Авгур, который принимал посетителей у себя на квартире, оказался молодым бородатым мужчиной. Одет он был довольно странно: в подпоясанную красным кушаком русскую косоворотку, тренировочные штаны и кеды. Особенности костюма авгур объяснил тем, что римляне заимствовали методы прорицания у этрусков. А этруски — «это русские», как ясно из названия. Да и сам так называемый «Рим» — это русское слово «мир», кем-то когда-то прочитанное задом наперёд. Так что он — волхв, исконно русский. Носит косоворотку и кеды и верно служит древнему богу Перуну. Которого древние римляне по ошибке называли Юпитером.
Узнав о моей беде, волхв предложил для начала прибегнуть к средству простому, но надёжному. К гаданию на рунах — буквах древнего русского алфавита. (А я-то думал, что шведского...) Жрец начал доставать из расшитого бисером матерчатого мешочка овальные деревянные костяшки. Выпавшие мне закорючки оказались рунами Феу, Гиба, Эо и Ир. «Феу означает добычу и собственность, — победно отметил волхв. — Вы же говорили именно о пропавшей собственности, о мопеде?»
Я не мог не согласиться. Гадание на рунах действительно оказалось поразительно точным.
Руна Гиба означала дар, дружбу, соединение. Здесь авгур несколько затруднился с интерпретацией. Может быть, скутер на время взяли мои друзья, забыв сообщить об этом, неуверенно предположил он. Я решительно заявил, что это не так.
Ладно, решил жрец, пропустим Гибу, возможно, следующие руны пояснят её истинное значение. Подлинный смысл отдельных знаков бывает неочевиден. Он раскрывается только в контексте всего сообщения. Вот, например, Эо — руна перемен. Пропажа мопеда изменила вашу жизнь, не так ли?
Я снова не смог не согласиться. Костяшки викингов (то есть древних русичей) определённо предсказывали лучше, чем Таро.
Руна Ир, закончил жрец, означает преодоление и помощь. Таким образом, все четыре фишки вместе гласят: я верну свою собственность при помощи друга.
Звучало это обнадёживающе. По сравнению с размытой формулировкой, которую мне дали карты, информация казалась куда более полезной.
Испытали мы и старинную дендромантию русских друидов. Для этого надо, не глядя, тянуть из мешка сухие веточки. Дуб, например, означал, что действовать надо решительно. Берёза призывала к осторожности. Рябина рекомендовала не слушать советов. Ольха — стоять на своём, ива — не париться, ясень — полагаться на себя, пихта — не завидовать, а тополь — терпеть. Бузина советовала бросить пить, но боярышник — наливать, а орешник — наливать полней. Русские корни друидизма, таким образом, не вызывали сомнений.
Я вытащил яблоню, которая означала, что я следую верным путём. Это вселяло уверенность. Однако я напомнил гадателю, что об этом мне уже рассказали руны. Осталось только узнать, где мой мопед.
Авгур величественным жестом накинул поверх косоворотки короткий плащ-трабею — одеяние этрусских царей. Взял в одну руку деревянный жезл, почему-то напоминающий кухонную скалку, а в другую — глиняный горшок. После чего торжественно объявил, что проблемы мои будут решены средствами древними, верными, исконно русскими.
По его словам, римские жрецы узнавали будущее, наблюдая поведение и полёт птиц — ворон, сов, орлов, но особенно часто кур, так как кур проще достать. Если куры жадно клевали насыпанное им зерно, это считалось благоприятным предсказанием. А отказ от пищи пророчил неудачу. Либо означал, что цыплята ещё не проголодались с прошлого прорицания. Нельзя беспокоить богов слишком часто!
Наблюдение за полётом тоже давало только самую общую информацию. Если птица появлялась слева — это к худу, если справа — к добру. Остальное зависело от искусства предсказателя. Своим намётанным глазом авгур мог в деталях разглядеть замысел богов.
Курица у авгура была. Мы открыли журнал для записей, но как-либо вести себя под нашими взглядами птица не хотела. Помыслы Юпитера-Перуна о моём мопеде остались для нас тайной. Значит, будем наблюдать полёт, решил прорицатель.
— Но куры же не летают, — усомнился я.
— Это смотря как бросить, — возразил авгур. — У римлян летали.
Вообще, если бросить как следует, заметил он, то потом можно предсказывать будущее ещё и по внутренностям. Жрецы-гаруспики — гарусские то есть (чёрт знает, откуда взялось «га» у этих самых русских этрусков) — многое могли сказать, глядя на печёнку животных. Главным образом — кур.
С лёгкой руки авгура курица действительно полетела. Причём так, что загудела стена. Но определить что-либо по внутренностям оказалось невозможно. Когда целлофановая упаковка лопнула, стало видно, что курица потрошёная. Сначала авгур поругался на проклятых американцев и евреев (хотя бройлер и был выращен на отечественной птицефабрике), а потом отметил, что, судя по углу отскока, мой мопед сейчас находится где-то на северо-востоке. В Ярославле, а может быть, в Мытищах.
Теперь оставалось только провести ауспицию — ритуал на открытом воздухе. За городом проще общаться с древними богами. Но я должен был привезти мангал. Потому что свой мангал авгур потерял на прошлой ауспиции вместе со спиннингом.
Я подумал и отказался.
На прощание жрец предложил по-быстрому провести со мной сеанс астрагаломантии. Этот способ гадания тоже изобрели русские волхвы, но заимствовали его на этот раз не римляне, а древние греки. Прорицатели метали кости — кубики с буквами на гранях. Если на то была воля богов, из выпавших букв складывалось слово. Информацию, таким образом, можно было получить дельную и подробную.
Я уж было воспрянул духом, но оказалось, что астрагалов с буквами у авгура нет. Есть только с цифрами. Он выбрал из кучи разноцветных костей, среди которых попадались восьми-, десяти-, двенадцати- и даже двадцатигранные, четыре обычных шестигранника и принялся бросать их на стол. А через минуту сообщил, что характеристики у меня в норме, хотя мудрость подкачала. Я немного огорчился, но прорицатель признался, что характеристики и у него самого так себе — только благодаря расовым арийским бонусам все по двадцать пять.