64

Чем настольная игра «Непостижимое» ужаснула бы самого Лавкрафта

5 августа 2022
05.08.2022
282590
4 минуты на чтение
Чем настольная игра «Непостижимое» ужаснула бы самого Лавкрафта 7

На дворе 1913 год: лишь шесть лет спустя Лавкрафт напишет о Дагоне, но пароход «Атлантика» уже плывёт через Атлантику в Бостон, где художник Пикман рисует с натуры всевозможную нечисть. Одна беда: у пары членов экипажа обнаружились черты иннсмутской внешности — генетического наследия обитателей морских глубин, делающего их полулюдьми-полурыбами. На радостях они тайно решают поделиться прелестями подводной жизни с остальным экипажем — в духе песни «Короля и Шута» («Новой расы молодой вид родился под водой»), которую, поговаривают, до сих пор играет свита Азатота.

Чем настольная игра «Непостижимое» ужаснула бы самого Лавкрафта

Unfathomable

Тип игры: хоррор-стратегия со скрытыми ролями
Автор: Тони Фанчи
Издатель: Fantasy Flight Games
Издатель в России: Hobby World
Количество игроков: 3–6
Возраст игроков: 14+
Время игры: 120–240 минут
Похоже на: Battlestar Galactica • «Ужас Аркхэма»

Как уже догадались знатоки, путешествие экипажа «Атлантики» — это переработка игры Battlestar Galactica, только замаскированных андроидов-сайлонов тут заменили глубоководными отпрысками Дагона и Гидры. Две особенности выделяют «Непостижимое» среди других игр с тайными ролями: необходимость борьбы за жизни (и души) безликих пассажиров и невозможность убить соперника. К тому же в отличие от предшественницы новая игра подразумевает гораздо большее и отнюдь не декоративное участие NPC — пассажиров и глубоководных.

При этом «Непостижимое» лишено сюжетной линии в традиционном понимании. Как и во многих играх с тайными ролями, элементы фабулы задаются испытаниями и коллизиями из Колоды мифов, открывающими момент дуэли навыков — созидательных и «предательских». Они призваны благополучно разрешить или, наоборот, усугубить ситуацию: приблизить долгожданное прибытие в Бостон или не менее долгожданное (для части игроков) кораблекрушение.

С последним всё не так однозначно: помимо персонажей-гибридов, при игре вшестером одному из игроков достанется роль культиста, который хоть в своей проданной Дагону душе и поддерживает гибридов, но переплывать Атлантику без корабля ещё не научился. Играть за этого персонажа сложнее, но и интереснее всего: нужно вредить экипажу посильно, но умеренно, выполняя функции своеобразного двойного агента. 

Чем настольная игра «Непостижимое» ужаснула бы самого Лавкрафта 2

В игре невозможно окончательно убить игрока-соперника, при том что атаковать раскрывшихся предателей можно и должно. Да, дуэли между персонажами в процессе игры будут случаться не реже испытаний навыков, но поражённый человек чаще всего отправляется в лазарет, а гибрид — в карцер. Опять же, и тот и другой, используя свои навыки, могут вернуться к активному участию. В мифах Ктулху смерть далеко не всегда становится финалом истории персонажа — порой это смена состояний бытия, а потому гибриды и культист не предают остальную команду, а открывают ей «очарование» подводного мира, существующего в гармонии со стихиями природы. Радикальные экологи такой подход, безусловно, оценят.

А прочие игроки оценят непреходящие уловки фатума: ровно на середине пути вас ожидает вторая сдача карт лояльности — после неё член экипажа, который всю предыдущую игру спасал корабль, может увидеть, что стал носителем иннсмутской внешности. И развернуть свои цели на 180 градусов.

Чем настольная игра «Непостижимое» ужаснула бы самого Лавкрафта 5

Природные стихии в «Непостижимом» воплощаются в хорошо знакомых, обитающих на дне океана монстрах — морских монархах Отце Дагоне и Матери Гидре, которым прислуживает компания глубоководных деток. Те, насылаемые Отцом, на протяжении игры будут проявляться и обретаться на палубе, застенчиво ища подходящего общения (и немножко — съедения) представителей человечества, а Мать, видимо, в воспитательных целях, будет дружелюбно помогать гибридам разрушать корабль. Над всеми этими драматическими перипетиями тяготеет трек путешествия: его завершение определит победу людей.

Художественное оформление игры в целом добротное. Но если рисунки корабля, персонажей и карт радуют тонкостями художественных штрихов, а местами и чувством тёплой ностальгии по «Ужасу Аркхэма», то скульптурные фигурки глубоководных и их родителей-предводителей оказываются довольно предсказуемыми. Напомним, что Лавкрафт не давал точного описания внешности ни Дагона, ни Гидры, оставляя дизайнерам полную свободу творчества. Увы, создатели «Непостижимого» не рискнули экспериментировать. Фигурки Дагона и Гидры напоминают вариации Ктулху — вплоть до рисунка на коробке, где морское чудище атакует. 

Чем настольная игра «Непостижимое» ужаснула бы самого Лавкрафта 1

Однако, чтобы механика игры заработала, важны не только красота оформления и продуманность правил (на освоение которых может уйти немало времени, и, вероятно, хотя бы один пробный розыгрыш), но и роли персонажей. Создатели игры пошли дорогами детективной линии, вспомнив истину, которую давно осознали преемники Лавкрафта в борьбе за титул Короля ужасов. Не так важно продолжать мифы, важнее наполнить их реалиями окружающей действительности, её характерами и типажами.

И «Непостижимое» несёт отпечаток современных реалий, а именно мультикультурализма. Здесь в одну команду объединили самоанскую капитаншу, французского инженера, русского хирурга (кстати, образ основан на реальной личности, Вере Гедройц), первого помощника-сикха, цыганку-безбилетницу, американского оружейника (который в оригинале ещё и небинарная личность). Такой набор персонажей, пожалуй, привёл бы самого Лавкрафта в ужас. Но, как говорил один из исследователей лавкрафтианства Абулхаир Ерлан, в Лавкрафте есть заряд, который уничтожает автора и спасает себя от него, обнажая того напуганного обнищавшего аристократа, которым Лавкрафт был. «Непостижимое» — это лишь драма в декорациях Лавкрафта, где режиссером выступит Ваше воображение.

Unfathomable может не понравиться консервативным поклонникам Лавкрафта, но непременно пополнит число его новых любителей. А заодно заставит вас ещё не раз всматриваться в окружающих и даже в собственное отражение в попытке различить черты иннсмутской внешности.

Чем настольная игра «Непостижимое» ужаснула бы самого Лавкрафта 3

Оставляя комментарии на сайте «Мира фантастики», я подтверждаю, что согласен с пользовательским соглашением Сайта.

Читайте также

Статьи

«Та, что стала Солнцем»: драматичное фэнтези, вдохновленное историей Китая
0
18181
«Та, что стала Солнцем»: император Китая, вы женщина?

Главный герой основан на реальной личности — первый император династии Мин, бывший крестьянин и монах, возглавивший восстание против монголов.

«Добыча»: правильный Хищник против настоящих индейцев
0
71305
«Добыча»: правильный Хищник против настоящих индейцев

Охотничьи хитрости, кровавые битвы, и в кои-то веки достаточно внимания уделено самому яутжа.

Мир фантастики №225 (август 2022) 5
0
102220
Мир фантастики №225 (август 2022)

Длинные статьи во всех проявлениях.

Женщина-Халк
0
116619
Женщина-Халк: Красота и страшная сила

Адвокат, член Мстителей и Фантастической четвёрки, сестра Брюса Беннера.

Фриц Лейбер «Черный гондольер». Неполиткорректная фантастика полузабытого классика
0
163092
Фриц Лейбер «Черный гондольер». Неполиткорректная фантастика полузабытого классика

Мистика и хоррор от одного из столпов «золотого века».

Ностальгируем по старым добрым сериалам в 51-м выпуске подкаста
0
360034
Ностальгируем по старым добрым сериалам в 51-м выпуске Фантастического подкаста

Скорее включайте телевизоры и подпевайте мелодии из заставки!

«Песочный человек»: дождались чуда или нет? 10
0
195324
«Песочный человек»: дождались чуда или нет?

Удачно ли Люциферу и Константину сменили пол, и чего сериалу больше всего не хватает.

Комикс «Множество смертей Лейлы Старр»: как Смерть однажды уволили 4
0
286932
Комикс «Множество смертей Лейлы Старр»: как Смерть однажды уволили

Философская мифологическая история в духе Геймана, которая учит ценить жизнь и не бояться смерти.

Спецпроекты

Top.Mail.Ru

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: