9

«Детям важно задавать серьёзные вопросы». Разговор с создателями мультфильма Pixar «Душа»

21 января 2021
21.01.2021
284277
7 минут на чтение
«Детям важно задавать серьёзные вопросы». Разговор с создателями мультфильма Pixar «Душа» 8

На этой неделе до российского проката наконец-то добралась «Душа» — новый мультфильм студии Pixar. Фильм о джазовом музыканте, попавшем в мир, где души обретают личности перед рождением, должен был выйти ещё летом, но из-за пандемии добрался до зрителей только в конце года на сервисе Disney+. В странах, где стриминговый сервис ещё не стартовал, фильм только-только выходит в прокат. Незадолго до премьеры мы связались с режиссёром и художественным директором Pixar Питом Доктером, сценаристом Кэмпом Пауэрсом и продюсером Даной Мюррей и расспросили их о Куинсе, мире душ и универсальных ценностях.

«Душа» — фильм непростой. По сути, в нём сразу две линии. Одна — это история Джо, и, пожалуй, это самый взрослый сюжет в фильмографии Pixar. А параллельно идет более детский сюжет о мире душ. Насколько сложно вам было найти между ними баланс?

«Детям важно задавать серьёзные вопросы». Разговор с создателями мультфильма Pixar «Душа» 4

Фото: Georges Biard (CC BY-SA 3.0)

ПИТ ДОКТЕР: Нам пришлось нелегко. С точки зрения темы «Душа» — это фильм для взрослых. Не в том смысле, что у него рейтинг «18+», — просто он поднимает серьёзные вопросы, над которыми дети обычно не думают. И в то же время мы хотели сделать фильм, интересный детям. Так что по ходу всего процесса мы думали: «Как привнести в эту сцену немного юмора? Как привлечь внимание детей? Что может им понравиться?»

Это как слои краски. Сначала мы задаём наиболее важные, серьёзные и глубокие вещи. А затем по ходу работы кладем другие слои…

«Детям важно задавать серьёзные вопросы». Разговор с создателями мультфильма Pixar «Душа»

Фото: Boungawa (CC BY-SA 4.0)

ДАНА МЮРРЕЙ: Мне кажется, детям важно задавать серьёзные вопросы. Ведь они — наше будущее. Поэтому я обожаю фильмы Пита: он всегда поднимает такие вопросы. И дети часто удивляют нас тем, как много они понимают.

«Детям важно задавать серьёзные вопросы». Разговор с создателями мультфильма Pixar «Душа» 3

КЭМП ПАУЭРС: Да, этим мне фильмы Пита тоже нравятся. Я думаю, сейчас, особенно в американской культуре, не принято обсуждать подобные вещи. Люди не хотят, чтобы их детям было грустно. А наш фильм начинается с размышлений о смерти. Но всё равно заканчивается оптимистично.

Достичь такого эмоционального баланса очень непросто — всё равно что идти по канату. Но тем интереснее работать! Поначалу было сложно, но в какой-то момент мы нашли баланс, и все были просто в восторге.

Расскажите, как вы создавали мир «Души». Многое ли было придумано на стадии сценария?

ПИТ ДОКТЕР: Мы долго ломали над голову над миром душ. Вначале была идея: «Мои дети — да и все мы — пришли в этот мир не с пустыми руками, так ведь? Человек не только имитирует то, что видит у других людей. С самого рождения у нас есть определённая личность, черты характера». И мы попытались представить себе место, где каждую «базовую» душу наделяют своими чертами. Что это за локация? Может, что-то в духе Древней Греции? Нет, это очень специфическая культура. А наши души живут по всей планете. Нам нужно было что-то универсальное, понятное от Америки до Китая и Канады.

Тогда мы подумали о Всемирной выставке, где у каждой страны есть свой павильон. Ладно, а что происходит с душами, которые туда попадают? Они выходят оттуда с ощущением восторга. И дизайн здания должен это отражать.

«Детям важно задавать серьёзные вопросы». Разговор с создателями мультфильма Pixar «Душа» 5

А как вы представляли себе Джерри? Ведь это настолько абстрактный персонаж, без помощи художников его не показать. Но как он выглядел в сценарии?

ПИТ ДОКТЕР: Это была череда проб и ошибок. Довольно долго у нас вообще не было Джерри и персонажей-проводников. Души просто бродили по своему миру. Но потом мы поняли, что им нужен кто-то, кто будет их подгонять: «Вон туда, пойдём-пойдём». Так что да, над этим мы работали долго. Кэмп, ты ведь уже был с нами на тот момент?

КЭМП ПАУЭРС: Да, да. Помню, как мы решили, что проводники — это такой способ Вселенной поговорить с людьми на их примитивном языке. Поэтому у Джерри настолько простой дизайн. Представьте себе пугало. Люди ставят его в поле и думают: «Вот, теперь эти тупые вороны будут думать, что здесь стоит человек». А у ворон иная точка зрения: «Неужели они думают, что мы на это поведёмся? Что не отличим это пугало от настоящего человека?» (Смеётся.)

Джерри — это такое пугало. Вселенная решила сделать что-то, похожее на человека. А люди смотрят и думают: «Что это вообще такое?!» Вселенная относится к нам снисходительно, мол, «палка-палка-огуречик, вот и вышел человечек. Им этого хватит».

«Детям важно задавать серьёзные вопросы». Разговор с создателями мультфильма Pixar «Душа» 2

Теперь поговорим про Землю. Кажется, Pixar никогда раньше не обращалась к настолько узнаваемой локации. Обычно действие происходит в условном американском городке, а здесь — определённо Нью-Йорк. Как вы решали, каким показать этот город?

ПИТ ДОКТЕР: Такое уже было. Действие «Головоломки» разворачивалось в Сан-Франциско, и здесь мы работали по той же схеме. Поехали в Нью-Йорк, всё осмотрели, отсняли тысячи фотографий, проанализировали архитектуру. Мы даже обсуждали, какие деревья растут в каждом из районов, чтобы всё было максимально точно. Художники проделали огромную работу, чтобы ухватить суть Нью-Йорка… Правда, потом мы всегда немного меняем картинку. У нас не просто фотореалистичное изображение. Это отчасти карикатура, у неё свой стиль. Но сначала мы долго изучаем реальный материал.

КЭМП ПАУЭРС: А ещё, кстати, в «Рататуе» был настоящий Париж.

ПИТ ДОКТЕР: Точно!

КЭМП ПАУЭРС: Меня очень порадовало, что Джо живёт в районе Куинс. Такое нечасто увидишь в анимации — обычно, когда показывают Нью-Йорк, всегда изображают Манхэттен. Но мы очень старались передать специфику Куинса. Житель Нью-Йорка легко заметит, что Джо живёт в окрестностях Джексон-Хайтс. Там даже видно линию метро номер семь.

Я рад, что нам удалось глубоко погрузиться в мир, который обычно не появляется на экране. И всегда заметно, когда Джо идёт по своему району, а когда — по улицам Манхэттена. Это здорово.

Работа над «Душой» заняла примерно четыре года. И в это же время произошёл новый подъём афроамериканского кино. Ваш фильм во многом укладывается в его традиции: у вас похожие темы и типы персонажей. Через весь фильм проходит тема сообщества. Герой-афроамериканец всегда окружён друзьями и членами семьи. Какую роль эти темы играют в «Душе»?

КЭМП ПАУЭРС: Мне кажется, это довольно универсальные темы. Конечно, Джо — чернокожий житель Нью-Йорка, и у него своя особая культура, которую мы очень старались передать. В фильме можно заметить магазинчик его матери, и дальше по сюжету Джо оказывается в других местах, важных для афроамериканского сообщества.

Но знаете… Мне кажется, чем точнее мы показываем конкретную культуру, тем универсальнее становится фильм. Понимаете, о чём я? Темы «Души» понятны всем и каждому. Я написал немало сценариев, где персонажи были похожи на меня. Но эти истории были рассчитаны на самую широкую аудиторию.

Мне часто задают такой вопрос: мол, а что увидят в фильме не-афроамериканцы? И я отвечаю: «Совсем необязательно быть итальянцем, чтобы любить „Крёстного отца“». В кино полным-полно историй о самых разных культурах и национальностях. Но, к сожалению, чернокожих авторов постоянно спрашивают: «А вы не боитесь, что ваш фильм отпугнёт часть зрителей?» Я считаю, наоборот! Я не индус, но люблю «Миллионера из трущоб» и «Свадьбу в сезон дождей». Потому что эти фильмы рассказывают о том, что знакомо каждому. О друзьях, семье, любви, смысле жизни. Эти темы понятны зрителям со всего света.

«Детям важно задавать серьёзные вопросы». Разговор с создателями мультфильма Pixar «Душа» 6

«Душа» глубоко подходит не только к вопросам культуры, но и к психологии. Мне особенно понравилась идея Заблудших душ и то, как вы проводите связь между вдохновением и тревожностью.

ПИТ ДОКТЕР: Мы хотели показать обратную сторону жизни людей, ведомых одной целью. На одного такого человека можно встретить двенадцать, которые не знают, чем они хотят заниматься (не знаю, откуда я взял эту статистику…). Они просто ищут свой путь.

При этом я сам знаю людей, которые думают, что они ничего не добились, если у них нет большой цели. Я с этим не согласен. Но так уж устроено наше общество — оно требует успеха в одной конкретной области. И идея Заблудших душ как раз родилась из этого страха. Из наблюдений за людьми вокруг.

КЭМП ПАУЭРС: Мы долго прорабатывали идею Заблудших душ, границу между страстью и одержимостью. Мы даже думали: не сделать ли самого Джо такой Заблудшей душой?

Это очень важная часть фильма. Она показывает людей, которые в буквальном смысле заблудились в своей жизни. Но мы также хотели показать, что из этого состояния можно выйти. Что можно снова почувствовать мир вокруг и жить полной жизнью, даже если ты потерялся. Конечно, в фильме это обставлено с юмором, но речь идёт о вполне реальных вещах.

«Детям важно задавать серьёзные вопросы». Разговор с создателями мультфильма Pixar «Душа» 1

ПИТ ДОКТЕР: Ты прав. Между страстью и одержимостью очень тонкая граница. И то, что мы любим делать по жизни, может завести нас в тупик. Это очень интересная идея, и мы подробно разбираем её во второй половине фильма.

КЭМП ПАУЭРС: Мне это напоминает про Брайана Уилсона из Beach Boys. Когда у него был тяжелый период и он даже не мог встать с кровати.

Это отсылка для посвящённых!

И последний вопрос. Композитор Джон Батист сказал, что в «Душе» много света. И, кажется, после такого ужасного года свет нам особенно необходим. Как думаете, сейчас этот фильм с его жизнеутверждающим посылом будет более востребован у зрителей?

ДАНА: Разумеется, в условиях самоизоляции наша жизнь будто встала на паузу. Мне, да и многим другим, это дало возможность поразмыслить над тем, что для нас главное в жизни. Конечно, мы даже не думали, что грянет пандемия, но, мне кажется, теперь для многих фильм станет ещё более актуальным. Ведь «Душа» говорит о том, как важно брать передышку и ценить простые житейские мелочи наравне с большими событиями. Чего стоит, например, прогулка на свежем воздухе или возможность поесть пиццу!

Оставляя комментарии на сайте «Мира фантастики», я подтверждаю, что согласен с пользовательским соглашением Сайта.

Читайте также

Статьи

Читаем книгу «Огненная кровь» Брайана Стейвли — продолжение «Клинков Императора»
0
40524
Читаем книгу «Огненная кровь» Брайана Стейвли — продолжение «Клинков Императора»

Первые две главы романа.

Какие новые сериалы выходят в июле 2022? Resident Evil, Paper Girls и документалка про студию Джорджа Лукаса
0
46634
Какие новые сериалы выходят в июле 2022? Resident Evil, Paper Girls и документалка про студию Джорджа Лукаса

А ещё — два сериала на околокосмическую тематику и сериал с Козловским.

Рафал Косик «Чётки» 
0
102990
Рафал Косик «Чётки». Иллюзорная Варшава грядущего

Польская антиутопия в духе Филипа Дика.

«Академия Амбрелла», 3 сезон: Ah shit, here we go again
0
314691
«Академия Амбрелла», 3 сезон: Ah shit, here we go again

«Это. Было. Странно».

«Оби-Ван Кеноби» — это «Последние джедаи» от сериалов? Разбираем драматургию сезона 11
0
219907
«Оби-Ван Кеноби» — это «Последние джедаи» от сериалов? Разбираем драматургию сезона

Как перестать беспокоиться и победить в себе Дарта Вейдера? Отвечает новый сериал по «Звёздным войнам»!

Фантасты на полставки 10
0
270185
Фантасты на полставки

Авторы, которые прославились в других направлениях литературы прежде, чем попробовать себя в фантастике.

Марина и Сергей Дяченко «Масштаб» 
0
328386
Марина и Сергей Дяченко «Масштаб». Нечто большее, чем просто фантастические детективы

Последняя книга знаменитого дуэта.

«Мир Юрского периода: Господство 3
0
370504
«Мир Юрского периода: Господство»: да что вы, динозавров не видели?

Фильм неплох сам по себе (даже вернули главных героев «Парка»!), но по сути добивает франшизу.

Спецпроекты

Top.Mail.Ru

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: