«Противостояние»: экранизация Стивена Кинга про пандемию 7

Однажды в Америке на свободу вырвался опасный вирус, вызывающий кашель, насморк — и мучительную смерть. Большая часть людей погибает от пандемии. Крайне немногочисленным выжившим рано радоваться: вскоре им начинают сниться странные сны. В ближайшее время грянет битва Добра и Зла — и в ней надо будет выбрать сторону.

Жанр: постапокалиптическая драма

Шоураннеры: Джош Бун, Бенджамин Кавелл

В ролях: Джеймс Марсден, Одесса Янг, Оуэн Тиг, Александр Скарсгард, Вупи Голдберг

Премьерный показ: декабрь 2020 — февраль 2021, CBS All Access («Амедиатека»)

Продолжительность: 9 серий примерно по часу

Похоже на: «Мгла» (2017) • «Мир Дикого Запада», сезон 3 (2020)

Казалось, у экранизации «Противостояния» — одной из самых знаменитых и значимых книг Стивена Кинга — было всё. Наконец она попала в заботливые руки — высокий бюджет, знаменитые актеры, а также обнадеживающие обещания: сюжет будет перенесен на экран аккуратно и без серьёзных изменений. Ожидания были невообразимо завышены, а хорошим новостям не было конца: продюсером сериала стал сын автора, а последнюю серию вызвался написать сам Кинг!

И вот долгожданный сериал вышел. В девяти сериях создатели честно, тщательно и в меру своих способностей пытаются изложить сюжет великой книги. И по причинам, далёким от мистики, это у них отчаянно не выходит.

О чём книга?

самые рьяные из почитателей «Противостояния» не стали бы сильно скорбеть, если бы я умер в 1980-м; с их точки зрения мир бы уже ничего не потерял.

Из предисловия Кинга к переработанному изданию «Стрелка», 2003 год

Вышедший в 1978 году роман «Противостояние» стал редкой для тех лет историей о великой пандемии — ярким, жёстким, динамичным рассказом об одном из самых грустных видов апокалипсиса. Первая часть книги с документальной точностью описывает распространение вируса по Америке. Через судьбы десятков героев сюжет показывает реалистичную реакцию правительства, общества и обычных людей на болезнь, от которой невозможно отгородиться. Во второй части темп резко спадает — повествование становится почти размеренным, рассказывая о жизни двух сообществ постапокалиптической Америки. В одном из них дела вершит пожилая женщина, в другом — демонического вида мужчина. Их главное столкновение случится в самом конце истории — и это будет истинная битва Добра и Зла.

«Противостояние»: экранизация Стивена Кинга про пандемию

Вупи Голдберг в роли Эбигейл

Сюжет «Противостояния» почти намеренно упрощён. Сводя эпидемию к классическому библейскому конфликту, Кинг использует её как повод для рассуждения о моральном выборе, которые мы ежедневно совершаем — и который в итоге делает нас настоящими, многогранными людьми. «Противостояние» завоевало сердца читателей не апокалиптическими образами и религиозным подтекстом, а именно проработанными героями, коллекцией характеров и судеб Америки начала восьмидесятых.

В 1990 году Кинг выпустил обновленную версию книги, вернув все сцены, которые был вынужден вырезать по настоянию издательства. В этом виде она стала одним из самых объёмных романов писателя, который смело можно рекомендовать к прочтению и сейчас.

Добрые намерения

«Противостояние»: экранизация Стивена Кинга про пандемию 1

Не все догадаются, что Скарсгард играет того же персонажа, что и Мэттью Макконахи в провальной экранизации «Тёмной Башни»

Поначалу сериал во всём походит на старательную и уважительную экранизацию книги — за тем исключением, что почему-то начинается с её середины. Эпидемия здесь уже случилась — выжившие разбирают тела, собирают ресурсы и думают, как жить дальше. На смену старательно нагнетаемому в книге саспенсу и постепенному осознанию масштаба трагедии пришли многочисленные флешбэки от лица более чем десятка героев. Тем, кто знакомится с «Противостоянием» впервые, такое повествование может показаться запутанным и бессистемным, а задача расставить события в голове по порядку — скорее утомительной, чем увлекательной. Тем не менее поклонники книги могут посчитать эту жертву оправданной: в конце концов, нас окружают те же события и те же герои.

Сперва кажется, что невозможно придумать более удачный актёрский состав. Стю Рэдмана, идеального «хорошего парня», играет Джеймс Марсден, настоящий ветеран ролей хороших парней. Мудрой старой пророчицей матушкой Эбигейл становится Вупи Голдберг, а Александр Скарсгард продолжает семейное дело, задорно и яростно изображая ещё одного культового сверхзлодея миров Кинга — Рэндалла Флегга, Человека в чёрном. На месте даже Эмбер Хёрд, удивительно органичная в образе милой на вид девушки, которая оказывается опасной психопаткой. Хватает удачных образов и на вторых ролях: молодой актёр Оуэн Тиг ярко исполняет партию Гарольда Лаудера, молодого человека на верном пути к психозу, используя все возможные мышцы лица, ну а Эзра Миллер в роли Мусорного Бака играет даже теми частями тела, которых мы, возможно, и не заслужили.

«Противостояние»: экранизация Стивена Кинга про пандемию 6

Эзра Миллер исполняет, возможно, одну из самых жутких ролей в своей карьере

Несколько серий проходит в размеренном наблюдении за событиями из книги. Мы видим, как Редман выбирается из лаборатории, а Ларри Андервуд бежит из Манхэттена, следим за Гарольдом, Френни и прочими многочисленными героями. В какой-то момент даже начинает казаться, что в кои веки перед нами удачная экранизация Кинга. Не жалея бюджета, сериал эффектно изображает картины глобальной паники и разумно освежает книжный сюжет дополнительными сценами.

Так происходит до тех пор, пока флешбэки не кончаются. Лишая зрителя постепенного развития героев, бросая его в гущу событий и потусторонних интриг, сериал обнажает под собой простую религиозную историю. И, как всякая религиозная история без ярких персонажей, она рассыпается под грузом логических неувязок.

«Противостояние»: экранизация Стивена Кинга про пандемию 4

Дж. К. Симмонс появляется лишь в одном эпизоде — возможно, самой удачной сцене сериала

Банальность зла

Разносторонний, старательный и крайне дорогой актёрский состав играет с сериалом злую шутку: стремясь показать каждую из звёзд, сериал забывает о сюжете. За девять серий нам успевают представить несколько десятков персонажей. В книге каждый из них планомерно и тщательно развивался, логически подходя к своему финалу. В сериале же они второпях читают реплики и проигрывают флешбэки, сдобренные дорогой музыкой и профессиональным монтажом. В этом потоке коротких историй проще потеряться в списке героев, чем сформировать к ним хоть какую-то эмпатию.

Не все тропинки важны для сюжета, не все герои имеют равное значение. Стоило ли так подробно рассказывать историю Гарри Лаудера, у которого в сюжете чисто утилитарная роль? Стоило ли так полагаться на игру Вупи Голдберг, не написав ей достойных реплик? Стоило ли забывать о Нике в течение первых серий, второпях рассказывая о нём в дальнейшем, а затем тут же пытаясь вызвать сопереживание? Стоило ли превращать в отвязного психопата Мусорного Бака — униженного, забитого человека?

«Противостояние»: экранизация Стивена Кинга про пандемию 5

Безумной улыбкой и живой мимикой Оуэн Тиг слегка напоминает молодого Джима Керри. Проблема лишь в том, что в сюжете его слишком много

«Противостояние» можно считать одной из самых религиозных книг Кинга, но мистика в ней появляется далеко не сразу. Лишь к середине истории герои начинают видеть сны и видения, а главный злодей обретает всё больше инфернальных черт. К этому моменту мы уже давно знакомы с героями — вместе с нами они аккуратно нащупывают тропинку к тьме или свету.

В сериале, где мистические силы изначально направляют сюжет (и даже запускают сам механизм апокалипсиса), возникает ощущение, что поступки героев и вовсе не имеют никакого значения. Их действия предопределены пророчествами, выборы иллюзорны, а попытки выбраться из заколдованного круга не приводят ни к чему. История, которую Кинг рассказывал метафорично и размеренно, в сериале рвётся вперед с лобовой серьёзностью, и нам предлагают просто принимать её на веру. Так, последователи матушки Эбигейл в итоге оказываются лишь незначительными пешками в руках пророчества — их решения и действия либо интуитивны и нелогичны, либо направлены свыше.

«Противостояние»: экранизация Стивена Кинга про пандемию 3

В конце концов избранным героям достаётся задание… просто прийти в логово Зла и, грубо говоря, плюнуть ему в лицо. Герои следуют этому зову — даже не допуская, что Зло в ответ просто может утереться

Но главные проблемы сериала скрываются в Лас-Вегасе — местной «цитадели зла» Человека в чёрном. В книге Вегас был конкурирующим сообществом, коллективом таких же обычных граждан страны, только построенным на чуть более жестоких принципах и строгих правилах, чем коммуна Эбигейл. Флэгг долгое время пусть авторитарно, но грамотно управлял городом, провозгласив верховенство закона и порядка. Под стать идее он подбирал и «апостолов» — технических специалистов, бывших полицейских, а главной своей опорой сделал хитрого и расчётливого убийцу-беспредельщика.

Сериал же изображает Вегас как современную Гоморру — место разгульной вольницы, вечного кутежа, рабского труда и даже гладиаторских боёв. Изменились и образы помощников злодея, особенно его правой руки, теперь обычного грабителя-наркомана. Стремясь показать Флэгга идеальным злом, режиссеры опускаются до карикатуры, достойной средневековой религиозной агитки, а его «команда» производит впечатление некомпетентных неудачников, чьи действия успешны лишь благодаря всезнанию злодея.

«Противостояние»: экранизация Стивена Кинга про пандемию 2

Фиона Дуриф, известная по роли холистической убийцы из «Дирка Джентли», играет небольшую, но яркую роль распорядительницы местного сатанинского бала

Историю «Противостояния» можно было адаптировать для телевидения множеством путей: сделав полноценный сериал, сократив количество точек зрения, разбавив чёрное и белое разнообразными оттенками. Можно было добавить красок даже Человеку в чёрном — ведь за годы после выхода книги Рэндалл Флегг превратился в творчестве Кинга из банального посланника дьявола в самостоятельную многогранную фигуру. Шоураннеры сериала пошли самым простым и очевидным путем, решив просто кинуть в экранизацию внушительную сумму средств. Увы, для великих книг подобный рецепт смертелен.

Экранизация 2020 года не стала первой для «Противостояния» — впервые на экране история была рассказана в 1994 году, спродюсированная лично Кингом. Это был малобюджетный, но подробный и аккуратный пересказ книги. Сейчас для просмотра старой экранизации придётся пойти на жертвы — не обращать внимания на скудость постановки и локаций, дешевизну эффектов и малоизвестность актёров. И всё же исходному материалу она делает куда больше чести, равномерно и спокойно развивая характеры, во всём следуя темпу и манере повествования Кинга. И, возможно, знакомство с ней будет для зрителя куда более ценным опытом. В конце концов, не сама ли история рассказывает нам, что деньги не главное?

Финал от Кинга

«Противостояние»: экранизация Стивена Кинга про пандемию 8

Значительная доля новостей перед выходом «Противостояния» была посвящена серии, написанной самим Стивеном Кингом, — сообщалось, что для сериала автор решился переписать концовку! На практике от финала не стоит ждать ничего особенного: с тем же успехом серию можно было уложить в пять минут послесловия. Выжившие герои справляются с последствиями произошедшего и попадают в неприятную ситуацию, после чего понимают, что Зло и Добро будут с нами вечно.

И тем не менее именно здесь виден след настоящего Кинга — неторопливого, терпеливого автора, который умело расставляет силки сюжета и ловко играет с нашими ожиданиями. За героев начинаешь по-настоящему переживать, а развязка на один миг становится неочевидной. Жаль только, что девятая по счёту серия никак не оправдывает предыдущие восемь.

* * *

Незначительные изменения, мелкие сценарные ошибки, изменившийся темп повествования — «Противостояние» погубила не великая глупость, а тысяча малых. Почти не изменяя сюжет книги, все вместе они выставляют его наивной, непродуманной историей без какого-либо внятного послания, кроме очевидной религиозной аллюзии. С дорогой постановкой, дорогими актёрами, дорого закопирайченной музыкой сериал производит впечатление новогоднего сюрприза для дедушки Кинга от любимого внука — возмутительно щедрого и непродуманно безвкусного подарка.

Для фанатов Кинга знакомство с экранизацией «Противостояния» похоже на начало страшной истории: вы прибываете в место, которое, по слухам, должно быть идеальным. Знакомые люди улыбаются вам, знакомые образы старательно отыгрываются, знакомые события ожидаемо происходят. Но чем больше времени вы проводите в компании старых знакомых, тем явственнее проступает навязчивое, липкое, почти пугающее чувство ужасного провала. Как водится в страшных историях, это чувство поглотит вас слишком поздно — ровно в тот момент, когда мозаика из множества сценарных просчётов сложится целиком.

Оставляя комментарии на сайте «Мира фантастики», я подтверждаю, что согласен с пользовательским соглашением Сайта.

Читайте также

Статьи

Что почитать из фантастики? Книжные новинки марта 2021 12
0
4146
Что почитать из фантастики? Книжные новинки марта 2021

Сергей Лукьяненко, Гай Гэвриел Кей, Кристофер Руоккио, Нора Робертс и комикс от Виктории Шваб.

Пётр Бормор «Командная работа»
0
19758
Пётр Бормор «Командная работа»

«Сегодня всё должно быть на уровне. Без скандалов».

Читаем книгу «Кукольная королева» Евгении Сафоновой — тёмную сказку о взрослении и принятии утрат 1
0
43686
Читаем книгу «Кукольная королева» Евгении Сафоновой — тёмную сказку о взрослении и принятии утрат

В отрывке описывается загадочное Зазеркалье, иное измерение, где антагонист встречает старую знакомую и беседует с ней о судьбе главной героини, Тариши Бьорк.

Евгения Сафонова «Кукольная королева»
0
55538
Евгения Сафонова «Кукольная королева»

Тёмная сказка о взрослении и принятии утрат.

Амулет, мир тибетских духов и город ведьм: три фантастических комикса “МИФ” 2
0
57822
Амулет, мир тибетских духов и город ведьм: три фантастических комикса «МИФ»

Читателей ждёт магическое приключение Хранителя амулета, нетривиальная философская притча и сокровище для ценителей детализированных рисунков.

Невероятный полет фантазии. Тим Пауэрс и его книги. 2
0
67477
Невероятный полет фантазии: Тим Пауэрс и его книги

Визитной карточкой книг Пауэрса стали цитаты, аллюзии и отсылки, которыми изобилуют его произведения, давая внимательному читателю шанс заранее начать строить догадки о финале.

Мария Покусаева «Дурная собака»
0
258511
Мария Покусаева «Дурная собака»

Не зря старые предания гласят, что Фенрир предвещает большие перемены.

Во что поиграть в ожидании Diablo: старые «диаблоиды» 11
0
152288
Во что поиграть в ожидании Diablo: новые «диаблоиды»

Копаемся в «Вархаммере», «Майнкрафте», игре от авторов Titan Quest, а также изучаем «тёмную лошадку».

Спецпроекты

Top.Mail.Ru

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: