«Огонёк-Огниво»: российский мультфильм, приятный в своём несовершенстве

4 февраля 2021
Фото аватара
04.02.2021
384206
5 минут на чтение
«Огонёк-Огниво»: российский мультфильм, приятный в своём несовершенстве 1

Когда-то давно в маленьком неназванном королевстве прекрасная Королева потеряла самую дорогую для себя вещь — волшебное огниво. Если ударить по нему один раз, появится медная собака и подарит медные монеты; два раза — серебряная собака; а три… ух, и подумать страшно, что тогда случится. Сейчас это сокровище попало в руки простому Гончару. Поначалу желания у него немудрёные: раздать долги, достроить городской фонтан, который начал ещё его дед — куда более талантливый гончар, чем он сам, ну и понравиться местной красе-дурёхе Огоньку. Однако постепенно масштаб желаний растёт, а сам Гончар меняется не в лучшую сторону…

Жанр: сказка

Режиссёр: Константин Щёкин

Роли озвучивают: Наталья Терешкова, Пётр Коврижных, Эдгард Запашный

Премьера: 4 февраля 2021

Похоже на: «Карлик Нос» (2003), «Щелкунчик и Мышиный король» (2004)

Говоря о российской полнометражной традиционной анимации, вспоминают либо опостылевших богатырей от студии «Мельница», либо мастодонтов ещё советского кино вроде Хржановского или Норштейна, чья «Шинель» так до сих пор и не вышла. Однако раз в несколько лет появляются рисованные мультфильмы, которые так или иначе попадают в поле зрения кинотеатров, но не слишком отпечатываются в массовой памяти — и вовсе не из-за низкого качества. Так было с «Ку! Кин-дза-дза», так было со «Сказом о Петре и Февронии», и мы надеемся, что так не будет с «Огоньком-Огниво», у которого даже есть какая-никакая рекламная кампания — правда, в основном в интернете.

Впрочем, переживания за российский рынок 2D-анимации не должны мешать беспристрастному анализу и честному мнению — даже если хочется поддержать такое, к сожалению, невыгодное предприятие, как выпуск традиционного рисованного мультфильма. И в случае «Огонька» есть о чём поговорить.

«Огонёк-Огниво»: российский мультфильм, приятный в своём несовершенстве 4

В отличие от многих других российских мультфильмов, у «Огонька-Огнива» нет почти никакой примечательной предыстории. Единственное громкое событие, связанное с ним, — слив на торренты в 2020 году. Неизвестно, было это простое пиратство или диверсия кого-то из сотрудников, — в интервью режиссёра Константина Щёкина ни разу об этом не спрашивали. А больше с «Огоньком-Огниво» ничего не происходило. Фильм показали на анимационных фестивалях в Анси, в Индии и, конечно, в России (правда, на крупных российских смотрах его почему-то не было). Его история поразительно проста и незатейлива.

Чего нельзя сказать о сценарии мультфильма. Хотя он и пытается быть обобщённо сказочным, событий и сюжетных линий в нём многовато, и не всем из них комфортно в рамках не слишком длинного фильма.

Стилистически «Огонёк-Огниво» пытается подражать мультфильмам Disney, как и «Сказ о Петре и Февронии» от той же студии «Вверх». При этом у обоих мультфильмов есть индивидуальность и что-то вроде национального колорита, но на уровне сценария попытки перенять диснеевский опыт чувствуются очень сильно. Помимо яркой центральной героини, которая противостоит одновременно и контролирующему родителю, и непонимающему обществу, тут есть:

  • злодейка в чёрно-красной гамме, старше героини, с единственным ярким вокальным номером;
  • плоский мужской персонаж, который, однако, проживает свою сюжетную арку;
  • люди-сайдкики;
  • животные-сайдкики;
  • общество, осуждающее индивидуалистов и креативный класс;
  • славные и добрые покровители главных персонажей — главные комедийные персонажи после сайдкиков;
  • и ещё ряд мелочей вроде противостояния замка и деревни (характерный элемент диснеевского ренессанса), построения комедийных сцен, особенности раскрытия персонажей и так далее.

Это, конечно, не означает ни плагиата, ни творческой безыдейности. Создатели поступают правильно — заимствуют хорошее из опыта более известных и крупных студий, перерабатывая так, чтобы получался оригинальный продукт. Своеобразие «Огонька» раскрывается прежде всего в тематике. Он рассказывает о противостоянии труда и накопительства; можно сказать, пролетариев и правящего класса.

«Огонёк-Огниво»: российский мультфильм, приятный в своём несовершенстве 2

Почти все положительные персонажи — ремесленники, кроме Огонька, которая, правда, тоже очень хочет работать и переживает, что её не берут в пожарную команду. Королева же просто сидит на мешках с золотом, пользуется чужим трудом и хочет получать деньги ради самих денег. Этот довольно нетипичный для современной анимации конфликт немного приглушается более традиционными, которых здесь хватает: жадность и щедрость, творческая уникальность против серой массы, развращающее влияние золота…

Персонажей очень много, и почти у каждого есть своя линия. Из плюсов — они доводятся до конца, из минусов — все эти линии не связываются в цельное повествование. И центральная история тоже дёргается из стороны в сторону: то речь идёт о зависти Гончара к товарищам, то о прелести богатства, то о желании завоевать сердце любимой девушки… Непонятно, на чём конкретно мультфильм хочет сконцентрироваться, и это мешает определить жанр «Огонька-Огниво». Перед нами сказка, но что за сказка? Конечно, не та, которая была у Ганса Христиана Андерсена, об экранизации речи не шло с самого начала, но тогда какая? «Диснеевский» мюзикл? Вроде нет: песен всего три, они не раскрывают персонажей и не влияют на сюжет. Подростковые приключения? Отчасти, но самим приключениям времени уделено не так уж много. Волшебная сказка-притча? Теплее всего, но тоже не горячо…

Определение жанра, на самом деле, сущая ерунда, но здесь оно влияет на позиционирование. Фильм однозначно будет интересен и детям, и взрослым, но — чем конкретно? Хороший вопрос, и ответ на него неочевиден.

«Огонёк-Огниво»: российский мультфильм, приятный в своём несовершенстве 3

У анимации схожие проблемы: она страдает от хаотичности и местами плохого монтажа. В отдельных сценах движения слишком много, и зритель просто не понимает, что происходит. В экшен-эпизодах такая проблема стоит особенно остро. К тому же монтаж в этих сценах слишком быстрый, слишком лихорадочный, да ещё аниматоры вовсю экспериментируют с ракурсами, что само по себе круто, но мешает понять, кто где из персонажей находится и кто что делает.

Все эти минусы влияют на впечатление от мультфильма, но не перебивают его достоинств. Главное из них, конечно, персонажи: они хорошо проработаны и обаятельны. То, что у каждого из них есть своя сюжетная арка, может, и плохо сказывается на структуре сценария, но однозначно помогает их раскрытию. Не все из них многомерны, но все достойно отыгрывают свои роли, их мотивации (за редким исключением) ясны и вызывают сочувствие — даже у явных злодеев.

Огонёк — редкий пример действительно интересной и яркой героини в российской анимации, и то, что в её образе учтены и недостатки такого типа персонажей, только делает её обаятельней. Гончар и Королева показаны более сдержанно, но их истории остаются внятными и интересными. Даже потешный механик Упс в озвучке Сергея Бурунова не кажется лишним и раздражающим. Напротив, его линия оказывается чуть ли не одной из центральных — по крайней мере, хронометража у него столько же, сколько у главных героев.

«Огонёк-Огниво»: российский мультфильм, приятный в своём несовершенстве

Ещё одно из явных достоинств «Огонька-Огниво» — классные проработанные фоны

«Огонёк-Огниво» не безупречный мультфильм, как не безупречны и мультфильмы, выпущенные корпоративными гигантами вроде Disney или Pixar (почтим минутой молчания производство «Союзмультфильма»). Он страдает от ошибки новичка: попытки впихнуть в полуторачасовую историю произведение, рассчитанное явно на больший хронометраж, а в каждый кадр — максимум анимации из возможного. Но эта ошибка сделана не из лени или непрофессионализма, а из большой любви к своему проекту.

«Огонёк-Огниво» снят людьми, которым был не безразличен результат, — и этот результат вышел достойным. Жаль, если пиратство и слабый маркетинг похоронят сборы мультфильма. «Огонёк» действительно рассчитан на зрителя, а не на фестивальную тусовку. И он заслуживает шанса.

Читайте также

Статьи

Фантастический подкаст 6
0
3889
Примеряем бесконечные расцветки сюрреализма Чайны Мьевиля в 119 выпуске «Фантастического подкаста»

Любители странной фантастики всех стран, объединяйтесь!

Нереальная жесть: какой получилась книга Клиффа Блезински о самом себе
0
7210
Нереальная жесть: какой получилась книга Клиффа Блезински о самом себе

Рассказываем об очередной автобиографической книге — на этот раз от создателя Unreal и Gears of War

Р. Дж. Баркер «След костяных кораблей». Спустить паруса!
0
8934
Р. Дж. Баркер «След костяных кораблей». Спустить паруса!

Финальный том морского фэнтези

Какие фильмы смотреть в апреле 2024 в кино? Кирдык Америке, взрослая Алиса и французская романтика 9
0
48751
Какие фильмы смотреть в апреле 2024 в кино? Кирдык Америке, взрослая Алиса и французская романтика

В апреле российский прокат богат на интересные инди-фильмы.

«Задача трёх тел»: какой получилась западная экранизация китайского романа 3
0
58820
«Задача трёх тел»: какой вышла западная экранизация китайского романа

Неровная, но интересная попытка экранизировать сверхпопулярный роман китайского фантаста

Мир фантастики. Спецвыпуск № 14 (2024). Фантастическая музыка 2
0
137261
Мир фантастики. Спецвыпуск № 14 (2024). Фантастическая музыка

О том, как музыканты передают образы Средиземья, будущего или стимпанка, и об историях, которые они рассказывают в своих песнях.

Сериал Halo, второй сезон: идеальная посредственность 4
0
109010
Сериал Halo, второй сезон: идеальная посредственность

На каждую интересную сюжетную находку найдётся своя банальность.

Mass Effect 5: чего мы ждём? Намёки, загадки и надежды фанатов 2
0
153439
Новый Mass Effect: чего мы ждём? Намёки, загадки и надежды фанатов

Будущее Млечного Пути, каноничный финал и возвращение Капитана

Спецпроекты

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: