9
«Марсианин»: идеальная экранизация 2
Мощная буря заставляет астронавтов третьей марсианской экспедиции срочно покинуть Красную планету, задолго до запланированного окончания миссии. Но улететь удаётся только пяти космонавтам из шести. Последний, Марк Уотни, остаётся на Марсе, как считают его товарищи — мёртвым. Но Марк не погиб. Теперь ему предстоит отчаянно бороться за выживание и пытаться сообщить NASA, что он жив и нуждается в помощи.
The Martian
Жанр: научная фантастика
Режиссёр: Ридли Скотт
В ролях: Мэтт Дэймон, Джессика Честейн, Кристен Уиг, Джефф Дэниелс
Премьера в России: 8 октября 2015 года
Возрастной рейтинг: 16+
Похоже на: «Апполон 13» (1995), «Гравитация» (2013)

Дебютный роман фантаста Энди Вейера «Марсианин» поначалу не вызывал интереса у издателей. Автор стал выкладывать главы из романа на своём сайте, а потом опубликовал «Марсианина» на Amazon. Книга стала бестселлером, ею заинтересовались издатели — и Голливуд, где в последнее время снова вошла в моду тема космоса.

Изначально режиссёрское кресло доверили сценаристу «Марсианина» Дрю Годдарду, снявшему до этого лишь «Хижину в лесу» — хулиганскую аллюзию на все хорроры разом. Но затем Годдард покинул проект (впрочем, успев дописать сценарий), и его место занял мэтр Ридли Скотт. Это, впрочем, вселяло определённые опасения за судьбу фильма. Последние работы сэра Ридли оставляют желать лучшего, а первоклассную фантастику он и вовсе не снимал с прошлого века. К счастью, тревога оказалась напрасной — историю Марка Уотни режиссёр перенёс на экраны практически безупречно.

THE MARTIAN

Таких страшных бурь, как в фильме и книге, на Марсе не бывает. Создатели признают, что сгустили краски ради драматизма.

Первоисточник одновременно и располагал к экранизации, и делал её создание непростой задачей. С одной стороны, в романе Вейера есть драматичный сюжет о марсианском Робинзоне, держащий в напряжении с первой до последней секунды, великолепные персонажи во главе с Марком Уотни, полным обаяния и жизнелюбия, много потенциально зрелищных сцен, которые так и просятся на экран. С другой, в книге Вейера большая часть сюжета подана в виде не описаний, а дневников Уотни — они раскрывают характер и переживания астронавта, застрявшего на Красной планете. Немало внимания уделялось и научному аспекту борьбы за выживание. И то, и другое сложно адекватно перенести на экран.

Ридли Скотт не стал и пытаться. В фильме Уотни лишь несколько раз обращается к видеодневнику — почти все события мы видим со стороны, а не в пересказе Марка, как то было в книге. В том, что касается внутреннего мира героя, режиссёр доверился таланту Мэтта Дэймона — и не прогадал. Тот блестяще воссоздал на экране образ несгибаемого и находчивого астронавта, который даже в безвыходной ситуации не теряет присутствия духа и чувства юмора.

martian-06

В фильме Уотни называют исключительно ботаником, но по совместительству он ещё и инженер.

Конечно, осталась за кадром и большая часть технических деталей и расчётов, которыми наполнена книга Вейера. Но эти изменения вполне объяснимы и уместны. А в остальном Ридли Скотт хранит верность первоисточнику. Пусть приключения Марка Уотни показаны немного по-другому, нежели в романе, это всё та же история — напряжённая, пронзительная, умная и жизнеутверждающая. Многие сцены и диалоги воспроизведены практически дословно.

Сохранил Скотт и юмор, присущий роману, хотя обычно работы режиссёра нарочито серьёзны. И главное, подобно книге, фильм Скотта — настоящий гимн научному мышлению и силе разума, которые позволяют героям «Марсианина» преодолевать все преграды. Ридли Скотт снял практически идеальную экранизацию: она сохранила все знаковые черты первоисточника и в то же время совершенно самодостаточна.

Визуально фильм тоже безупречен. Умения снимать красиво Ридли Скотт никогда не терял — даже его слабые фильмы не позволяют в этом усомниться.

Matt Damon portrays an astronaut who faces seemingly insurmountable odds as he tries to find a way to subsist on a hostile planet.

Пустыня Вади Рам в Иордании регулярно исполняет в голливудских фильмах роль Марса.

Единственное, что можно поставить в укор режиссёру, — излишняя поспешность третьего акта. Большую часть картины сюжет развивается относительно плавно. Но ближе к концу режиссёр словно вспоминает об ограничениях хронометража и показывает события в виде короткой нарезки, уделяя куда меньше внимания деталям, чем в первой части фильма. Впрочем, и эти эпизоды сняты очень здорово.

Три окончания «Марсианина»

Когда роман Вейера готовился к выходу на бумаге, автор слегка изменил первоначальную концовку книги. Суть развязки не изменилась, но финальная сцена из текста была убрана. Российское издание «Марсианина», впрочем, основано на ранней версии книги, так что в ней есть эпизод, вырезанный из романа на Западе.

В экранизации Ридли Скотт предложил нам третий вариант концовки. Суть также осталась прежней, но в фильме показаны судьбы всех героев после окончания истории. Пожалуй, именно экранная версия финала получилась самой удачной и красивой.

martian-05

Яблонь космонавтам и мечтателям придётся подождать. Для начала на Марсе взойдёт картофель.

После достаточно слабых «Робина Гуда», «Прометея» и «Исхода» начало казаться, что Ридли Скотт потерял былую хватку. Но «Марсианин» убедительно доказал, что мастерство осталось при нём. Если дать в ему руки сильную историю и хороший сценарий, сэр Ридли по-прежнему способен создать на их основе Кино с большой буквы. Экранизация великолепного «Марсианина» Энди Вейера получилась под стать роману — жизнеутверждающей, напряжённой и пронизанной верой в силу человеческого разума. Ридли Скотт бережно отнёсся к первоисточнику и снял, пожалуй, свой лучший фильм со времён «Гладиатора».
martian-07

А это, вы не поверите, кадр из самой романтической сцены «Марсианина»

Космонавты о «Марсианине»

К премьере «Марсианина» российские прокатчики приурочили пресс-конференцию с участием наших учёных и космонавтов. Двумя самыми интересными спикерами оказались космонавт-испытатель Марк Серов и лётчик-космонавт Александр Лазуткин. В отличие от множества простых поклонников фантастики, настоящие специалисты призвали игнорировать технические оплошности картины и акцентировать внимание на её визуальном ряде и сюжете. Особенно щедр на похвалы оказался Марк Серов, который назвал роман Энди Вейера лучшей фантастикой «ближнего прицела» за последнее десятилетие, а картину Ридли Скотта похвалил за детальное изображение Марса. Кроме того, Марк Вячеславович дал изящный ответ на вопрос «Почему в фильме нет русских, и NASA обращается за помощью к китайцам?»: «Русские в этот момент заняты освоением Луны».

УДАЧНО
верность духу первоисточника
юмор и жизнеутверждающий посыл
новая версия концовки
НЕУДАЧНО
слегка скомканная последняя четверть фильма
9
ОТЛИЧНО

Оставляя комментарии на сайте «Мира фантастики», я подтверждаю, что согласен с пользовательским соглашением Сайта.

Читайте также

Статьи

Чем закончились «Ходячие мертвецы» и что ждёт их вселенную 22
0
6915
Чем закончились «Ходячие мертвецы» и что ждёт их вселенную

Рассказываем историю сериала, говорим о том, чем он кончился (спойлеры!), и об отличиях от комикса.

Обзор Evil West: дикая, дикая категория Б 5
0
77759
Обзор Evil West. Дикая, дикая категория Б

Бюджетная God of War про Ван Хельсинга

1899 вопросов — и ни одного ответа. Стоит ли смотреть новый сериал от создателей «Тьмы» 5
0
130677
1899 вопросов — и ни одного ответа. Стоит ли смотреть новый сериал от создателей «Тьмы»

Кому сериал понравится, а кто будет в ярости? И правда ли, что его украли из какого-то комикса?

Что почитать из фантастики? Книжные новинки мая 2022 7
0
182751
Анна Старобинец «Лисьи Броды». Магическая история о любви и верности ей

Детективный магреализм с философией и романтикой.

«Стражи Галактики: Праздничный спецвыпуск»: Санте нужен огнемёт! 3
0
222467
«Стражи Галактики: Праздничный спецвыпуск»: Санте нужен огнемёт!

Как герои Marvel спасали праздник.

Фантасты, которые начинали свой путь в журналистике 12
0
348571
Фантасты, которые начинали свой путь в журналистике

Терри Пратчетт Писать Терри Пратчетт начал ещё в школе, причём его рассказы публиковались не только в школьной газете, но и в настоящих научно-фантастических журналах. В 17 лет он решил уйти […]

Читаем плутовское тёмное фэнтези «Вор с черным языком» — в духе Скотта Линча и Глена Кука
0
282963
Читаем плутовское тёмное фэнтези «Вор с чёрным языком» — в духе Скотта Линча и Глена Кука

Публикуем самое начало романа, в котором главный герой — преступник с большой дороги — ожидает в засаде с бандой, чтобы напасть на чужеземку. Разумеется, ничем хорошим это закончиться не может.

Поиграли в Atomic Heart и делимся впечатлениями 3
0
340549
Поиграли в Atomic Heart и делимся впечатлениями

Оно живое, я щупал!

Спецпроекты

Top.Mail.Ru

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: