9
«Майор Гром: Чумной Доктор»: Петербург как русский Готэм 5

В славном городе Санкт-Петербурге несёт свою службу майор полиции Игорь Гром — честный, целеустремлённый, пренебрегающий правилами — и чертовски эффективный в борьбе с преступностью. Однако иногда система сбоит, и отъявленные негодяи выходят сухими из воды. И вот в Петербурге объявляется вигилант в плаще и маске, безжалостно выжигающий таких людей очистительным пламенем, — Чумной Доктор. Идеалист Гром решает поймать этого вершителя самосуда, вот только это дело явно самое трудное во всей его карьере…

Жанр: кинокомикс
Режиссёр: Олег Трофим
В ролях: Тихон Жизневский, Любовь Аксенова, Алексей Маклаков
Премьера: 1 апреля 2021
Возрастной рейтинг: 12+
Похоже на:
Трилогию Нолана о Тёмном рыцаре
Любой ориджин от Марвел
«Бэтмен против Супермена: На заре справедливости» (2016)
Квадрология «Смертельное оружие»

Помните, несколько лет назад Сарик Андреасян решил сделать российский кинокомикс — со смыслом, спецэффектами и культурным кодом, но без бумажного первоисточника? Итогом его бездарной работы стала омерзительно безвкусная клюква «Защитники», отлично подходящая для сатирических кинообзоров. Но повисшие в воздухе обещания обрели реальное воплощение, когда за камеру встали действительно горящие своим делом профессионалы, а в основу сценария лёг пусть и не лучший, но всё-таки реальный российский комикс.

«Чумной Доктор» — это чистейший кинокомикс от клюва маски до кончика плаща, который не просто осознаёт свою природу, но смакует её в каждом кадре, на каждой странице сценария. Местный Петербург имеет куда больше общего не с культурной столицей России, а с Готэмом. Это город гротеска и контрастов, где полиция заседает в огромном, как вокзал, историческом здании, из окон роскошных небоскрёбов видно огромную свалку в черте города, а вооруженных грабителей банка не может остановить вся королевская рать — но успешно ловит бравый герой-одиночка. Здесь маньяк может в прямом эфире прожарить жертву до хрустящей корочки и благополучно ускользнуть, смерть персонажей отменяется через минуту экранного времени, а пафосные диалоги сменяются шуточками про шаверму — и всё это выглядит не просто органично, а прямо-таки стильно.

«Майор Гром: Чумной Доктор»: Петербург как русский Готэм 2

Фильм наполнен отсылками самых разных уровней — есть пасхалки для знатоков комиксов Bubble, DC и Marvel, для ценителей отечественных кино и сериалов, и для гиков в принципе. Причём встроены они органично — не просто чтобы были, а строго на своих сюжетно обоснованных местах. Игорь Гром вспоминает в разговорах прошлые дела, о которых можно почитать в старых выпусках, один из персонажей целенаправленно косплеит Лекса Лютора из фильма «Бэтмен против Супермена: На заре справедливости», а монтаж делает такую потрясающе красивую нарезку процесса выбивания показаний из различных преступников, что где-то от зависти плачет один Гай Ричи.

Визуальный ряд «Майора Грома» прекрасен: видно, как съёмочная группа играет с камерой, стараясь сделать каждый кадр максимально стильным и интересным, а при случае не ленится напомнить, что мы смотрим именно кинокомикс. Хорошо поработали и реквизиторы, и специалисты по спецэффектам, и колористы — фильм выглядит дорогим голливудским проектом. И одновременно — 100%-ным отечественным продуктом.

Тот самый культурный код, которого мы не дождались от Андреасяна, в «Громе» считывается постоянно. Маски грабителей из сцены погони, обстановка квартиры Игоря Грома, сверхценность шавермы, саундтрек (гремучая смесь современных произведений, песен из советских мультфильмов и каверов на классику русского рока), подспудная нелюбовь ко всему московскому — каждая деталь здешнего «Готэмбурга» ассоциируется с чем-то родным и понятным. Воплощением этого подхода стал и сам майор Гром.

«Майор Гром: Чумной Доктор»: Петербург как русский Готэм 4

В ранних комиксах, в эпоху арки про Чумного Доктора, Гром был персонажем плоским и не слишком-то симпатичным. Игорь Гром в исполнении Тихона Жизневского — приятный во всех отношениях герой, не без слабостей и тараканов, но оттого живой и настоящий. Уж не знаю, насколько осознанно, но его сделали максимально понятным и архетипичным для поколения 2000-х — в его голосе постоянно сквозят интонации Данилы Багрова, а его честность и готовность встать между злом и родным городом уходит корнями не столько в западные комиксы, сколько в «Улицы разбитых фонарей», а там уж и в былины. Образ героя-полицейского, который видит всю окружающую его грязь и проблемы, но не опускает руки и не скатывается в цинизм, ощущается глотком свежего воздуха на фоне гнетущих «Методов», лубочных «Следов» и бесстыдных «Полицейских с Рублёвки». Киношный майор Гром — герой, к которому тянешься, с которым хочешь жить на одной улице.

Тихон Жизневский сыграл прекрасно. Актёра на экране вообще не видно — только его персонажа. Другие актёрские работы тоже радуют. Даже дико переигрывающий злодей переигрывает совершенно по делу — реалистичный плохиш в мире этого кинокомикса бы просто не прижился. Журналистка Юлия Пчёлкина в исполнении Любови Аксёновой тоже весьма хороша — её героиня, по сравнению с комиксной, стала действительно независимой, способной решать любые проблемы, а химия между Пчёлкиной и Громом не сводится к банальной любовной линии и просачивается с экрана в зал. Начальник полиции Прокопенко, стажёр-напарник героя Дубин и мерзкий московский следователь тоже удались.

«Майор Гром: Чумной Доктор»: Петербург как русский Готэм 7

Отдельно хочется отметить, как ловко авторы ленты смогли пройти по тонкой грани политических вопросов. Тут важно понимать, что обойти стороной данную тему ни комикс, ни его киноадаптация не могли — действительно важные комиксы так или иначе всегда имели актуальность, которой цепляли свою аудиторию. Во времена Второй мировой супергерои боролись с фашистами, в шестидесятые комиксы изучали и переосмысляли роль женщины в обществе, в конце восьмидесятых разочаровывались в американской мечте. И потому делать комикс про российскую полицию, которая бы игнорировала социальное напряжение в стране, — значит сделать однодневку, фэнтези для самых маленьких.

Комикс писался ещё в те кудрявые времена, когда оппозиционные взгляды представлял Павел Дуров, и потому в сюжете регулярно мелькал основатель местной социальной сети «Вместе» Сергей Разумовский, придерживавшийся радикально либеральных взглядов. Сегодня этот персонаж уже куда меньше ассоциируется с оппозиционной риторикой, так что оставлять его как есть было вполне безопасно, однако тема уличных протестов — да ещё в Санкт-Петербурге! — напротив, стала куда как более злободневной.

Создатели фильма выкрутились довольно умно. Протестующие в фильме далеко не мирные, это классические погромщики в духе американских «лутеров» или самых радикальных «жёлтых жилетов». Но даже наличие таких разрушительных социальных элементов учитывается как симптом — да, они не правы, но есть вполне объективные причины, которые толкают их за грань закона, и хорошо бы эти причины устранить. Что особенно примечательно, пресекают погромы не полицейские или армия, а сами горожане в лице фанатов «Зенита».

«Майор Гром: Чумной Доктор»: Петербург как русский Готэм 1

У фильма очень много отличий от комикса — и все они только улучшают исходный материал, а не портят. В киноленте более сфокусированная и логичная история (если помните, конец оригинальной комиксовой арки из супергероики срывался в какое-то полное безумие, больше напоминающее мангу!), и куда как более цельные, живые персонажи, и, что заметнее всего — хорошие диалоги. Лентой наслаждаешься с первых кадров до конца второй сцены после титров. «Майор Гром: Чумной Доктор» не просто нестыдное отечественное кино — это хороший кинокомикс по мировым стандартам.

У Олега Трофима и его коллег получилось великолепное развлекательное кино, встающее в один ряд с «Ночным дозором» и «Турецким гамбитом». Звезда Тихона Жизневского разгорается всё ярче, и хочется, чтоб Майор Гром стал полноценной кинофраншизой — потому что нам нужно больше таких хороших фильмов. Искренне надеюсь, что лента завоюет народную любовь и сорвёт большую кассу — у неё для этого есть всё необходимое. Теперь бы ещё капельку везения!

Оставляя комментарии на сайте «Мира фантастики», я подтверждаю, что согласен с пользовательским соглашением Сайта.

Читайте также

Статьи

«Сказки Гамаюн 2»: в следующих сериях 1
0
21397
«Сказки Гамаюн 2»: в следующих сериях

Второй том не следует печальной традиции некоторых сиквелов и качественно ничем не уступает первому.

«Андор», сезон 1. Как мрачный шпионский триллер перевернул наше представление о «Звёздных войнах»? 8
0
27641
«Андор», сезон 1. Как мрачный шпионский триллер перевернул наше представление о «Звёздных войнах»?

Новое прочтение «Звёздных войн»: никаких джедаев и пришельцев, только психологическая драма и закоулки космо-Лондона.

Чем закончились «Ходячие мертвецы» и что ждёт их вселенную 22
0
90089
Чем закончились «Ходячие мертвецы» и что ждёт их вселенную

Рассказываем историю сериала, говорим о том, чем он кончился (спойлеры!), и об отличиях от комикса.

Обзор Evil West: дикая, дикая категория Б 5
0
158352
Обзор Evil West. Дикая, дикая категория Б

Бюджетная God of War про Ван Хельсинга

1899 вопросов — и ни одного ответа. Стоит ли смотреть новый сериал от создателей «Тьмы» 5
0
220049
1899 вопросов — и ни одного ответа. Стоит ли смотреть новый сериал от создателей «Тьмы»

Кому сериал понравится, а кто будет в ярости? И правда ли, что его украли из какого-то комикса?

Что почитать из фантастики? Книжные новинки мая 2022 7
0
261553
Анна Старобинец «Лисьи Броды». Магическая история о любви и верности ей

Детективный магреализм с философией и романтикой.

«Стражи Галактики: Праздничный спецвыпуск»: Санте нужен огнемёт! 3
0
300130
«Стражи Галактики: Праздничный спецвыпуск»: Санте нужен огнемёт!

Как герои Marvel спасали праздник.

Фантасты, которые начинали свой путь в журналистике 12
0
464308
Фантасты, которые начинали свой путь в журналистике

Терри Пратчетт Писать Терри Пратчетт начал ещё в школе, причём его рассказы публиковались не только в школьной газете, но и в настоящих научно-фантастических журналах. В 17 лет он решил уйти […]

Спецпроекты

Top.Mail.Ru

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: