
Однажды великий учёный Гэри Селдон предскажет, что Галактическая Империя неизбежно падёт. Он рассчитает, что за этим падением последует тридцать тысяч лет хаоса и разрухи. Он найдёт выход — создать на краю галактики сообщество, которое будет жить по заранее предсказанному пути, Плану Селдона. На своём пути эта организация — то самое Основание (в иных переводах Фонд или Академия) — столкнётся со множеством кризисов. И если преодолеет их все, то станет оплотом будущего мирового порядка.
У Дэвида Гойера было всё.
У него была книга. Самая масштабная история в научной фантастике, самая титулованная и уж точно одна из самых известных. История, которую разные студии, режиссёры и сценаристы пытались экранизировать десятки лет, наконец досталась ему.
Были у него и деньги — неисчислимые ресурсы гиганта Apple, жаждущего для своего стриминг-сервиса максимально высокобюджетного, сверхпопулярного, долгоиграющего сериала. Суммы, на которые можно купить лучших актёров, дизайнеров и специалистов по спецэффектам.
И, конечно, у Гойера был план. О нём шоураннер не стеснялся говорить в многочисленных интервью. Cценарий, предвещающий эпическое полотно, огромную и сложную историю длиной не менее чем в восемь сезонов. Повествование, переполненное интригами, идеями и запоминающимися персонажами. Не побуквенная экранизация классики, а живая и самостоятельная история, в равной мере уважающая первоисточник и современные веяния. Не хуже, чем «Дюна», лучше, чем «Игра Престолов».

«Основание» я включаю в страхе — и тому есть множество причин. Любая из них грозит стать самосбывающимся пророчеством, источником горького разочарования. Перед просмотром я потихоньку перебираю причины в голове, чтобы подойти к сериалу со смиренным и чистым разумом, чтобы ни искренняя любовь к первоисточнику, ни выстроенная в голове «идеальная экранизация» не повлияли на итоговую оценку. Всё потому, что я уверен — идеальной экранизации Азимова ждать не стоит.
И стоит признать сразу — это, конечно, красиво. Что бы я ни сказал далее, будьте уверены: гигантские бюджеты Apple оставили неизгладимый след в виде тщательно отрисованной красоты. Орбитальные лифты и чёрные звезды, ледяные пустоши и астероидные поля, планета-город и бескрайняя пустыня — за какой бы уголок вселенной Азимова ни бралась рука дизайнеров Apple, там расцветает уникальный пейзаж и создаётся удивительный дизайн. Возможно, вам удастся полюбить сериал просто за эту красоту.

Что до меня — я не ожидаю ни великого сериала, ни чёткого переложения сюжета, персонажей, образов оригинала. История обречена поменяться — таков её путь, и если я не хочу провести ближайшие десять часов в ностальгирующей скорби, то остаётся лишь пройти по этой дороге до конца.
Прошу я немногого — всего лишь хорошей истории, в которой сохранится хотя бы базовая идея оригинальной трилогии. Ведь «Основание» Гойера прямо заявляет: сериал претендует на полное понимание и вместе с тем радикальное осовременивание изначальных идей Азимова.
Давайте для начала вспомним — чем же были уникальны эти идеи?
О книге:

«Основание»: мир, который построил Азимов
Что такое Основание, чем вдохновлялся Азимов — и какой в итоге стала придуманная им вселенная.
Страхи Основания
Цепочка рассказов, охватывающих отдельные периоды истории, почти не связанные общими персонажами, — так выглядит первая трилогия «Основания». Написанная в 1940-х, она включала в себя массу революционных идей как в форме, так и в содержании. Каждая из этих идей кажется преградой, своеобразным кризисом для плана Гойера.
История Азимова охватывала всю галактику во всём множестве её планет и исторических периодов. Глава за главой, сюжет развивался предельно быстро — за пару десятков страниц мелькали целые эпохи, межпланетные кризисы вспыхивали и угасали, а харизматичные персонажи появлялись и исчезали.
Ироничнее всего Азимов относился к силовым конфликтам — хлебу и маслу любого фантастического сюжета. «Насилие — последний козырь дилетантов» — фраза одного из первых героев «Основания», хитрого и вдумчивого политика Сальвора Гардина, стала девизом цикла. Драки, перестрелки и войны никогда не имели решающего значения в книгах — если дело доходило до конфронтации, её исход всегда был предрешён заранее. Настоящие битвы велись не кулаками, но разумами — только благодаря логике, сообразительности и умению предугадывать события герои возносились на пьедестал истории.
Но прежде всего «Основание» шокировало главным сюжетным ходом, основной идеей цикла. Тем, что с грохотом вынимало из сюжета фантастической истории краеугольный камень — исключительность героя. Для Плана Селдона конкретные люди не значили ничего — их действия либо следовали течению времени, либо разбивались о предсказанную историческую неизбежность. Раз за разом мы наблюдали за теми, кто считал себя героем, — и каждый в конце своего «сюжета» понимал, что на его месте мог быть любой здравомыслящий человек.
Сквозь несколько простых историй задавался вопрос: что если на наших памятниках и в наших легендах, в сущности, случайные люди? Что если вся наша история была не деятельностью вождей, полководцев и пророков , а лишь движением ресурсов и толп? Главным героем был не персонаж, даже не государство, а сама идея, предсказание, которое никто не понимал до конца. План Селдона можно сравнить с самой Наукой — обречённой на вечное изменение, корректировку, эволюцию парадигм, а также слепую непонимающую веру необразованных толп.
«Основание» для своего времени было «твёрдой» НФ, но с точки зрения не физики и инженерии, а социальных наук. Азимов рассказывал о социологии — науке, объектом исследования которой становятся не личности, а массы, о её надежде на предсказание и объяснение всех функций общества. Об истории — её неторопливом течении, смывающем императоров и гениев, торговцев и священников, влюблённых и одиноких в одну пучину забвения. И, наконец, о науке в целом — как она может стать огнём, поддерживающим цивилизацию, и на что обречена в контакте с людьми, для которых непостижима. Но прежде всего о великом социальном эксперименте — а позднее и об экспериментаторе.
Лаконичность историй, широкий масштаб повествования, презрение к насилию и невозможный сюжетообразующий «герой» — вот они, основные проблемы плана Гойера. Как же со всеми этими преградами справилась экранизация?
Я знал: чтобы шоу сработало, оно должно быть близким и для тех, кто никогда не читал книгу — и даже для тех, кто вообще не любит научную фантастику.
Дэвид Гойер, из интервью
Кризис Основания
В «Основании» от Apple три основных сюжетных линии — и две из них почти что следуют сюжетам оригинальных книг. Ключевое слово, конечно, «почти».

Гааль явно предначертано стать одним из центральных персонажей шоу — её пространные закадровые монологи звучат в начале и конце большинства серий
Однажды великий учёный Гэри Селдон (великолепный Джаред Харрис) предскажет, что Галактическая Империя неизбежно падёт. Эти прогнозы, конечно, никому не понравятся — в том числе Гааль Дорник, многообещающей протеже Селдона. Гааль — математический гений и вынуждена с рождения сопротивляться репрессивному религиозному строю, она проявляет странные, уникальные способности, недоступные больше никому в обозримом космосе. Прибыв на поруки к Селдону, она тут же станет жертвой новых репрессий — её и остальных последователей учёного за пропаганду деструктивных идей вышлют на край галактики. Затянувшееся путешествие героини будет полно интриг, убийств и истерик, а сама Гааль окажется центральной фигурой, от которой зависит весь План Селдона.
В интервью Дэвид Гойер отмечал, что давно следует правилу — в погоне за хорошей историей в первую очередь нужно создать максимально живых персонажей. Сюжет, наполненный героями, которым можно сопереживать — и за которыми хочется следить из сезона в сезон. В истории Дорник проблему краткости источника сценаристы решают наотмашь — не щадя доброй серии экранного времени на предысторию персонажа.
Я думаю, что люди втягиваются в стриминговые шоу в первую очередь ради героев и эмоций. Для меня это было настоящим вызовом — как сделать эту историю эмоциональной?
Дэвид Гойер, из интервью
Однако в попытках сделать персонажа эмоциональным сценаристы переборщили — юный гений большую часть сюжета пребывает либо в коме, либо в истерике. Эмоциональная открытость переходит грань психической неустойчивости — в результате большая часть решений героини импульсивны и иррациональны.

Однажды нам пытаются напомнить, что Гааль всё-таки учёный и математик — в сцене, где она под напряжённую музыку преодолевает искусственное препятствие, не имеющее никакого значения для дальнейшей истории
В образе Гааль сценаристы допускают ошибку новичка — непрерывно рассказывая нам о смелости и твёрдом характере героини, показывают совершенно другое. В итоге её приключения не вызывают ни принятия, ни сопереживания — лишь навязчивое раздражение. Положение не исправляет и сюжетный поворот ближе к концу сезона. Осознание Гааль своих способностей выводит её сюжет на траекторию, которой позавидовала бы любая Мэри Сью. Доходит до смешного — на фоне хаотичных действий героини её менторский голос, звучащий в начале и конце серий, начинает казаться издевательским, а старательно проговариваемые философские размышления — банальными, нелепыми или просто случайными.
Вторая сюжетная линия разворачивается в недалёком будущем — через тридцать лет на Терминусе (той самой пустынной планете на краю галактики). Сюжет фокусируется на Сальвор Гардин — молодой женщине, имеющей в колонии звание стража. В поселении учёных-пацифистов, уехавших за Селдоном в ссылку, она явно выделяется: не боится драки и чуть что хватается за ружьё. Героиня также обладает загадочными способностями и мучается неясными видениями. Только от неё зависит судьба Основания — ей предстоит спасти колонию от гибели.

Сальвор Гардин сильна, независима и нелюдима — этими качествами её образ исчерпывается. На весь сериал у неё примерно два выражения лица — это и удивлённое.
Спустя тридцать лет после основания колонии туда прибывают чужаки — сепаратисты, жадные до мщения Империи и технологий Основания. В первую очередь им нужны учёные — специалисты, которых невозможно достать в этом секторе галактики. И чтобы добыть в колонии этих уникальных учёных, чужаки… нападают на Основание, стреляя во всех без разбора.
В сюжетной линии Гардин таких странностей будет много. Решения персонажей, логика мира и сюжета, сценарий и игра актёров — в лучшие моменты это сюжеты обычного фантастического сериала категории Б. В худшие — слегка комичное зрелище, вызывающее чувство острого стыда.
Здесь много диалогов — из уст невыносимо скучных персонажей. Есть место и лавине допущений — когда того требует сюжет, даже боевой крейсер может разлететься как карточный домик от одного выстрела из зенитки. Ну и, конечно, есть место множеству боевых сцен, снятых так, что непонятно, кто с кем борется.
К середине сезона история конфликта с чужаками раскрывается — оказывается, учёные нужны им для запуска найденного в космосе гигантского корабля, единственного в своём роде уничтожителя планет! Сюжет начинает напоминать клишированные космические хорроры — и развивается в точности так, как от клише принято ожидать. Но к тому времени это уже не злит. После нелепых сюжетных ходов, странных диалогов, несимпатичных персонажей и эпилептических боевых сцен ещё один клишированный ход становится всего лишь ожидаемым, почти неизбежным.

История с нахождением старого имперского корабля упоминалась и в книгах — но имела совершенно другой контекст и значение
В двух сюжетных линиях сериала срезанных углов логики достаточно для образования идеального шара. Готовьтесь к характерам, которые отчаянно пытаются вызвать у вас эмоции. Предвкушайте сюжеты, которые будут давить на жалость. Насладитесь злодеем, чья отчаянная злодейскость настолько абсурдна, что вызывает не ненависть, а простое человеческое раздражение. Обычный зритель найдёт здесь проходную фантастику на пару вечеров — а у поклонника книг две базовых сюжетных линии «Основания» вызовут лишь внутреннюю боль.
Истории Дорник и Гардин объединяет много общих черт — увы, в основном негативных. Характеры героинь кажутся нелепыми, действия — глупыми, а образы — несимпатичными. Не помогают диалоги, хаотичные боевые сцены и герои второго плана — чаще всего банальные, незапоминающиеся личности. В попытках вызвать эмпатию сценаристы промахиваются мимо всех болевых точек — в итоге обе сюжетные линии вызывают только утомительное раздражение. И дело не в смене пола, цвета кожи или характера героев — а всего лишь в неловкой работе непрерывно халтурящих сценаристов.
Значит ли это, что на «Основании» стоит ставить крест? Можно было бы сказать «да», если бы не третья сюжетная линия. За главной «отсебятиной» — самостоятельной историей, лишь косвенно пересекающейся с книгами Азимова, неожиданно интересно наблюдать.
Основание и Империя
Однажды в Галактической Империи услышат пророчество о её скорой гибели. Оно, конечно, никому не понравится — а особенно властвующему Имперо Клеону ХII (великолепный Ли Пейс). Компанию ему составляют другие Клеоны — три идеальных клона почившего сотни лет назад императора. Старик, зрелый мужчина и юноша — копии исключительной личности, идеальные правители, уже веками они сменяют друг друга, обеспечивая залог стабильности и процветания империи. Решения им помогает принимать загадочная советница — женщина без эмоций на лице и с мудростью веков в глазах.
Но ссылка последователей Селдона на край галактики не даст императорам ни покоя, ни процветания. Год за годом, сменяя друг друга, клоны обречены наблюдать неизбежный распад великого галактического государства — и противостоять ему в меру сил и кажущегося одинаковым унаследованного таланта.
Из трёх сюжетов первого сезона линия Клеонов единственная не имеет отношения к книгам. И удивительным образом её хочется критиковать меньше всего. Почти по-шекспировски трагичный сюжет династии кажется органичным и логичным. Эту самостоятельную историю хочется если не любить, то уж точно уважать — и даже увидеть отдельно, в каком-нибудь другом, её собственном сериале.

Когда Имперо сталкивается с враждебностью массового религиозного культа, он доказывает, что способен не только на болтовню
Во многом это заслуга ведущего актёра триумвирата — Ли Пейс играет галактического императора чуть ли не с упоением. Стоический и благородный, почти космический Марк Аврелий, лицом он умудряется выражать одновременно и суровость, и милосердие. В его образе галактического императора ровно столько эмоций, сколько необходимо — тем ценнее, когда они наконец прорываются наружу.
Идея генетической династии убивает сразу множество зайцев — даёт возможность увидеть разные эпохи империи сквозь одно и то же лицо. Императоры, сменяющие друг друга, обладают почти неограниченной властью, но обречены непрерывно задавать себе вопрос: обладают ли они свободой воли? Или их решения — лишь повторение мыслей прародителя?

Сама идея генетической династии удивительным образом хорошо сочетается с изначальными идеями Азимова
Качество сюжетной линии «злодеев» играет с «Основанием» злую шутку — именно им начинаешь сопереживать как настоящим героям. На фоне блёклых последователей Селдона, ведомых чрезмерными страстями и спонтанными решениями, Клеоны кажутся идеалами лидеров, а их правление — жестоким, но сравнительно справедливым. В их обречённом труде единственный раз за весь сериал сквозит историческая параллель — так и чудится, что даже за целой династией Марков Аврелиев рано или поздно придёт свой Коммод.
Конечно, есть проблемы и у этого сюжета. Падение империи, что в книгах было поначалу незаметным, но глобальным, здесь ярко и спецэффектно, но исключительно локально. Стремясь завлечь современного зрителя, сценаристы проводят прямую аналогию с 11 сентября (вновь отдавая бразды правления историей в руки единиц) — и за весь сезон её никак не развивают. Есть нюансы и в поведении самого таинственного персонажа — советницы, чья история интересна, но иногда противоречит хрестоматийным правилам вселенной Азимова.
Но в целом за историей династии Клеонов поначалу следишь с удивлением — столь далеко она уходит не только от книг, но и от остальных двух сюжетов. Со временем удивление сменяется уважением и даже шоком. Не только актерской игрой, постановкой сцен, операторской работой, но и в целом отношением сценария к оригинальному источнику она разительно отличается от остального шоу в лучшую сторону. Поневоле воображение рисует одинокий талант, прикованный к остальной сценарной группе, — обладателя действительно новых и интересных идей, способных освежить работу Азимова.
Реальность наверняка куда более прозаична. Возможно, из всех сюжетов сериального «Основания» именно этот был интересен самому Гойеру — и именно на него шоураннер направил творческие усилия. Недаром сюжет «Человека из стали», одной из главных работ Дэвида, начинается с похожей завязки — трагедии межпланетной империи с деградирующей генетической династией.

Глядя на задумчивое лицо Клеона, императорские угрозы подвергаешь сомнению, а императорским жестокостям поневоле ищешь оправдания
Хаос Основания
Сомнительные решения сценария, несимпатичные персонажи, недоработанные диалоги — всё это можно было понять и простить, сохранись в сериале хоть крупица, хоть капля изначальной идеи. Увы, чем дальше создатели заглядывают в оригинальный материал (а финал сезона не только пытается начать историю Второго Основания, но и уже обстоятельно шуршит по приквелам и сиквелам трилогии), тем меньше остаётся надежд на умную, оригинальную историю.
С самого первого рассказа, написанного в 1942 году, «Основание» прежде всего было фантастикой идей. Прошло 80 лет — и эти идеи пустили корни в самых необычных местах. Писатели и социологи, бизнесмены-миллиардеры и международные террористы, а также многие миллионы прочих читателей интерпретировали эти идеи по-разному. Все они сходились в одном — именно идеи сделали «Основание» величайшим научно-фантастическим произведением. Одних эта книга (конечно, не только она) приводила к миллиардам, других к эшафоту. Вашего покорного слугу она привела в ряды авторов «Мира фантастики».
Как вы уже наверняка подозреваете, «Основание» от Apple не придерживается идей оригинала. Но и это не было бы серьёзным грехом, предложи сериал взамен что-то своё. Увы, даже если основательно покопаться, за сияющим фасадом эстетически приятных кадров, дизайнов и эффектов обнаруживается… бесконечная пустота мысли. В попытке рассказать сразу десяток историй и предысторий, наделить персонажей характерами, подключить к сюжету книжные приквелы и сиквелы сценаристы забыли о ключевых мыслях и идеях — смыслах, без которых серьёзная научная фантастика гибнет в забвении.
Парадоксальным образом сериал о научной фантастике чувствует себя куда комфортнее, говоря о религии и мистике — наука ему кажется скучной, непонятной и сравнительно бесполезной. «Основание» Гойера не рассказывает о социологии — ведь План Селдона теперь сведён к действиям индивидов и обладанию уникальными артефактами. Не говорит оно и о взаимозаменяемости героев — ведь они теперь уникальны. Забыто и непрерывное течение госпожи истории, рано или поздно смывающее даже самых значимых личностей — ведь эти уникальные герои теперь сопровождают нас сквозь времена и эпохи. Старательно затёрты скучные политические интриги, оставлена надежда на торжество гуманизма — теперь важно лишь то, кто вовремя поднимет (и — как напоминает нам финал сезона — куда направит) ружьё. Увы, в конце концов план Гойера не оказывается никаким интересным Планом — разве что вульгарным планом продаж сервиса Apple. И страшно здесь то, что сам Гойер этого, похоже, не понимает.
Но если отвлечься от книжных идей — «Основание» спотыкается даже на скромной попытке быть простой развлекательной фантастикой. Для непосвящённого зрителя оно рискует показаться слишком нудным и слишком торопливым, слишком невнятным и слишком нелепым повествованием. Под грузом слабо проработанных характеров, логических ошибок и проседаний темпа сериал теряет аудиторию — не только фанатов сложных книг, но и поклонников простых зрелищ.
Мне трудно лицемерно надеяться, что «Основание» найдёт свою аудиторию — достаточную, чтобы протолкнуть вожделенные Гойером восемь сезонов. Однако может случиться и так, что вам сериал понравится. И как бы я не злился из-за его существования, вас мне будет не в чем обвинить. Ведь, в конце концов, это всё ещё просто красиво.

И всё же… иногда мне снится другая история. Зрелищная и меланхоличная, но в то же время камерная и тревожная. История о политиках, что сражаются друг с другом на карте галактики. О шпионах, что внимательно наблюдают за планами многочисленных врагов. О торговцах, что вместе со своим капиталом поднимают само государство. Об учёных, что кропотливо отслеживают течение великого эксперимента. И наконец, о случайных людях, затянутых в водоворот исторического процесса — и не теряющих в нём ни ума, ни сердца. История-антология, не жалеющая персонажей — и не стесняющаяся оставлять позади даже самые увлекательные сюжеты. История, верящая в разум зрителя, как верил когда-то Азимов в разум своего читателя.
Я вижу в этом сне, что именно такая история способна вдохновить каждого стать героем — да так, как не вдохновляет ни одна супергероика. Потому что герой в этой истории не эмоционально нестабильный суперчеловек, способный выживать в самых невозможных ситуациях, а всего лишь прохожий — случайный свидетель, обладающий толикой здравого смысла, искрой живого разума и лишь самой каплей удачи. То есть один из нас, реальных людей — таких, какими нас так редко показывает экранная фантастика.
Возможно, что такой истории не будет ещё долго — и чтобы иметь хоть смутную надежду приблизить этот момент, я едва удерживаюсь от прямой попытки отговорить вас смотреть один очень дорогой, но не очень удачный сериал.
P.S.
Эффект «Основания» оказался для меня неожиданно травматичным — проще всего описать его с помощью аналогии.
Представьте, что вы собрались на конференцию по теме, которая вам исключительно интересна. В отеле, где проходит конференция, вы застреваете в лифте — вместе с вами молодой, красивый и ухоженный, шикарно одетый человек. Вы заводите разговор — и он представляется виднейшим специалистом по вашей теме!
Беседа продолжается — но спустя какое-то время вы чувствуете, что не понимаете совершенно ничего. Ваш собеседник смешивает в кучу факты, термины и концепции, перемежая их аксиомами и общими, ничего не значащими фразами. Вы начинаете теряться — быть может, вы действительно ничего не понимаете? Но постепенно к вам приходит осознание — в том, что говорит этот красавец, нет совершенно никакого смысла. Перед вами лишь шарлатан, пускающий пыль в глаза, — нелепый фат, дилетант, манипулирующий неподготовленными умами с помощью эмоций и дешёвых эффектов.
И тут лифт наконец открывается — и человек, обворожительно улыбнувшись, стройной походкой движется ко входу в зал. С ужасом вы понимаете — сегодня выступать будет он.
Рекомендуем
Александр Ремизов
Оставляя комментарии на сайте «Мира фантастики», я подтверждаю, что согласен с пользовательским соглашением Сайта.