9

«Высотка»: голый Хиддлстон и французская революция

14 апреля 2016
14.04.2016
11488
3 минуты на чтение
«Высотка»: голый Хиддлстон и французская революция 1
Молодой врач Роберт Лэнг поселяется на двадцать пятом этаже элитной высотки, спроектированной гениальным архитектором. В здании есть все для комфортной жизни: бассейн, спортзал, супермаркет и веселая дама модельной внешности, устраивающая отвязные вечеринки. Но что-то в этом доме мечты нечисто. Точнее — невообразимо грязно. И непонятно, кто виноват и что делать.
High-Rise
Жанр: социальная драма, антиутопия
Режиссёр: Бен Уитли
В ролях: Том Хиддлстон, Джереми Айронс, Сиенна Миллер, Люк Эванс
Премьера в России: 14 апреля 2016
Возрастной рейтинг: 18+
Похоже на:
«Повелитель мух» (1990)
«Космополис» (2012)

Фильм начинается с трупа с телевизором на голове и сцены «Как я съел собаку» (почти по Гришковцу), снятой под лирическую музыку в томных золотых тонах. После чего нас возвращают к событиям трехмесячной давности, и мы постепенно узнаём, почему Лэнг (Том Хиддлстон) ел собаку и как брюки его стильного костюма превратились в «элегантные шорты».

Поскольку стиль для «Высотки» важнее, чем почти отсутствующий сюжет, отметим важную деталь: это не шорты. Это кюлоты – одежда французского «третьего сословия», тех самых людей, которые взяли Бастилию и устроили такой хаос и кровавый террор, какие и не снились режиссеру Бену Уитли. Лэнгу не имело смысла обрезать свои брюки, не будь «Высотка» иллюстрацией к французской революции, зачем-то перенесенной в ретро-футуристические 1970-е.

Именно «зачем-то»: предпосылок бунта, когда верхи не могут, низы не хотят, а кушать хочется, фильм не показывает. Он слишком сосредоточен на визуализации и фетишах. Особенно на Томе Хиддлстоне: вот он голый, вот он одетый, вот он в изящной позе со страниц журнала GQ, вот он танцует со стюардессами и вертит попой, вот он в рассветных лучах, во тьме ночной, при свете дня.

HR_2189_tiff.tif

Если поклонниц Тома ЭТО не сделает счастливыми, то угодить им в принципе невозможно

Помимо звезды «Тора» во всех ракурсах, камера любовно изучает обстановку. Сначала интерьеры и пейзажи в рекламном духе: лазурное небо с белыми облачками, на фоне которого зловеще позирует Высотка, мебель как из каталога, скоростные лифты, как принято в фантастическом кино. Дальше – гламур и dolce vita: прически, макияж, маникюр, хрусталь, мартини, алые маки на изумрудной травке, Джереми Айронс в белом пальто стоит красивый. И под конец с таким же смаком рисуются хаос и разгром; тут в ход идет всё, особенно удаются оператору окурки.

Главная проблема «Высотки» в том, что фон не просто выдвинут на первый план — он заменяет персонажей. Они теряются за бетонными парапетами, свечными огнями, красными маками и горами мусора. Но если без психологических портретов еще можно поставить кино о коллапсе общества, раздав персонажам маски «верхов» и «низов», то без объяснения причин, приведших это общество к коллапсу, делать социальную сатиру бессмысленно. В «Броненосце «Потемкин» было червивое мясо. В «Матрице» — восстание против машин. А как «Высотка» дошла до жизни такой? Что может превратить цивилизованного человека в дикаря, живущего инстинктами?

В романе Джеймса Балларда, по которому снят фильм, можно найти ответы на вопросы, оставшиеся неразгаданными в фильме. Экранизация, увы, предлагает только укороченные штаны и символизм на уровне учебника истории: элита проводит вечеринку в костюмах аристократов XVIII века, архитектор Высотки носит фамилию Ройял, а продавщица с «нижних» этажей учит французский.

На случай, если вы не поняли тонких аллюзий на Французскую революцию, вам подадут их прямо в лоб

На случай, если вы не поняли тонких аллюзий на Французскую революцию, вам подадут их прямо в лоб

Социального исследования у Уитли не вышло, но, похоже, режиссёр и не ставил такой задачи. Ему достаточно было снять визуально эффектную, неприятную, холодную и бесстрастную картину разложения со здоровой долей больного абсурда. Правда, в России все эти ужасы могут пролететь мимо кассы. Забитый мусоропровод, перебои с электричеством, орущие соседи, пустые магазинные полки, сигаретные бычки… И чего мы, кроме голого Хиддлстона, в этой антиутопии не видали?

Итог: не худший образец ретро-футуризма, но для портрета больного общества в нем недостает интереса к обществу. Зато секс, насилие, поедание собаки и грязь в кои-то веки несут идейную нагрузку.
download
УДАЧНО
яркий визуальный стиль
черный юмор и абсурд
достойные актерские работы
НЕУДАЧНО
преобладание формы над содержанием
сюжетные дыры
6
НЕПЛОХО

Оставляя комментарии на сайте «Мира фантастики», я подтверждаю, что согласен с пользовательским соглашением Сайта.

Читайте также

Статьи

«Атаке клонов» — 20 лет! Как «Звёздные войны» создавались в дикой спешке
0
20944
«Атаке клонов» — 20 лет! Как «Звёздные войны» создавались в дикой спешке

Хейден Кристенсен стал Энакином и как фильм чуть не назвали «Большое приключение Джа-Джа».

Видео: обзор настольной игры «Нечто»
0
45549
Видео: обзор настольной игры «Нечто»

Полукооператив по знаменитому ужастику Карпентера.

Фото чёрной дыры в центре галактики: как оно сделано и почему важно 8
0
74103
Фото чёрной дыры в центре галактики: как оно сделано и почему важно

Как именно было получено это историческое изображение, в чём его ценность и почему его пришлось ждать так долго?

Земекису — 70! История режиссёра «Назад в будущее» и «Кролика Роджера» 11
0
108912
Земекису — 70! Признаёмся в любви режиссёру «Назад в будущее»

Много личных историй и воспоминаний из детства!

Земекису — 70! История режиссёра «Назад в будущее» и «Кролика Роджера» 15
0
118020
Земекису — 70! История режиссёра «Назад в будущее» и «Кролика Роджера»

Как он превратился из неудачника в человека, сделавшего наше детство, в триумфатора «Оскара» и в безумного экспериментатора, тратящего миллионы на развитие компьютерной графики.

Виктор Диксен «Двор Тьмы» 
0
117176
Виктор Диксен «Двор Тьмы». Вампиры Короля-Солнце

Увлекательная трактовка вампирской темы.

Tales from the Borderlands: жемчужина Telltale и кость в горле Gearbox 5
0
160577
Tales from the Borderlands: жемчужина Telltale и кость в горле Gearbox

Фанбазу, которая спала и видела второй сезон, а теперь без восторга смотрит, как его тизерят авторы оригинальной франшизы Borderlands. Разбираемся, откуда скепсис.

«Убить дракона»: фильм и пьеса, актуальные как никогда 2
0
222852
«Убить дракона»: сказка, вновь злободневная как никогда

«Когда я начну — не скажу. Настоящая война начинается вдруг».

Спецпроекты

Top.Mail.Ru

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: