
Dirk Gently’s Holistic Detective Agency
Жанр: фантастический комедийный детектив
Продюсер: Макс Лэндис
В ролях: Элайджа Вуд, Сэмюэл Барнетт, Ханна Маркс
Премьерный показ: октябрь – декабрь 2016, BBC America
Продолжительность: 8 серий по 40 минут
Похоже на: «Доктор Кто», «Утопия», «Шерлок»
С самого первого анонса от шоу ждали чего-то удивительного, ведь в его формуле полно взрывных компонентов: вечный хоббит Элайджа Вуд и задорный Сэмюэл Барнетт в главных ролях, безумный Макс Лэндис («Хроника») в кресле продюсера, композитор «Утопии» Кристобал Тапия де Веер. Наконец, сериал снят по мотивам книги Дугласа Адамса, создателя «Автостопом по галактике». Шоу не повезло выйти почти одновременно с гигантами «Мир Дикого Запада» и «Чёрное зеркало», в тени которых легко затеряться. Но сериал удержался на плаву и был продлён на второй сезон. Так за что же зрители полюбили «Холистическое детективное агентство Дирка Джентли»?
Читайте также

Почему вы должны посмотреть «Детективное агентство Дирка Джентли»
Безумная смесь «Доктора Кто», «Утопии» и «Шерлока» никого не оставит равнодушным.
Динамичный и непредсказуемый сюжет с первой же серии вышибает дух из любителей затянутых диалогов и созерцательных кадров. Поначалу кажется, что сценарист Макс Лэндис постоянно торопит события: то появляется четвёрка отмороженных хулиганов, то с неба сваливаются жуткие фанатики с арбалетами, то полицейские садятся главным героям на хвост. Но позже вся эта неразбериха начинает складываться в единую фантастическую историю в духе «Доктора Кто».
Сравнение с «Доктором» не случайно. Внимательный зритель с первой же серии «Дирка Джентли» заподозрит неладное: экстравагантный молодой человек, его помощник, намёки на «тайми-вайми»… Дело в том, что Дуглас Адамс в 1979 году работал над сценариями для семнадцатого сезона «Доктора Кто» (в это время Доктора играл Том Бейкер). А в 1987-м он написал детективный роман «Холистическое детективное агентство Дирка Джентли», где использовал некоторые идеи и персонажей из этих сценариев.
Сериал выдерживает практически идеальный темп и вдребезги разбивает детективные клише. Вы правда думаете, что герой займётся поиском улик и допросом подозреваемых? Нет, эксцентричный Дирк Джентли — не простой детектив, а холистический, значит, он будет искать закономерности и взаимосвязи в происходящих событиях, надеясь таким образом раскрыть загадочное убийство в пентхаусе. Джентли следует принципу «всё связано» — главному слогану сериала, который подчиняет себе все события и детали. Важна каждая мелочь: от пробегающей мимо собачки до повторяющихся фраз из уст разных героев.
Лэндис умело переплетает несколько сюжетных линий, перемещая фокус не только в пространстве, но и во времени (и дело тут не только во флешбэках). Самые интересные сцены — те, в которых пересекаются линии разных героев. Например, встреча Аманды и «Бешеной тройки» (не спрашивайте, почему их четверо!), которая заканчивается неожиданным союзом. Или допрос Тодда и Дирка, проливающий свет на происхождение Джентли. Но эти сцены ничего бы не стоили без главной находки сериала — неоднозначных и запоминающихся героев.

Детектив Эстевез — пожалуй, самый противоречивый герой сериала. Кстати, в руках у него ценная улика.
После первой серии может сложиться ложное впечатление, что сериал построен исключительно на взаимодействии чудака Дирка и бесхитростного Тодда. Действительно, при первом появлении холистический детектив крадёт всё зрительское внимание. Но чем дальше, тем больше появляется «экранной химии» и между другими персонажами. Двое полицейских обсуждают дело в лучших традициях бадди-муви, злодеи ссорятся и не могут прийти к единому мнению, а холистическая убийца и её неожиданный приятель учат друг друга преодолевать жизненные трудности.
Лэндис прописал, а актёры воплотили очень разных и чертовски запоминающихся персонажей. Особенно хороши герои второго плана: Майкл Эклунд в роли белобрысого Мартина, лидера «Бешеной тройки», и многоликий Патрик Спринг в исполнении Джулиана Макмэхона. За восемь эпизодов Лэндис провёл потрясающую работу с каждым из героев. Одних он раскрывает с совершенно неожиданной стороны, других заставляет принимать тяжёлые решения, а третьих бесповоротно убивает.
В этом ещё одно важное отличие от «Доктора Кто»: Лэндис сделал своё шоу более взрослым. Он не стесняется следов крови, драматичных убийств и шокирующих сцен, но при этом ему не изменяет чувство меры. Особенно удались финальные пять минут — это очень правильный клиффхэнгер, который не обрывает повествование, а скорее задаёт тон на весь следующий сезон. Финал «Дирка Джентли» вообще стоило бы занести в учебники по сериальной драматургии.
За фантастическим антуражем и детективным сюжетом скрывается простая, но вечная тема дружбы. Лэндис обошёлся в своём сериале без романтической линии, и это позволило ему показать многогранность и значимость отношений между друзьями. На это направлена и вся «химия» между персонажами: герои учатся прощать друг друга и принимать со всеми недостатками.
* * *
«Холистическое детективное агентство Дирка Джентли» — отменное развитие идей Дугласа Адамса, приправленное юмором и безумием. Таким мог бы стать «Доктор Кто», будь он немного смелее.
Хочется верить, что и во втором сезоне у Лэндиса получится сохранить тот же градус напряжения и абсурда. По слухам, следующий сезон «Шерлока» — последний, а значит, скоро на экране будет не хватать эксцентричных детективов.
Сериал входит в:

Фантастика-2016: 10 лучших сериалов года
Истории и герои, которые стали символами 2016 года.

Краудфандинг
Рекомендуем
Оставляя комментарии на сайте «Мира фантастики», я подтверждаю, что согласен с пользовательским соглашением Сайта.