«Прибытие» глазами научного консультанта 8
«Прибытие» Дени Вильнёва стало достойным пополнением в новой волне твёрдой научной фантастики. Может, оно не так революционно, как «Интерстеллар», не так достоверно, как «Марсианин», и не так зрелищно, как «Гравитация», но всё же стоит в одном ряду с ними.

Как любой настоящий научно-фантастический фильм, «Прибытие» создавалось с участием научных консультантов. Одним из них был Стивен Вольфрам, математик, физик-теоретик и программист, создатель языка программирования Wolfram Language. В своём блоге он рассказал историю своей работы над «Прибытием». Мы публикуем краткий пересказ.

Сценарий писали без Вольфрама

«Прибытие» глазами научного консультанта 4

Стивен Вольфрам

В отличие от Кипа Торна в «Интерстелларе» и Джека Хорнера в «Парке юрского периода», Вольфрам никак не влиял на сценарий и концепцию картины. Создатели фильма обратились к его компании, когда до начала съёмок оставалось всего две недели.

Но он сразу согласился поучаствовать в съёмках. Вольфрама всегда напрягало, что фильмы, стоившие сотни миллионов, портят глупыми ошибками, которые научный консультант исправил бы за минуту. И он решил сделать для «Прибытия» всё возможное.

Прибыв на площадку, Стивен был приятно удивлён тем, что создатели и до него подходили к матчасти серьёзно. Первым, что Вольфрам услышал на съёмках, была фраза героини Эми Адамс: «Я подготовила для пришельцев список вопросов, начиная с нескольких двоичных последовательностей…» «Я предложил бы то же самое!» — признал Стивен.

К контакту подошли как к реальному

diagram

Вольфрам серьёзно проанализировал проблему контакта с пришельцами. Он решил, что далеко не всякая математика подходит на роль универсального языка. Немалая часть математики, которую мы считаем абстрактной, тесно связана с нашей историей и нашим восприятием мира. Едва ли инопланетяне поймут наши чертежи и схемы. Стивен отмечает, что многие реальные учёные пали жертвами этой ошибки и предлагали послать инопланетянам, скажем, «Пифагоровы штаны» (это была идея Гаусса) или схему спектральной линии водорода (Саган нарисовал её на зонде «Пионер»). Вместо этого, как и предлагала героиня Адамс, Вольфрам начал с единичных и двоичных последовательностей.

Скрытый текст
binary

Коды и диаграммы расшифровки инопланетного языка создавались как реальные. Вольфрам и его сын Кристофер спросили себя: «Если бы мы по-настоящему этим занимались, какой анализ, какие вычисления нам бы понадобились?» Создатели фильма посылали Кристоферу данные, а он анализировал их как настоящие и создавал на основе вычислений визуализации.

Для фильма создали теорию межзвёздного полёта

Пока его сын рисовал диаграммы, Стивен занялся кораблями пришельцев. Чтобы придумать, как они работают, ему пришлось сочинить собственную теорию межзвёздного путешествия. Он взял за основу гипотезу, высказанную Эйнштейном в конце жизни, что квантово запутанные частицы могут находиться в самых разных уголках космоса. Таким образом, наша вселенная представляет собой сеть взаимосвязанных узлов.  Для этой сети не существует привычного трёхмерного пространства, и между отдалёнными, но связанными её узлами, в теории, можно путешествовать быстрее скорости света.

Чтобы перемещаться, корабль должен отрезать себя от основной части «сети» и действовать как одна огромная частица, запутанная с узлом на другом конце вселенной. Вольфрам предположил, что такая конструкция будет напоминать гигантский кристалл, а поверхность корабля будет динамически реагировать на внешнюю среду. При перемещении такой корабль будет создавать завихрения в пространстве-времени. Мы это видим в конце фильма, когда тарелочки пришельцев «растворяются», как таблетка в воде.

Скрытый текст
«Прибытие» глазами научного консультанта 6

Актёрам объясняли, как ведут себя учёные

«Прибытие» глазами научного консультанта 3

Вольфрам не только придумывал научные объяснения для фантастических допущений. Он ещё и консультировал актёров. Стивен показал Джереми Реннеру, игравшему физика Йена, как вести себя, чтобы быть похожим на настоящего учёного. Для этого он просто общался с актёром, оставаясь самим собой. Стивен рассказывал интересные истории о физике, а Джереми подмечал, как говорит и держится его собеседник, расспрашивал Стивена, как он чувствовал бы себя в той или иной ситуации. Поэтому в каком-то смысле Йен Донелли в фильме списан с Вольфрама.

Стивен также показал актёру основы своего языка программирования и обучил интерфейсу своей программы, так что Реннер пользуется ею на экране со знанием дела.

Надписи на доске много говорят о звездолёте

«Прибытие» глазами научного консультанта 5

Последнюю услугу Вольфрам оказал Вильнёву уже на стадии пост-продакшена. Режиссёру пришлось срочно исправлять сцену, где видна доска с физическими формулами, написанными героем Реннера. Он заметил, что надписи слишком примитивны — декораторы сочинили что-то на уровне школьной физики. Требовались формулы, которые написал бы физик, анализирующий внеземной звездолёт. Их и попросили придумать Вольфрама. Ради этого Стивен притронулся к доске впервые за много лет — в его компании давно уже пишут вычисления на компьютере.

Приглядевшись к формулам, можно понять, что Йен (вернее, Вольфрам) думает о кораблях пришельцев. Так, изогнутую форму он объясняет тем, что корабль вращается в полёте, создавая при этом гравитационные волны. Они заставляют корабль «плыть» сквозь пространство-время, вызывая возмущение их структуры. Одно из уравнений на доске описывает движение тела в искривлённом пространстве-времени.

А внизу доски Йен анализирует идею, что корабль использует для движения «гравитационный лазер», испускающий гравитоны вместо фотонов. Он пытается представить «гравитационное зеркало», способное отражать гравитоны, — для этого оно должно быть из материала, взаимодействующего с частицами аж на квантовом уровне.

* * *

Создатели «Прибытия» вложили огромный труд в детали, на которые большинство из нас не обратило бы внимания. Кто-то назовёт их мелочами, но, по мнению Стивена Вольфрама, именно внимание к деталям превращает просто хорошие фильмы в великие. «Прибытие» консультанту понравилось, но ещё больше понравилось работать над ним. Теперь, если инопланетяне действительно прилетят, у Вольфрама есть всё необходимое для контакта. Обращайтесь!

На ту же тему

«Интерстеллар» с точки зрения науки

«Интерстеллар» с точки зрения науки

Как падать в чёрную дыру и в чём Нолан приврал, а в чём нет. Разбираем с помощью книги Кипа Торна.

10 фильмов о космосе, одобренных учёными 1

Фильмы про космос: фантастика, одобренная учёными

Фантастические картины, режиссёры которых слушали своих научных консультантов.

Читайте также

Статьи

Олдос Хаксли: дивный новый мир и самая сладкая антиутопия 5
0
41104
Олдос Хаксли: дивный новый мир и самая сладкая антиутопия

Предсказания и предостережения, которые никто не послушал

Сила в склянке: зельеварение как видеоигровая механика 10
0
91800
Сила в склянке: зельеварение как видеоигровая механика

Выпейте кружечку отравы… ой, то есть, отвара!

Марта Уэллс «Король ведьм». История хорошего демона
0
99631
Марта Уэллс «Король ведьм». История хорошего демона

Авантюрное фэнтези о мести бессмертного

Как создать средневековый сеттинг 12
0
178186
Как создать средневековый сеттинг

Погружаемся в Тёмные века и погружаем в них других

Что почитать? Реалистичные попаданцы… в фэнтези!
0
200689
Что почитать? Реалистичные попаданцы… в фэнтези!

Попаданцы в магические миры — самые реалистичные.

Дэниел Абрахам «Время пепла». Воровка в игре престолов
0
210135
Дэниел Абрахам «Время пепла». Воровка в игре престолов

Интриганское фэнтези в средневековом антураже

«Пацаны», 4 сезон: грязнее, кровавее, но так же хорошо? 3
0
240492
«Пацаны», 4 сезон: грязнее, кровавее, но так же хорошо?

Молоко на асфальте

Художница Полина Яковлева: уютные миры, добрые сказки и много солнца 3
0
389822
Художница Полина Яковлева: уютные миры, добрые сказки и много солнца

Беседа с художницей о предвзятом отношении к цифровой живописи, сложных отношениях с издательствами и создании детских иллюстраций

Спецпроекты

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: