«Высотка»: голый Хиддлстон и французская революция

21854
3 минуты на чтение
Молодой врач Роберт Лэнг поселяется на двадцать пятом этаже элитной высотки, спроектированной гениальным архитектором. В здании есть все для комфортной жизни: бассейн, спортзал, супермаркет и веселая дама модельной внешности, устраивающая отвязные вечеринки. Но что-то в этом доме мечты нечисто. Точнее - невообразимо грязно. И непонятно, кто виноват и что делать.
High-Rise

Жанр: социальная драма, антиутопия

Режиссёр: Бен Уитли

В ролях: Том Хиддлстон, Джереми Айронс, Сиенна Миллер, Люк Эванс

Премьера в России: 14 апреля 2016

Возрастной рейтинг: 18+

Похоже на:

«Повелитель мух» (1990)

«Космополис» (2012)

Фильм начинается с трупа с телевизором на голове и сцены «Как я съел собаку» (почти по Гришковцу), снятой под лирическую музыку в томных золотых тонах. После чего нас возвращают к событиям трехмесячной давности, и мы постепенно узнаём, почему Лэнг (Том Хиддлстон) ел собаку и как брюки его стильного костюма превратились в «элегантные шорты».

Поскольку стиль для «Высотки» важнее, чем почти отсутствующий сюжет, отметим важную деталь: это не шорты. Это кюлоты – одежда французского «третьего сословия», тех самых людей, которые взяли Бастилию и устроили такой хаос и кровавый террор, какие и не снились режиссеру Бену Уитли. Лэнгу не имело смысла обрезать свои брюки, не будь «Высотка» иллюстрацией к французской революции, зачем-то перенесенной в ретро-футуристические 1970-е.

Именно «зачем-то»: предпосылок бунта, когда верхи не могут, низы не хотят, а кушать хочется, фильм не показывает. Он слишком сосредоточен на визуализации и фетишах. Особенно на Томе Хиддлстоне: вот он голый, вот он одетый, вот он в изящной позе со страниц журнала GQ, вот он танцует со стюардессами и вертит попой, вот он в рассветных лучах, во тьме ночной, при свете дня.

Если поклонниц Тома ЭТО не сделает счастливыми, то угодить им в принципе невозможно

Помимо звезды «Тора» во всех ракурсах, камера любовно изучает обстановку. Сначала интерьеры и пейзажи в рекламном духе: лазурное небо с белыми облачками, на фоне которого зловеще позирует Высотка, мебель как из каталога, скоростные лифты, как принято в фантастическом кино. Дальше – гламур и dolce vita: прически, макияж, маникюр, хрусталь, мартини, алые маки на изумрудной травке, Джереми Айронс в белом пальто стоит красивый. И под конец с таким же смаком рисуются хаос и разгром; тут в ход идет всё, особенно удаются оператору окурки.

Главная проблема «Высотки» в том, что фон не просто выдвинут на первый план — он заменяет персонажей. Они теряются за бетонными парапетами, свечными огнями, красными маками и горами мусора. Но если без психологических портретов еще можно поставить кино о коллапсе общества, раздав персонажам маски «верхов» и «низов», то без объяснения причин, приведших это общество к коллапсу, делать социальную сатиру бессмысленно. В «Броненосце "Потемкин" было червивое мясо. В "Матрице" — восстание против машин. А как "Высотка" дошла до жизни такой? Что может превратить цивилизованного человека в дикаря, живущего инстинктами?

В романе Джеймса Балларда, по которому снят фильм, можно найти ответы на вопросы, оставшиеся неразгаданными в фильме. Экранизация, увы, предлагает только укороченные штаны и символизм на уровне учебника истории: элита проводит вечеринку в костюмах аристократов XVIII века, архитектор Высотки носит фамилию Ройял, а продавщица с «нижних» этажей учит французский.

На случай, если вы не поняли тонких аллюзий на Французскую революцию, вам подадут их прямо в лоб

Социального исследования у Уитли не вышло, но, похоже, режиссёр и не ставил такой задачи. Ему достаточно было снять визуально эффектную, неприятную, холодную и бесстрастную картину разложения со здоровой долей больного абсурда. Правда, в России все эти ужасы могут пролететь мимо кассы. Забитый мусоропровод, перебои с электричеством, орущие соседи, пустые магазинные полки, сигаретные бычки… И чего мы, кроме голого Хиддлстона, в этой антиутопии не видали?
Итог: не худший образец ретро-футуризма, но для портрета больного общества в нем недостает интереса к обществу. Зато секс, насилие, поедание собаки и грязь в кои-то веки несут идейную нагрузку.

Оценка

6

оценка

УДАЧНО

  • яркий визуальный стиль
  • черный юмор и абсурд
  • достойные актерские работы

НЕУДАЧНО

  • преобладание формы над содержанием
  • сюжетные дыры

Если вы нашли опечатку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Статьи

Кино

Лучшие фильмы 2025 года: фантастика, ужасы и атмосфера эпохи

Кино

Как создавалась «Бразилия» Терри Гиллиама: от названия до битвы за концовку
История «1984 с половиной»

Кино

Фильм «Бегущий человек»: сравнение с книгой и предыдущей экранизацией
Are you ready for pain?

Кино

«Аватар: Пламя и пепел»: объясняем, что не так с этим прекрасным фильмом
Кажется, этот фильм вы уже видели.

Кино

Фильм «Поймать монстра»: убойная смесь «Леона» с «Полтергейстом» и «Джоном Уиком»
Режиссёрский дебют создателя «Ганнибала» и «Американских богов».

Кино

Как создавался «Аватар»: «забытый» блокбастер Джеймса Кэмерона
Как самый кассовый фильм вырос из снов, рисунков и новых технологий.

Кино

Фильмы и сериалы по книгам: точные экранизации фантастики и фэнтези
Книга лучше, но режиссёр её точно читал!

Кино

«Эдвард Руки-ножницы». Как Тим Бёртон впервые снял Джонни Деппа
Самый личный фильм Тима Бёртона.

Кино

Какие фильмы смотреть в декабре 2025? «Аватар», аниме и азиатское кино
А также несколько отечественных комедий.

Кино

Какой могла быть новая трилогия «Звёздных войн» по сценарию Джорджа Лукаса
Что мы знаем о черновиках создателя далёкой галактики.
Показать ещё