Джейк Эппинг — учитель литературы в штате Мэн. Жизнь его скучна, и кажется, что ничего интересного с ним случиться не может. Но внезапно старый друг Эл показывает ему временной тоннель в 1960 год. И просит Джейка исполнить его мечту: отправится в прошлое и предотвратить убийство президента Кеннеди.

Что такое «11.22.63»

Жанр: хронотриллер
Продюсеры: Брайан Берк, Джей Джей Абрамс, Стивен Кинг
В ролях: Джеймс Франко, Сара Гадон, Крис Купер, Джош Дюамель, Даниэль Уэббер
Первоисточник: одноименный роман Стивена Кинга
Продолжительность: 8 серий по 60 минут
Премьерный показ: февраль — апрель 2016, Hulu
Наверное, каждый серьёзный писатель из Штатов в душе мечтал написать Большой Американский Роман, в котором отразилась бы вся суть культуры его страны. «11.22.63» явно писался с тем же настроем, и получился как минимум личный magnum opus Стивена Кинга, традиционный и новаторский одновременно.

Для передачи «души» Америки Кинг выбрал золотой период американской истории. Конец 1950-х — начало 1960-х — это период больших надежд нации. Рок-н-ролл, чистые улочки, домики в ряд, красивые машины, приветливые люди, патриотический подъём. Да, ужасные выхлопные газы и выбросы с заводов, да, расовая нетерпимость и мужской шовинизм, но и рыцарства по отношению к дамам в то время было куда больше, чем сейчас. Кинг окунается в эпоху с головой вместе с героем. Во многом это роман об Америке, которую мы потеряли, о мечте, которая могла сбыться, да лопнула под шум далласских выстрелов.

А еще это роман о том, что танец — это жизнь

А еще это роман о том, что танец — это жизнь

Подробнее о книге

11/22/63

Стивен Кинг «11/22/63» Рецензия

Это не столько история о путешествии во времени, сколько роман об Америке. Масштабная, блестяще написанная вещь — к ознакомлению обязательна.

«11.22.63» вобрал все возможные жанры, какие смог грамотно соединить Кинг. Это прекрасный триллер, местами пробирающий до костей ужастик, интереснейшее расследование (Освальд ли спустил курок и почему?) и трогательная история любви. Как и во многих других сюжетах Кинга, зло в «11.22.63» идет от человека, и главная мистика — откуда это зло берётся. Как оборотную сторону медали Кинг показывает мистику любви, которая не менее сверхъестественна, чем зло. Она тоже живёт в человеке и проявляется в самые неожиданные моменты.

«Король ужасов» противопоставил великий подвиг (спасение Кеннеди) и подвиг повседневный. За пять лет жизни в прошлом Джейк совершает множество добрых, маленьких, но по-своему великих поступков: раскрывает актёрский талант в застенчивом ученике, устраивает личное счастье одной прекрасной библиотекарши. На небесных весах всё это важнее, чем спасение президента. Повседневность превращается в таинство, обычный труд в волшебство. «11.22.63» — это напоминание, что для наступления всеобщего блага надо совершать это самое благо направленно и предметно.

Библиотекарша Сэйди важнее, чем какой-то президент

Красавица-библиотекарша Сэйди

Экранизация против книги

Канал Hulu, увы, не Netflix и не HBO. Взявшись за амбициозный и сложный проект, они выпустили неплохой продукт, но для экранизации великого романа эпитет «неплохой» сродни преступлению. Адаптация сильно проигрывает оригиналу.

Не совсем понятно, зачем создатели выбрали формат-полумеру — мини-сериал. Понятно, что для полнометражного фильма пришлось бы выкинуть почти всё, кроме линии Кеннеди. Но тогда хотя бы мог получиться дорогой хронотриллер с красивыми декорациями и проработанной атмосферой. На сериал же бюджетом не расщедрились. 1960-е в «11.22.63» смотрятся куда лучше, чем, скажем, в «Легендах завтрашнего дня», но все равно остаются бездушной декорацией, не способной затянуть зрителя в иное пространство.

Это можно было компенсировать за счет глубокой и проработанной истории. Но серий всего восемь, и книгу сценаристы порезали — будь здоров. Джейк даже проводит в прошлом меньше времени, чем в книге, — три года вместо пяти. Конечно, «Игра престолов» доказала, что в умелых руках отклонения от первоисточника могут идти экранизации на пользу. Но «11.22.63» — случай совсем иной.

Помимо отдельных сюжетных линий и сцен (сильнее всего сократили мирную и наиболее полезную, по замыслу Кинга, жизнь Эппинга), под нож кое-где попали обоснования поступков, характеры, объяснения сверхъестественных фрагментов, второе дно и отсылки к другим произведениям автора. Появились и новые персонажи, совершенно не важные для сюжета, но мозолящие глаза: в книге у Билла Теркотта была ровно одна сцена, а здесь мы наблюдаем его на протяжении всего сериала. Истории с Даннингами придумали банальный и скучный мотив, убрав даже намек на неоднозначность ситуации.

Билл Теркотт назойливо маячит в кадре

Билл Теркотт назойливо маячит в кадре там, где его быть не должно

Да и сам главный герой претерпел массу изменений. Вдумчивый, живой и неглупый Джейк Эппинг из книги превратился в не слишком приятного, мало рефлексирующего Джеймса Франко, который часто действует с наскока и выкручивается за счет чистого везения. Что, кстати, противоречит заявленной идее «сопротивления времени». Поскольку прошлое не хочет, чтобы его меняли, с Джейком все время приключаются неприятности — от спустившего колеса до случайного отравления. Но Кинг аккуратно вписывал эти события в сюжет, а в сериале из этого сделали сущий «Пункт назначения» с падающими люстрами, постоянно норовящими задавить машинами и глючащей техникой. Как при такой безалаберности и постоянных опасностях герой вообще выживает, остается загадкой.

Сам Франко играет средне. При первом появлении он вызывает отторжение и недоверие, но серии к третьей-четвёртой к нему привыкаешь. А вот кто красит и во многом вытягивает сериал, так это Сара Гадон. Её Сэйди получилась великолепной: девушка-мечта, мираж, в нее невозможно не влюбиться. Хотя романтическая линия вышла не такой глубокой, как в романе, «химия» между героями осязаема и не ослабевает вплоть до финала. Интересным вышел и Ли Харви Освальд в исполнении Дэниела Веббера — эгоцентричный психопат с манией величия.

В сериале воспроизвели знаменитое фото Освальда с ружьём

В сериале воспроизвели знаменитое фото Освальда с ружьём

Стоит ли смотреть?

Тем, кто читал книгу, в сериале ловить нечего. Большая часть образов не та, зрелищности немного, логика хромает (к примеру, очень неудачно обыгран человек с желтой картой). Сюжетная канва с Кеннеди осталась неприкосновенной, но это сводит на нет всю интригу.

Другое дело, если вы роман не читали. Многие из претензий к сериалу останутся прежними — прорехи в логике, не самая убедительная актерская игра, средняя проработка окружения, скачущее повествование. Но благодаря интересной кинговской истории почти все эти недостатки легко простить.

А история сама по себе хороша. С захватывающими сюжетными поворотами, мистикой и искренней романтической линией. Местами сериал может напугать даже читавших или как минимум пустить по спине стаю мурашек. Добавьте сюда временами неплохой экшен, мягкий и уместный юмор, поднятые темы социальных проблем и семейных ценностей.

И финал по большей части остался каноничным. В романе, правда, он кажется более логичным, чем в сериале, но в любом случае история вышла доброй и светлой. Этого у нее не отнять.

Итог: бодрый хронотриллер с необычной и милой концовкой. Читавшим книгу будет сложно привыкнуть к изменениям, но в остальном сериал вышел неплохим. Правда, в виде 24 серий или полнометражного фильма эта история смотрелась бы лучше.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

comments powered by HyperComments
Юлий Ким младший
Гик, киноман, эскапист в хорошем смысле слова. Старается не делить кино на попсу и артхаус, а лишь на хорошее и не очень. Обожает то, чем занимается.

А ещё у нас есть