«Кошмары Лунного сада»: жуткая Страна Чудес как метафора семейных проблем

29 октября 2023
Мария Лебеденко
29.10.2023
363231
4 минуты на чтение
«Кошмары Лунного сада»: жуткая Страна Чудес как метафора семейных проблем 3

Малышка Эмма в коме — она упала с лестницы, когда убегала от очередной ссоры родителей. Чтобы вернуться к жизни, ей предстоит проделать долгий путь по мрачному и странному миру, а ещё постараться не угодить в лапы монстра, пьющего детские слезы…

Moon Garden

Жанр: ужасы
Режиссёр: Райан Стивенс Харрис
В ролях: Оги Дьюк, Брионн Дэвис, Хэйвен Ли Харрис, Мик Игнис
Премьерный показ: 10 июня 2022 года (мир), 12 октября 2023 года (Россия)
Продолжительность: 97 минут
Похоже на: «Лабиринт Фавна», «Коралина в Стране кошмаров», «Город потерянных детей»

Тема детских страхов неисчерпаема. Во-первых, воображение ребенка может сотворить то, до чего никогда не додумается испорченный реальностью взрослый. А во-вторых, в каждом из нас где-то глубоко внутри сидит маленький мальчик или девочка, который боялся спать без света. Ничего удивительного, что именно к этому благодатному источнику обратился режиссёр Райан Харрис, когда задумал свой третий полнометражный фильм ужасов. 

Первый хоррорный блин у Харриса, как это частенько бывает, вышел комом. Медицинская страшилка «Вирус Х» 2010 года о врачах, запертых в бункере наедине со смертельной заразой, была вторичной малобюджетной поделкой, которая быстро затерялась в потоке такого же низкокачественного кино. Второй фильм, «What’s eating Todd?» (2016), городская легенда о чудовище, похитившем юношу, и вовсе прошёл для зрителя незамеченным. Если честно, та же участь постигала и все прочие картины Райана — в его недлинной фильмографии нет ни одного по-настоящему громкого успеха.

Казалось, что Харрис обречён так и остаться киноделом пятого эшелона, тихо снимающим никому не известные картины. Но он рискнул ещё раз ступить на скользкую дорожку хорроров — и удариться в эксперименты. Результат получился неожиданно интересным — возможно, «Кошмарам Лунного сада» суждено стать визитной карточкой режиссёра. 

«Кошмары Лунного сада»: жуткая Страна Чудес как метафора семейных проблем

Хотя поначалу кино особых восторгов не вызывает. Кажется, что мы всё это где-то уже видели: и пару, которая с упоением разрушает дышащий на ладан брак; и ребёнка, который бежит от жизненных проблем в мир фантазий; и даже мрачный вариант Страны чудес, на тему которого рассуждали и Гильермо дель Торо, и Генри Селик, и даже Американ МакГи. 

Но ощущение вторичности быстро проходит, как только рыжеволосая Эмма (дочь режиссёра Хэйвен Ли Харрис) ступает серебряными башмачками на дорогу вовсе не из жёлтого кирпича. Вселенная по ту сторону комы, где голоса родителей можно услышать лишь через старенький радиоприёмник, переполнена деталями, в ней царит неповторимая атмосфера психоделической жути. «Кошмары» сняты на просроченную 35-миллиметровую плёнку, и крупное «зерно» делает их похожими на старые ужастики — картинка выходит очаровательной и очень ламповой. 

Главное, от чего у любого поклонника страшных фильмов (да и просто кино) наверняка сведёт олдскулы, — это практические эффекты. Лёгких путей Харрис решил не искать: компьютерная графика использована буквально в паре сцен, где без неё совсем не обойтись, а все остальные чудеса и чудища созданы при помощи старой доброй бутафории, грима и игры с ракурсами. К работе подошли с выдумкой и любовью. Например, небо, на которое по лестнице взбирается Эмма, облака и молнии воплощали при помощи аквариума со сгущённым молоком, а секундный эпизод с мгновенно гниющими фруктами снимали четыре месяца. 

«Кошмары Лунного сада»: жуткая Страна Чудес как метафора семейных проблем 1

В результате «Кошмары Лунного сада» получились настоящим визуальным пиршеством — каждую локацию, в которую попадает героиня, хочется рассматривать отдельно. При этом назвать фильм особенно страшным всё-таки нельзя – тут нет традиционных скримеров и откровенно мерзких моментов, да и здешние монстры выглядят скорее необычно, нежели пугающе. Но именно в этом и состоит прелесть фильма — он по-своему красив. Причудливые машины по сбору детских слёз заставляют вспомнить о стимпанковых агрегатах из «Города потерянных детей», самоходный носорог отлично вписался бы в любой фильм Гиллиама, а главное зло фильма — жуткий Щелкунчик с пустотой вместо лица — словно вышло из тех самых страшилок, которые все рассказывали друг другу в детстве. 

Особенно хорошо эта мрачная эстетика работает на контрасте с самой Эммой. Пятилетняя малышка выглядит ангелом, по недоразумению угодившим в преисподнюю, а её непосредственная реакция на странности потустороннего мира вызывает улыбку. Кажется, что иногда юная актриса действительно принимала происходящее за чистую монету, — уж очень натуральные эмоции она демонстрирует. 

К сожалению, того же нельзя сказать о взрослых персонажах. Вставки с родителями Эммы вышли шаблонными и блёклыми. Трудно показать супругов на грани развода скучней, чем это сделали Оги Дьюк (истеричная мать) и Брионн Дэвис (отец-трудоголик).

«Кошмары Лунного сада»: жуткая Страна Чудес как метафора семейных проблем 2

Именно в линии с реальностью кроется главный недостаток «Кошмаров» — дикая Страна чудес с обычной жизнью просто-напросто не стыкуется. Параллели с «Лабиринтом Фавна» напрашиваются сами собой, но у Офелии каждая встреча с неизведанным была испытанием, служила параллелью ужасам войны в настоящей жизни. Крошечная Эмма же раз за разом проходит один и тот же сюжет о разрыве родителей, а все чудаковатые персонажи пришиты к нему весьма условно — так, словно их сначала придумали, а уже потом попытались подогнать к истории семейного абьюза. 

Скорее всего, соединить две половинки фильма помешал возраст героини. Устроить ей такое же чистилище, как более взрослой Офелии, невозможно — пятилетний ребенок просто хочет, чтобы папа и мама снова были вместе, и все улыбались. С этой нехитрой мыслью девочка и идёт вперёд — прямо до смазанного, но логичного финала. 

 

Красивая мрачная сказка, в которой великолепные образы оказываются важнее слабенького наполнения. «Кошмары Лунного сада» станут настоящей находкой для тех, кто устал от глянцевых хорроров с однообразными пугалками из-за угла, — особенно если простить огрехи сюжета.

Читайте также

Статьи

Тёмная сторона Вселенной: что такое тёмная материя и как ее найти 5
0
982
Тёмная сторона Вселенной: что такое тёмная материя и как ее найти

Как изучают мрак, из которого состоит вселенная

«Чужой» среди своих: лучшие кроссоверы с участием ксеноморфов 12
0
43990
Чужой против Терминатора, Баффи и Черепашек-ниндзя: самые безумные кроссоверы

Как будто кто-то сомневался, что ксеноморф может драться вообще с кем угодно

Кричим в космосе в компании Чужого в
0
106168
Кричим в космосе в компании «Чужого» в 123 выпуске «Фантастического подкаста»

Обсуждаем самую ползучую и кислотную франшизу ко всемирному «дню Чужого»

Роберт Джордан, Брендон Сандерсон «Грядущая буря». Первый шаг к последней битве
0
62079
Роберт Джордан, Брендон Сандерсон «Грядущая буря». Первый шаг к последней битве

Апофеоз великой фэнтезийной эпопеи

Скандал со Sweet Baby Inc. Правда ли, что за «повесточку» в играх платят?
0
105468
Скандал со Sweet Baby Inc. Правда ли, что за «повесточку» в играх платят?

Наш автор погрузился в бездны нижнего интернета и дебри экономики, чтобы найти ответ.

«Сто лет тому вперёд» — не Алиса? Отличия от оригинала, вселенная, отсылки и пасхалки 12
0
167542
«Сто лет тому вперёд» — не Алиса? Отличия от оригинала, вселенная, отсылки, плагиат или нет

Разбираем мир 2124 года со спойлерами!

Роман Суржиков «Кукла на троне». Интриги внутри интриг
0
223340
Роман Суржиков «Кукла на троне». Интриги внутри интриг

Третий том фэнтезийной эпопеи об очередной «игре престолов»

«Мятежная луна: Дарующая шрамы»: наш обзор. Да начнётся битва… за урожай!  3
0
276462
«Мятежная луна: Дарующая шрамы»: наш обзор. Да начнётся битва… за урожай! 

Зак Снайдер наконец показал экшен не хуже «Звёздных войн». В конце!

Спецпроекты

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: