12

«Бэтмен» Скотта Снайдера: грандиозный финал серии

30 марта 2018
Avatar photo
30.03.2018
18812
2 минуты на чтение
«Бэтмен» Скотта Снайдера: грандиозный финал серии 12

Бэтмен и Джокер устраивают грандиозную схватку, после которой расклад сил в Готэме опять меняется. Теперь роль Бэтмена исполняет роботизированный костюм, созданный крупной правительственной корпорацией, и этот костюм примеряет комиссар Гордон. А из тени выходит загадочный Мистер Флор, раздающий людям суперспособности.

Бэтмен. Книга 6. Эндшпиль 
Книга 7. Сверхтяжесть
Книга 8. Расцвет

Жанр: супергероика
Сценарист: Скотт Снайдер
Художники: Грег Капулло, Дэнни Мики
Выход оригинала: 2011–2016
Издательство: «Азбука», 2017–2018

Мы не случайно взялись обозревать все три тома сразу. Финал серии про Бэтмена у Снайдера получился таким грандиозным, что читать их по одному было бы настоящей пыткой. Тут столько классных идей и потрясающих находок, что прямо не знаешь, за что хвататься. Снайдер шесть лет штрих за штрихом вырисовывал портрет современного Бэтмена, который одновременно и детектив, и настоящий мужчина, и герой войны с преступным миром, и персонаж эпоса — список таких вот «и» можно продолжать очень долго.

Но самое интересное — Снайдер проводит эксперимент, постепенно лишая Бэтмена всего: костюма, поддержки друзей, травмы из детства, неизменно толкавшей его вперёд, денег, воспоминаний — даже личности! И всё равно, стоит Готэму застыть над краем пропасти, Тёмный рыцарь снова в деле. Потому что он это предвидел и подготовился. Брюс — уже не Бэтмен! — настолько предан Готэму, что готов пожертвовать ради него всем. Даже если он не помнит, как был спасителем города.

«Бэтмен» Скотта Снайдера: грандиозный финал серии 2

Бэтмен из конкретного человека, конкретного костюма, конкретного символа стал… моральным выбором, который делают жители Готэма. Например, Джим Гордон, из которого пытаются сделать Тёмного рыцаря на службе у государства с помощью роботизированного костюма. Естественно, даже до прожжённого законника Гордона очень быстро доходит, что Бэтмен не может защитить город, играя по правилам. Потому что ради спасения Готэма нужно жертвовать всем. И в конечном счёте Бэтмен — это любой, кто готов принести такую жертву без сомнений и колебаний.

Вот Альфред, например, не смог: он любит Брюса Уэйна гораздо больше, чем город, и не готов платить счастьем своего подопечного за спасение невинных жизней. Снайдер великолепно обнажает это в ключевой и, пожалуй, лучшей сцене всей серии, когда дворецкий отказывается рисковать жизнью Брюса ради призрачного шанса вернуть настоящего и вечно несчастного Бэтмена.

«Бэтмен» Скотта Снайдера: грандиозный финал серии 5

Ради игры на контрастах Снайдер не только устраивает последнюю схватку с заметно поумневшим Джокером, но и вводит в сюжет нового противника — Мистера Флора. Это тоже житель Готэма, который сделал свой выбор, — только он хочет не защищать город от угроз, а дать силы, достаточные для его разрушения каждому, кто захочет. Семена, которые он раздаёт преступникам, наделяют их суперспособностями — он словно разбрасывается костюмами суперзлодеев, которые всякий может примерить на себя.

«Бэтмен» Скотта Снайдера: грандиозный финал серии 11

После таких сценарных откровений говорить про другие грани этих графических романов как-то неудобно. Да, рисунок хороший, хотя кое-где планка качества немножко опускается. Да, есть раздражающие условности вроде персонажей, которые никак не могут окончательно погибнуть, и антинаучных бредней. Да, маниакальное желание злодеев уничтожить Готэм вызывает к седьмому тому лёгкое раздражение. Да, экшен великолепный, а сюжетные повороты иногда весьма лихие.

Но неужели кому-то интересны эти мелочи, когда перед нами самая мощная деконструкция образа Бэтмена за всю историю его существования? При этом Снайдер чётко осознаёт, как его ограничивают некоторые условности жанра. И позволяет себе в отместку тонко поиздеваться над ними. Вы ведь не думаете, что он ввёл в сюжет абсолютно анимешных боевых роботов и обозвал самого разрушительного злодея в истории Готэма «Мистер Цветочек» просто так?

Итог: всё, к чему шёл Тёмный рыцарь почти восемьдесят лет своей истории, — вот оно, аккуратно препарированное. Чёртов Бэтмен как он есть. Человек, чья суперсила — это сила его духа.
«Бэтмен» Скотта Снайдера: грандиозный финал серии 3

Оставляя комментарии на сайте «Мира фантастики», я подтверждаю, что согласен с пользовательским соглашением Сайта.

Читайте также

Статьи

«Сказки Гамаюн 2»: в следующих сериях 1
0
19290
«Сказки Гамаюн 2»: в следующих сериях

Второй том не следует печальной традиции некоторых сиквелов и качественно ничем не уступает первому.

«Андор», сезон 1. Как мрачный шпионский триллер перевернул наше представление о «Звёздных войнах»? 8
0
25547
«Андор», сезон 1. Как мрачный шпионский триллер перевернул наше представление о «Звёздных войнах»?

Новое прочтение «Звёздных войн»: никаких джедаев и пришельцев, только психологическая драма и закоулки космо-Лондона.

Чем закончились «Ходячие мертвецы» и что ждёт их вселенную 22
0
87728
Чем закончились «Ходячие мертвецы» и что ждёт их вселенную

Рассказываем историю сериала, говорим о том, чем он кончился (спойлеры!), и об отличиях от комикса.

Обзор Evil West: дикая, дикая категория Б 5
0
156242
Обзор Evil West. Дикая, дикая категория Б

Бюджетная God of War про Ван Хельсинга

1899 вопросов — и ни одного ответа. Стоит ли смотреть новый сериал от создателей «Тьмы» 5
0
217697
1899 вопросов — и ни одного ответа. Стоит ли смотреть новый сериал от создателей «Тьмы»

Кому сериал понравится, а кто будет в ярости? И правда ли, что его украли из какого-то комикса?

Что почитать из фантастики? Книжные новинки мая 2022 7
0
259466
Анна Старобинец «Лисьи Броды». Магическая история о любви и верности ей

Детективный магреализм с философией и романтикой.

«Стражи Галактики: Праздничный спецвыпуск»: Санте нужен огнемёт! 3
0
298064
«Стражи Галактики: Праздничный спецвыпуск»: Санте нужен огнемёт!

Как герои Marvel спасали праздник.

Фантасты, которые начинали свой путь в журналистике 12
0
461356
Фантасты, которые начинали свой путь в журналистике

Терри Пратчетт Писать Терри Пратчетт начал ещё в школе, причём его рассказы публиковались не только в школьной газете, но и в настоящих научно-фантастических журналах. В 17 лет он решил уйти […]

Спецпроекты

Top.Mail.Ru

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: