За меня думает Тефаль
Тема контроля напрямую связана и с ещё одним веянием будущего: технологией «умных домов» и «интеллектуальных сред», ныне активно разрабатывающихся. Обе концепции представляют собой пространство, напичканное устройствами, что собирают о вас информацию, чтобы её обработать, оценить и на её основе сделать ваш быт удобнее. На практике, однако, забота легко превращается в принятые за вас решения.
Например, есть проекты, предусматривающие, что алгоритмы будут заказывать вместо вас продукты, рекомендовать вам определённую деятельность (тренировку, душ, сон), регулировать освещение в комнатах, подбирать фоновую музыку, визуализировать образы с помощью AR — в общем, модифицировать среду обитания под настроение. Попутно такие проекты призваны заботиться об экологии: экономить электричество и воду, увеличивать срок службы материалов, а также контролировать здоровье человека. Стоит ли переживать, что алгоритмы вторгнутся в нашу жизнь и будут неявно ею управлять?
В оценках подобных инструментов всегда преобладают крайности. Одни саркастично отметят, что сбор гигабайтов информации о вашем пульсе, движении глаз, ритме почёсываний и графике мочеиспусканий после сложнейших расчётов приведёт всего лишь к тому, что вам на 15% чаще будет приходить реклама пива. Или таргетинговая рассылка на пару недель раньше теста предскажет, что вы беременны.
Другие же нарисуют образ такого будущего, где человека путём тонких манипуляций будут приучать к конформизму и наиболее выгодной бизнесу модели поведения. При желании можно вообразить ситуацию, в которой умный дом заблокирует вам холодильник после 20:00 (потому что вы набрали пятьдесят лишних граммов) или вырубит свет во время чтения, чтобы сэкономить электроэнергию в регионе. А как насчёт систем, что возьмут у вас анализы и перешлют данные страховой компании, которая на этом основании повысит вам счёт? Что, если алгоритм начнёт «ради вашего блага» вмешиваться в ваши отношения — например, будет предсказывать поведение тех, с кем вы часто общаетесь? В ограниченных пределах это возможно уже сегодня…
Скорее всего, в жизнь воплотится что-то среднее между этими двумя взглядами, но на самом деле предугадать действия самообучающихся алгоритмов сложно. Ведь они могут знать то, чего мы не знаем, — но при этом не могут рассказать, что именно им известно. Это серьёзная проблема: представьте, что в программе возник сбой, но никто даже не подозревает, что стало причиной.
Вообразим такой пример: алгоритм, которому нужно повышать продажи, обнаружил, что при определённой диете человек становится склонен к стихийным поступкам. Своей цели программа достигла, а то, что при этом люди начали влезать в долги и чаще совершать преступления, её не волнует. Как вы думаете, сколько лет люди будут безуспешно искать корень проблем там, где привыкли, — в области психологии и социологии? Именно поэтому такие программы очень осторожно внедряются в медицине: процент ошибок у них меньше, чем у людей, но они не умеют объяснять почему.
Собственно, программное обеспечение будет играть значительную роль во многих отраслях — в том числе и в дизайне. Программы дадут создателям новые возможности, но они же и ограничат их кругозор. Современный дизайн направляет уже не рука опытного рисовальщика, а разум пользователя «Фотошопа», привыкший к сопоставлениям и подгонке. Предложенный разработчиком инструмент — это и есть пространство возможностей, которым оперирует дизайнер. Чего нет в инструментах, того в итоге не будет и в голове автора.
Поэтому дизайн будущего всё чаще будет коллективной работой, продуктом сотрудничества команд, а не творением талантливых одиночек. Какая-то часть дизайна-декора и вовсе будет делегирована конечному потребителю (если произойдёт развитие и удешевление 3D-печати). Увы, от дизайнера всё больше будет требоваться знание бизнес-процессов и всё меньше — знание человеческой природы и желаний. Создателю нужно будет думать не о том, как вещь выглядит, а о том, как она взаимодействует с человеком и средой. Как в случае с «умным домом»: насколько он должен быть умён и самостоятелен? Ещё большая ответственность ляжет на тех, кто создаёт VR и AR: ведь рано или поздно виртуальная реальность станет настолько привычной, что будет всерьёз влиять на наш опыт — а значит, и на то, кем мы становимся.
Логистика встреч и событий