12

«Провиденс»: графический роман Алана Мура по Лавкрафту

4 ноября 2019
Фото аватара
04.11.2019
76615
4 минуты на чтение
Провиденс

1919 год. После самоубийства друга журналист Роберт Блэк отправляется в путешествие по Новой Англии в поисках вдохновения для книги. Он найдёт куда больше, чем хотел бы, — жители сонных городков припасли для него немало кошмарных открытий.

Никто никогда всерьёз не рисовал себе возможности продолжать Пруста. Лавкрафта — да. И речь не просто о каком-то творчестве второго порядка, под знаком дани признания или пародии, но истинно о продолжении. Что есть уникальный случай в истории современной литературы.

Мишель Уэльбек

Страшный старик

Providence

Жанр: мистика
Сценарист: Алан Мур
Художник: Джейсен Берроуз
Переводчик: А. Мальский
Выход оригинала: 2015–2017
Издательство: fanzon, 2019

Тревога. Ужас. Растущее ощущение необратимости. Обречённость перед бесстрастным ликом Вселенной, не спешащей раскрывать свои ужасные секреты любопытным букашкам. Сомнение в рассудке рассказчика — или своём собственном.

Если вы узнаёте симптомы — значит, вы тоже болели Лавкрафтом. Немногим удалось так же сильно отравить коллективную фантазию читателей ХХ века неизбывным безумием, как тихому уроженцу Провиденса, штат Род-Айленд. Переболеть Лавкрафтом в юношестве нормально, это вам подтвердит любой врач или литературный критик. Но можно ли окончательно излечиться?

Провиденс 3

Типичный пример запущенной болезни — пациент Мур из Нортгемптона, графство Нортгемптоншир. Попав под воздействие творчества Лавкрафта в нежном возрасте, Мур привнёс его элементы в собственные работы — например, в «Болотную тварь» и «Лигу выдающихся джентльменов». Но недуг прогрессировал, и сценарист снова и снова возвращался в мир Ктулху — в комиксах «Двор», «Неономикон» и «Провиденс».

«Провиденс» — одновременно приквел и сиквел к двум другим частям. Чтобы лучше ориентироваться в событиях комикса, рекомендуется ознакомиться и с ними — так вы поймёте подход Мура к адаптации мифологии Лавкрафта. Мур прославился как ниспровергатель основ, переворачивающий данную ему вселенную с ног на голову и превращающий её в собственное творение. Основы мира Лавкрафта англичанин рушить не стал, а напротив, собрал разрозненные произведения на единую нить и бережно реконструировал облик фантасмагорической Новой Англии начала ХХ века. Погрузившись в культуру эпохи, Мур населил комикс многочисленными героями лавкрафтианы и реально существовавшими личностями.

Скиталец тьмы

Провиденс 2

В поиске непостижимой правды журналист и начинающий писатель Роберт Блэк встретится с местными версиями реаниматора Герберта Уэста; потомка некромантов Чарльза Декстера Варда; художника Ричарда Пикмана, рисующего чудовищ с натуры. Познакомится главный герой и с неожиданными историческими персонажами, которым здесь отведена роль куда важнее простых камео.

После каждой новой встречи Блэк будет всё меньше понимать происходящее и потихоньку начнёт терять рассудок, а задуманный им Великий американский роман превратится в сбивчивый путевой дневник. Этот дневник мы, кстати, можем прочитать — после каждого выпуска нас ждёт несколько страниц рукописи Роберта, столь же важной для понимания «Провиденса», как и сам комикс. Понимание — необходимое условие, чтобы получить от работы Мура и Берроуза удовольствие, и здесь не хватит знакомства с рассказами Лавкрафта и «Двора» с «Неономиконом».

Одна из важных черт творчества Мура— в его внимании к деталям, и чем необъятней экспозиция, которую он выстраивает, тем больше в ней мелочей, которые окажутся ключевыми. Ему нет нужды переворачивать мир Лавкрафта, и без того напоминающий кривое зеркало; вместо этого он добавляет новый контекст— например, уделяя внимание табуированной для своего предшественника теме секса. В этом путешествии по смыслам и реальностям не обойтись без карты, на что намекает буквальная карта Провиденса, вставленная в каждый номер,— и, что важно, в конце русскоязычного издания приведены подробные примечания. Эти подсказки сильно помогают продвигаться по «Провиденсу», объясняя неочевидные отсылки и скрытые намёки,— например, мы узнаем, кто такие Амброз Бирс, Роберт Чемберс и лорд Дансени и как они повлияли на Лавкрафта.

Притаившийся ужас

Провиденс 1

Пробираться сквозь комикс жутковато само по себе. Мур осознал, насколько плотно образ Ктулху проник в современную культуру, насколько комфортной стала идея Древних для современного обывателя, и писателя это встревожило. Сценарий Мура и рисунок Берроуза поистине мастерски, без перегибов, создают атмосферу неизбывного рока. Взять хотя бы рыболюдов из местного аналога Инсмута: они изображены ровно так, чтобы вызывать смешанный с отвращением интерес, который не перерастает в ужас. Читатель видит и понимает больше, чем Роберт Блэк, но неуютно становится обоим — Мур не щадит никого.

Возможно, кто-то бросит читать на середине, но и это будет соответствовать замыслу творца, который явно готовил это блюдо не для каждого желудка. Поклонники комиксов Мура увидят в «Провиденсе» знакомые элементы: «дидактические материалы» после каждого выпуска уже были в «Хранителях», а мистические скачки во времени — в «Из Ада», но потрудиться при чтении придётся и бывалым.

«Провиденс» — это не только абсолютный Мур, но и абсолютный Лавкрафт. Мур в открытую говорит о том, на что Лавкрафт только намекал, и даже подчёркивает пресловутый расизм писателя. Учитывая растущую обструкцию последнего за эти его убеждения, можно предположить, что перед нами — последняя большая попытка создать magnum opus по творчеству пророка Древних. Шанс ознакомиться с ним упускать нельзя, благо русскоязычное издание выполнено на совесть и содержит все необходимые инструменты для исследования.

Колоссальная работа, с уважением переосмысляющая наследие классика и подчёркивающая бессмертие его творений. Жуткое, изнурительное и захватывающее чтиво. Неофитам обходить десятой дорогой. Вы ещё успеете оказаться за гранью безумия.

Провиденс
«Провиденс»: графический роман Алана Мура по Лавкрафту
Коротко
Удачно
атмосфера лавкрафтовских ужасов
дневники и брошюры, помогающие погрузиться в комикс
качественная адаптация
Неудачно
без знания вселенной комикс не работает
требует от читателя эрудированности
9
Оценка

Читайте также

Статьи

Брендон Сандерсон «Утраченный металл». Финал второй эпохи
0
33320
Брендон Сандерсон «Утраченный металл». Финал второй эпохи

Увлекательный и красивый финал отличного цикла.

Видео: как прошёл Игрокэмп — настольное мероприятие на двое суток
0
72963
Видео: как прошёл Игрокэмп — настольное мероприятие на двое суток

Hobby World рассказывает и показывает, что там было, какие планы, какие новинки, во что играют люди.

Комикс: Собака Баскервилей
0
43491
Комикс: Собака Баскервилей

Насколько проще Шерлоку в мире, где мистика реальна!

Песнь хоббитов: впечатления от мюзикла по «Властелину колец»
0
126854
Песнь хоббитов: впечатления от мюзикла по «Властелину колец»

Читательница «Мира фантастики» посетила постановку в британском The Watermill Theatre и рассказала, как создателям удалось уместить легендарную книгу в три часа.

«Дети шпионов: Армагеддон». Куда вы спрятали Родригеса?! 2
0
101495
«Дети шпионов: Армагеддон». Куда вы спрятали Родригеса?!

Сюжет, связанный с компьютерными играми, явно писали люди, которые в них не играют.

Бороздим космос Starfield в 98-м выпуске «Фантастического подкаста»
0
227553
Бороздим космос Starfield в 98-м выпуске «Фантастического подкаста»

Данил Ряснянский, Евгений Пекло и Никита Волкович делятся своими впечатлениями от новой игры Bethesda, чередуя волны обожания и претензии.

Комикс: Меч в камне
0
120680
Комикс: Меч в камне

Реально экзотическое оружие!

Мир фантастики №238 (сентябрь 2023) 2
0
166811
Мир фантастики №238 (сентябрь 2023)

«Миру фантастики» — 20 лет!

Спецпроекты

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: