брайана Стейвли — продолжение «Клинков Императора»

Первые две главы романа.

Какие новые сериалы выходят в июле 2022? Resident Evil, Paper Girls и документалка про студию Джорджа Лукаса
0
45365
Какие новые сериалы выходят в июле 2022? Resident Evil, Paper Girls и документалка про студию Джорджа Лукаса

А ещё — два сериала на околокосмическую тематику и сериал с Козловским.

Рафал Косик «Чётки» 
0
101640
Рафал Косик «Чётки». Иллюзорная Варшава грядущего

Польская антиутопия в духе Филипа Дика.

«Академия Амбрелла», 3 сезон: Ah shit, here we go again
0
312337
«Академия Амбрелла», 3 сезон: Ah shit, here we go again

«Это. Было. Странно».

«Оби-Ван Кеноби» — это «Последние джедаи» от сериалов? Разбираем драматургию сезона 11
0
218490
«Оби-Ван Кеноби» — это «Последние джедаи» от сериалов? Разбираем драматургию сезона

Как перестать беспокоиться и победить в себе Дарта Вейдера? Отвечает новый сериал по «Звёздным войнам»!

Фантасты на полставки 10
0
268857
Фантасты на полставки

Авторы, которые прославились в других направлениях литературы прежде, чем попробовать себя в фантастике.

Марина и Сергей Дяченко «Масштаб» 
0
327063
Марина и Сергей Дяченко «Масштаб». Нечто большее, чем просто фантастические детективы

Последняя книга знаменитого дуэта.

«Мир Юрского периода: Господство 3
0
369260
«Мир Юрского периода: Господство»: да что вы, динозавров не видели?

Фильм неплох сам по себе (даже вернули главных героев «Парка»!), но по сути добивает франшизу.

Спецпроекты

Top.Mail.Ru

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: