
«Хроники Шаннары» явно не станут лучшим сериалом года. Это очень противоречивое шоу. Многие бросят его, не досмотрев, потому что ожидали чего-то совершенно иного. Но со временем эта история может занять место рядом с «Зеной», «Чародеем» и «Зачарованными» как не хороший, но любопытный образец жанра. «Шаннара» может понравиться — если это действительно «ваше». Главное — понимать, чего от сериала стоит ждать, а чего нет.
Это экранизация подростковой книги «под Толкина»
Жанры: фэнтези, постапокалипсис
Продюсеры: Альфред Гоф, Майлз Миллар
В ролях: Поппи Дрейтон, Ивана Бакеро, Остин Батлер
Первоисточник: роман Терри Брукса «Эльфийские камни Шаннары»
Премьерный показ: январь-март 2016, MTV
Продолжительность: 10 серий по 40 минут
Похоже на: «Властелин колец» (2001–2003), «Грозовые камни» (1999), «Чародей» (1995)
Сериал основан на втором томе цикла «Шаннара» Терри Брукса. Это лёгкое приключенческое фэнтези для подростков и ролевиков, написанное во времена, когда замшелые штампы о Силах Тьмы и Избранных не считались чем-то зазорным.
Поэтому так странно читать в интернете фразы типа «MTV не сумели создать свою «Игру престолов». Это звучит как «Гарри Поттер» — провальный фильм ужасов». MTV помнят, кто их аудитория, и неспроста выбрали именно этот цикл. «Хроники Шаннары» с самого начала рассчитаны на молодёжь.
Да, экранизация далека от точной. Продюсеры Гоф и Миллар («Тайны Смоллвиля») добавили в невинную историю Брукса больше крови и намёков на секс. Сюжет порой делает неожиданные повороты, которыми в романе и не пахло, появляются новые персонажи и пропадают старые. В конце сезона целые эпизоды не имеют ничего общего с книгой.
Но основа осталась прежней: типичное фэнтези о Тёмном Властелине, Пророчестве, Избранной, мудром наставнике и «они всё время куда-то идут». И вот предупреждение номер один: «Шаннара» не для вас, если вы никогда не зачитывались такими книгами. Терри Брукс писал «под Толкина», и даже после переработки это заметно.
А MTV и не пытались это скрывать. Они почти с гордостью показывают, что их образец для подражания — киносага Питера Джексона о Средиземье. Натуру снимали в Новой Зеландии, дворец эльфов с «древесными» мотивами похож на Ривенделл, а демоны — вылитые орки. Вдобавок в сериале заняты три актёра из фильмов Джексона. Ману Беннет (экс-орк Азог) играет друида Алланона, местный аналог Гэндальфа, Джед Брофи (экс-гном Нори) — вождя демонов Дагдамора, а Джон Рис-Дэвис (экс-гном Гимли) — вот же ирония, старого короля эльфов Эвентина.
Читайте также

Интервью с Терри Бруксом, автором «Хроник Шаннары»
5 января 2016 года на экраны выходит телесериал «Хроники Шаннары». В преддверии премьеры мы решили поговорить с Терри Бруксом, автором многотомной фэнтези-эпопеи, на которой основан сериал.
У «Шаннары» очень странный мир
Да, эльфы тут бывают старыми. Об этом стоит рассказать подробнее.
Брукс копировал Толкина не во всём. Мир «Шаннары», Четыре земли — это наша Земля через тысячи лет после апокалипсиса. Здешние «тролли» и «гномы» — это сильно изменившиеся люди, названные в честь мифических созданий. А эльфы и вовсе отличаются от homo sapiens только острыми ушами.
Поэтому готовьтесь склеивать шаблон, когда седой эльфийский король с изумлением скажет Алланону: «Ты совсем не постарел за тридцать лет!». Или когда эльфийский принц будет упрямо повторять, что не верит в магию. «Будьте реалистами, демонов не существует! Настоящая проблема — это гномы!»
Гоф и Миллар могли бы выдержать стиль «под Толкина» до конца и отказаться от запутанной мифологии Брукса. Но они поступили наоборот: постапокалипсис бросается в глаза на каждом шагу. Тут и там валяются заржавевшие остовы машин и высятся руины небоскрёбов. Люди одеты в кожу и металл и выбривают ирокезы, как герои «Безумного Макса». Гномы выглядят как уродливые мутанты, а тролли носят противогазы. Ну а эльфы так похожи на людей, что среди них тоже есть чернокожие и азиаты.
Ближе к концу отсылки к реальному миру, которых в книге не было, лезут из всех щелей. Порой это выходит остроумно — например, когда герои находят кубики для игры в D&D или смотрят отрывок «Звёздного пути», принимая Спока за эльфа. Но куда чаще эти отсылки раздражают — особенно сцена, где Эретрия попадает на современную дискотеку. Эта мешанина делает мир «Шаннары» оригинальным, но дико пёстрым, нелогичным, не складывающимся в единую картину.
И это предупреждение номер два: не ждите средневекового очарования «Властелина колец». Четыре земли — это странное место, где вам дают пророчество из волшебной книги друидов, но чтобы исполнить его, нужна схема метро Сан-Франциско.
Любви тут не меньше, чем войны
Экранизацию не случайно начали со второго тома — именно в нём есть две сильных героини и любовный треугольник. Эти героини, Амберли и Эретрия, полностью затмевают трусоватого Вила. Это они командуют, дерутся и спасают мир, а также соперничают за сердце красавчика.

Девочка из «Лабиринта Фавна» (Ивана Бакеро, справа) подросла и теперь показывает эльфийской принцесске её место.
Но главное, в отличие от целомудренной книги, сериал полон любовных историй и намёков на секс. Сам процесс на экране не показывают, но голые спины, попы и торсы, чаще всего мужские, мелькают не раз. А смазливых эльфийских юношей хватило бы на пару бойз-бэндов. Заметно, что MTV старательно начинял «Шаннару» фансервисом для юных зрительниц. Его не слишком много, но это третье предупреждение: тем, кого подобное раздражает даже в малых дозах, сериал противопоказан.
Нет, в мелодраму «Шаннару» не превратили. Недолгие поцелуи под кустом не влияют на основной сюжет, в основе которого — поход на край света с приключениями, погонями, пленом и предательством. Но и на масштабные сражения у MTV, увы, не хватило денег. У Брукса полкниги состояло из описания войны демонов с эльфами. А в сериале битва двух армий происходит только в конце последнего эпизода и выглядит как мелкая заварушка.
Так зачем же его смотреть?
Для начала затем, что сериал на редкость качественный и красивый. Пейзажами и декорациями можно подолгу любоваться. Дворец эльфийского короля, просторы Новой Зеландии, заснеженная крепость Пикон, гигантское древо Элькрис, даже вроде бы неуместные руины зданий XXI века — всё это завораживает и впечатляет.
Кроме того, «Шаннара» — неплохое приключение с динамичными погонями и драками. Сюжет очень наивен, но вольности сценаристов, придумавших многие эпизоды с нуля, делают его не таким предсказуемым, как в книге.
Читайте также

Почему мало хороших фэнтези-фильмов?
Пять главных проблем нашего любимого жанра.
И, наконец, «Хроники Шаннары» — редкий случай, когда дорого и качественно экранизировали настоящее, «высокое» эпическое фэнтези. Да, книгу выбрали не ту — лучше бы такие средства и силы вбухали, к примеру, в адаптацию «Ведьмака». Но в дни, когда большая часть фэнтези-экранизаций — это «старые сказки на новый лад», каждый оригинальный мир стоит ценить, даже такой.
Смотреть «Хроники Шаннары» стоит тем и только тем, кто любит классическое фэнтези. Если вы готовы терпеть перечисленные недостатки, чтобы на несколько часов переселиться в мир эльфов и демонов, — это сериал для вас. Те, кто ищет нестандартные и умные истории для взрослых, — проходите мимо.

Рекомендуем
Александр Ремизов
Оставляя комментарии на сайте «Мира фантастики», я подтверждаю, что согласен с пользовательским соглашением Сайта.