
Жанр: эпическое фэнтези
Режиссер: Питер Джексон
В ролях: Мартин Фримен, Кейт Бланшетт, Ян МакКеллен
Премьера: 19 декабря 2012
Возрастной рейтинг: 6+
Похоже на: «Властелин Колец» (2001–2003)
«Нежданное путешествие» нельзя назвать просто экранизацией повести Толкина. То, что снял Питер Джексон, — это именно приквел к его «Властелину Колец», пестрящий отсылками к первой трилогии и почти неотличимый от неё по стилю. Это фэнтези Джексона, и хотя из оригинала взяли всё, что могло пригодиться, Толкин здесь не главный. Он служит лишь поводом вернуться во вселенную кинотрилогии.
Атмосфера Средиземья и дух истории не изменились за восемь лет, хотя далось это Джексону непросто. Ведь повесть «Хоббит» рассказывает про забавных коротышек, которые то и дело попадают в плен. Джексон сохранил юмор оригинала, но сделал гномов воинами. Они всегда готовы к драке, а в плен если и попадают, то лишь когда им не везёт.
Не всегда это выходит убедительно — в сцене с троллями, например, герои ведут себя так глупо, что даже сами потом это признают. Но в то же время именно гномы смягчают суровый пафос и заставляют вспомнить, что перед нами всё-таки не «Властелин Колец». Их шутки и безобидное хулиганство так оттеняют их же мрачное прошлое и самоотверженный героизм, что не сопереживать им невозможно.
Ввели в фильм и полноценного главного злодея — однорукого орка Азога. В фильме именно он, а не слепой случай, строит героям козни, натравливает на них гоблинов и варгов и даже дважды красочно дерётся с Торином. Дракон Смауг же упорно держится за кадром, подставляя камерам то кончик хвоста, то глаз. Во всей красе мы его увидим лишь во второй части.
Разумеется, похода к Одинокой горе Джексону не хватило бы на три фильма. Сюжет повести — лишь капля в море грандиозных событий, разворачивающихся в Средиземье. С помощью флэшбеков и отступлений нам то и дело напоминают об этом. Стоит Балину заговорить о Мории — и вот на экране сцена битвы, в которой погиб дед Торина. Гэндальф вспоминает Радагаста — и следующие пять минут мы наблюдаем за приключениями чокнутого друида. Зловещей тенью маячит на горизонте Некромант, а Галадриэль и Саруман спорят, не Саурон ли это… Такие сцены придают миру объём и готовят нас к третьей части, где Саурон всё-таки возродится, дав начало событиям «Властелина Колец».
Увы, на основную историю вставки почти не влияют, зато сбивают её темп. Отвлекаясь на Саурона, Сарумана и прочих героев ВК, создатели не дали гномам добраться даже до Беорна — фильм кончается на их спасении орлами. К тому же разговоры о Некроманте и намёки на новую угрозу будут совершенно непонятны тем, кто не смотрел старую кинотрилогию.
![Radagast[1]](http://mirf.ru/wp-content/uploads/2015/09/Radagast1-e1442479449352-1024x674.jpg)
Самое заметное отступление от оригинала — волшебник Радагаст в исполнении Сильвестра Маккоя. Он не просто появляется в кадре, а ведёт свою небольшую сюжетную линию и даже один раз пересекается с главными героями. Этот колоритный старик показан как большой друг зверей: он ездит на упряжке, запряжённой кроликами, воскрешает ёжиков, а под его ушанкой живёт семья птиц.Ведёт он себя чудаковато — по мнению Сарумана, друид «злоупотребляет некоторыми видами грибов». Но мы-то знаем, что дело в трубочном зелье «Старый Тоби», которым Гэндальф угощал собрата!
Зато актёрский ансамбль «Хоббита» отработал на пятёрку с плюсом. Каждый из двенадцати гномов прекрасно сыгран (особенно стоит отметить Балина — Кена Скотта). Они в меру обаятельны и смешны, в меру самоотверженны и суровы. Безупречно вернулись в свои старые образы Энди Серкис (Голлум), Иэн Маккеллен (Гэндальф) и остальные члены «старой гвардии».
Главная же находка Джексона, несомненно, Мартин Фримен — идеальный Бильбо. Смешной и обаятельно неуклюжий в начале фильма, хоббит постепенно превращается в настоящего путешественника, готового, когда надо, взяться за меч и драться. Он совершенно затмил своего племянника Фродо, который во «Властелине Колец» был бледен, слаб и безвольно ронял меч. Невозможно представить, чтобы Элайджа Вуд бросился на орка в два раза выше себя и заколол его, — а именно это делает Бильбо.
Обыгрывая первоисточник, Джексон не только вставил новые сцены, но и сильнее привязал историю к «Властелину Колец». Пролог к «Хоббиту» заканчивается точнёхонько там, где начинается кинотрилогия, — на встрече Фродо и Гэндальфа. Здесь есть и маленькие визуальные цитаты (вроде конных эльфов, кружащих вокруг отряда Торина точь-в-точь как роханцы вокруг Братства), а неожиданные музыкальные вставки из саундтрека к «Властелину Колец» позволят пустить слезу ностальгии тем, кто вырос на кинотрилогии. «Хоббит» настолько привязан к ней, что смотреть потом фильмы в хронологическом порядке будет непросто (в отличие, например, от приквелов к «Звёздным войнам»). Те, кто не знаком с ВК, не уловят львиную долю «хоббитского» очарования и не поймут многие сюжетные ходы.

При первом появлении Кольца, при входе в Ривенделл и ещё в паре сцен звучат узнаваемые мелодии из «Властелина Колец»
Как всегда внимательный к деталям, Джексон попытался уйти от «роялей в кустах», которыми грешил оригинал. Так, орлы прилетают на помощь гномам не по воле случая — птиц вызывает Гэндальф с помощью уже знакомой нам по ВК бабочки. А после приземления, в самом конце фильма, герои видят на горизонте Эребор, — и снимается вопрос, почему они не полетели на орлах дальше. Ведь им кажется, что до горы — рукой подать, приключения почти закончились… Это мы с вами знаем, что героев ждёт второй фильм, а потом ещё и третий!

Рекомендуем
Как создавали «Интервью с вампиром»: готика, депрессия и эротизм
Погибшие космонавты и аварии в космосе, реальные и мифические
Motion capture как искусство. История и печаль «цифрового актёрства»
Лучшие фильмы 2022: фантастика, фэнтези и приключения — по версии «Мира фантастики»
«Навсикая из Долины Ветров»: как родилась легенда Миядзаки
Александр Ремизов
Оставляя комментарии на сайте «Мира фантастики», я подтверждаю, что согласен с пользовательским соглашением Сайта.