63

Феминизм, фантастика и сильные героини

9 сентября 2016
09.09.2016
34555
13 минут на чтение
Феминизм, фантастика и сильные героини 2
Девушки бывают разные. Одни стреляют из лука, другие управляют космическим кораблём, третьи бьют в кость, а четвёртые просто плохие и не стесняются. Часть человечества страшно удивляется: как же так? Раньше всё это делали только мужчины, а теперь на каждом шагу можно наткнуться на деву, приручающую дракона. Волна феминизма захлестнула современную фантастику. Или нет?..

Как всё начиналось

О феминизме, как о любой серьёзной теме, нужно рассказывать в десяти томах или одной фразой. Глория Стайнмен — американская журналистка, икона феминизма и мачеха Кристиана Бэйла — постулировала: «Феминист — это каждый, кто признает равенство и человечность женщин и мужчин».

Большинство фантастов прошлого, будучи мужчинами, писали о мужчинах и для мужчин, игнорируя женский вопрос. Были, правда, и исключения. Например, в сатирической повести «Билет на планету Транай» Роберт Шекли высмеивает идеал «степфордских жён», рисуя мир, где мужчины хранят женщин в статис-поле и извлекают лишь для выходов в свет. А ряд НФ-романов Сэмюэля Дилэни, включая «Вавилон-17», считается классикой феминизма.

Но задолго до этого женщины взяли дело в свои руки. В 1905 году бенгальская мусульманка Рокея Бегум издала «Сон султаны» — первую в мире феминистскую фантастику, где женщины заключают в гаремы мужчин, поскольку сами уже там насиделись за века, спасибо. В 1915-м последовал новый взрыв от американки Шарлотты Перкинс Гилман, ролевой модели будущего поколения феминисток. Её перу принадлежат утопическая трилогия Herland о мире без сексизма и расизма и хлёсткая цитата: «Не существует женского ума. Мозг — не половой орган. С тем же успехом можно говорить о женской печени».

«Сон султаны» и его автор

«Сон султаны» и его автор

В 1937 году напуганная нацизмом в Германии англичанка Кэтрин Бурдекин опубликовала «Ночь свастики», на 25 лет опередив Филипа Дика с его «Человеком в высоком замке». В «Ночи» нацисты уничтожают «неполноценные народы» и лишают женщин всех прав, оставляя только функцию размножения.

На волне увлечения космосом шотландка Наоми Митчесон написала «Воспоминания женщины-космонавта» (1962), шокировав общественность первой же фразой романа: «Я думаю о своих друзьях и об отцах своих детей». А в 1966-м на борту звездолёта из сериала «Звёздный путь» появилась лейтенант Ухура в исполнении Нишель Николс — первая темнокожая женщина на телеэкране не в роли обслуги. Многие до сих пор не верят, что женщины способны на большее, а тогда это был и вовсе скандал. Николс потребовалась моральная поддержка самого Мартина Лютера Кинга, чтобы не покинуть сериал.

Uhura[1]

Пример Ухуры вдохновлял реальных чернокожих становиться астронавтами

В конце 1960-х Урсула Ле Гуин опубликовала роман, удостоенный двух высших фантастических премий — «Небьюлы» и «Хьюго». Революционная «Левая рука Тьмы» подняла темы, по сей день не утратившие остроты: асексуальность, андрогинность, смена половых ролей… В 1970-х их ещё радикальнее развила феминистка Джоанна Расс в романе «Мужчина как женщина», где мужчины вымерли, а женщины прекрасно себя чувствуют.

На 1979 год пришлось явление Эллен Рипли в первом «Чужом». Решение сделать главного персонажа женщиной было чисто коммерческим: создатели решили, что это позволит фильму выделиться. И не прогадали, а героиня Сигурни Уивер стала культовой не только у феминисток.

Ripley

В «Чужом» Рипли ещё напоминала «финальную девушку», которая обычно выживает в ужастиках. Но в «Чужих» она окончательно стала крутой воительницей

Другой предмет культа — Сара Коннор в исполнении Линды Гамильтон. Перепуганная нежная барышня из первого «Терминатора» к сиквелу 1991 года закалилась и взялась за автомат. Ещё один, интеллектуальный тип сильных героинь 1990-х представляла скептичная Дана Скалли из «Секретных материалов».

sarah_connor

Суровая Сара Коннор. Джеймс Кэмерон определённо любит таких героинь

Это было тогда. Что же происходит сейчас?

Новое платье королевы

В 2014 году главная супергероиня Marvel обновила имидж. Облегающий купальник с декольте до пупа и ботфортами до ушей отправился на свалку истории, его сменил практичный закрытый костюм. Но, что важнее, Кэрол Денверс, которая ранее звалась Мисс Марвел, переименовали в Капитана Марвел. Создатели комиксов решили, что героиня теперь работает только истребителем злодеев, а не вашей эротической фантазией на полставки. Титул Мисс Марвел перешёл к 16-летней мусульманке Камале Хан. Она носит обычную подростковую одежду — джинсы, свитера и кеды, без малейшего намёка на секс.

Marvel1

Сразу видно, Капитан, а не Мисс

Костюм из старых комиксов откровенно выставлял напоказ грудь Наташи Романовой aka Чёрной вдовы. Если же приглядеться острым женским взглядом к Скарлетт Йоханссон в «Мстителях», то заметно, что костюм даже слегка сглаживает пышные формы актрисы. Кроме того, в фильмах её отличает прохладная сдержанная деловитость, мол, мы тут все коллеги по работе, попрошу без глупостей. Мистик в исполнении Ребекки Ромейн из «Людей Икс» 2000 года появлялась только в своей синей коже. Спустя 11 лет на рекламном плакате «Первого класса» новая Мистик Дженнифер Лоуренс прикрылась комбинезоном.

Эти примеры показывают, что в комиксах постепенно смещают акцент с сексуальности героинь на их личные качества. Все рады? Не все. Но на всех эти перемены и не рассчитаны — таков современный мир, привыкайте.

Старые сказки на новый лад

Пока создатели комиксов перешивают наряды, создатели фильмов перекраивают старинные сюжеты. В «Белоснежке и охотнике» 2012 года дело кончилось схваткой хорошей красавицы с плохой, во время которой дамы таскали друг друга за косы, пока принц и брутальный охотник за ненадобностью мялись в сторонке. Алиса у Тима Бёртона примеряет доспехи Жанны д’Арк и героически машет мечом, не оставляя камня на камне от Страны чудес, порождённой гениальным математическим безумием Льюиса Кэролла. В «Малефисенте» 2014 года для оправдания злодейки вместо тяжёлого детства придуман не менее раздражающий повод: мужчина-подлец, когда-то подрезавший ей крылья.

Alice

Алиса в Стране чудес. Чудо, что ей не оттяпали голову: ходить без шлема на дракона всё-таки не стоило

Проблема в том, что давно устоявшиеся старинные каноны плохо гнутся под новые реалии. Обращаться с ними нужно или бережно, как в прошлогодней классической «Золушке», или радикально, переделывая целиком, как в «Возвращении в страну Оз» 1985 года, или с постмодернистским юмором, как в «Зачарованной» 2007-го. Последний фильм доказал, что принцесса может спасти возлюбленного от дракона и открыть успешный бизнес. Рецепт хорошей современной сказки — оригинальная идея, свежее воплощение и море самоиронии, а не постная мина и навязчивая «феминистская мораль».

Поколение Убивашек

Сейчас на экране женщины убивают наравне с мужчинами. Со смертельно серьёзными лицами и шутками-прибаутками. По поводу и без. Во имя освобождения рабов от их цепей и в стиле «дядь, дай закурить».
Периодически это вырождается в нечто безобразное. Достаточно вспомнить, как сценаристка фильма «Пипец» пыталась в интервью выдать Убивашку (Хлою Морец) за современный аналог Рипли и символ феминизма, поскольку та не признает гендерных стереотипов и не желает к себе особого отношения как к девочке. Отличные качества, они, разумеется, полностью искупают тот факт, что это одиннадцатилетняя матерящаяся психопатка, пачками убивающая людей.

Hit Girl

Убивашка, несмотря на нежный возраст, более сильная и жестокая, чем главный герой Пипец

Некоторые радостно причислили к феминисткам героиню Алисии Викандер из клаустрофобского фильма «Из машины». Вот оно, освобождение из мужского плена! Действительно, и умом, и всем взяла. Только это не «она». Это робот, убивший хорошего парня, не моргнув красивым искусственным глазом, и вряд ли бы вы так восторгались, если бы эта терминаторша выглядела как ксерокс.

В «Песни льда и пламени» у Арьи Старк был список людей, которым она хотела отомстить — и за дело. Но в него не входил безымянный персонаж, которого она прикончила в сериале за то, что он сезон назад на неё грубо наорал. Это превращает героиню из более-менее вменяемого человека в очередную чокнутую убивашку, а вовсе не добавляет ей феминистского апгрейда.

Арье часто приходилось прикидываться мальчиком. В средние века не жаловали девочек в штанах и с мечами

Арье часто приходилось прикидываться мальчиком. В средние века не жаловали девочек в штанах и с мечами

Смена ролей

Модный тренд и реверанс в сторону феминизма — изменение пола персонажа. Иногда отряд не замечает потери бойца, как в «Звёздном крейсере «Галактика», когда при возрождении франшизы в 2004 году лейтенанта Старбак повысили до капитана и сделали женщиной. Кэти Сакхофф отлично отыграла оригинальный характер персонажа с новыми интересными особенностями.

Иногда это неприкрытый фансервис, как в сериале «Доктор Кто», где в 2014 году архизлодей Мастер превратился в Мисси («Мастерицу»), после чего мгновенно началась романтика на радость фанаткам школьного возраста. Если это была попытка создать «сильную женщину», она провалилась. Хотя актриса Мишель Гомес привнесла в сериал жизнерадостную сумасшедшинку и стала его настоящим украшением, действия обновлённого персонажа укладываются в традиционную схему «был бы милый рядом».

Мисси из «Доктора Кто»

Если Мастер всегда имел собственные цели по захвату мира и вселенной, Мастерица думает только о внимании Доктора, подарках Доктору и возвращении Доктора в свою жизнь. Отвечающего за сериал Стивена Моффата нередко обвиняют в сексизме: его героини наделены внешними атрибутами силы, сексуально агрессивны, разговаривают командным тоном и раздают мужчинам пощёчины, но при этом помешаны на своих любовных интересах и вращаются на мужской орбите. Это не феминизм, детка. Это BDSM.

Зато в сериале «Отбросы» операция по смене пола прошла успешно. Герой по имени Кёртис благодаря способности перевоплощаться в девушку стал чутким и понимающим женщин парнем. История органично вписалась в экстравагантный мир сериала и вышла поучительной без занудства.

Баффи, истребительница вампиров, в своё время сломала стереотип о девушках в ужастиках как о вечных жертвах

Баффи, истребительница вампиров, в своё время сломала стереотип о девушках в ужастиках как о вечных жертвах

Что пишут?

Подбираемся к самому печальному для феминизма. Литературная фантастика не просто отстаёт от кино — она, по сути, перестала что-либо делать. С 1960-х по 1990-е появились десятки знаковых книг, которые вошли в библиотеку феминисток и сочувствующих. Сейчас есть в лучшем случае подростковые антиутопии с боевитыми девицами, возглавляющими революцию. Речь о поддержанных голливудской мускулатурой трилогиях «Голодные игры» Сьюзен Коллинз и «Дивергент» Вероники Рот. Последний состряпан девушкой чуть старше двадцати, пока та прогуливала лекции для будущих писателей, и по книгам это заметно.

hunger_games_catching_fire_a_l1[1]

Китнисс Эвердин, главная героиня «Голодных игр»

Редким исключением стала антиутопия Vgirl молодой писательницы Майи Робартс, изданная в 2014 году и хорошо принятая англоязычными читателями, но даже не переведённая на русский. Это неглупая и психологически достоверная история первой любви юной героини на живописном фоне… убийств, пыток, узаконенного изнасилования и сексуального рабства.

Другой хороший пример — книги Джо Аберкромби (автора-мужчины, что интересно). Главные героини романов «Лучше подавать холодным» и «Полмира» — сильные женщины, которые вынуждены доказывать, что они лучше мужчин. Правда, в процессе доказывания они снесут немало голов — уж такой у автора стиль…

Рэй, главная героиня новых «Звёздных войн»

Рэй, главная героиня новых «Звёздных войн»

***

Возможно, для кого-то в современной фантастике стало слишком много феминизма, но его значительно меньше, чем кажется. Не каждая героиня с мускулами, бластером, луком, армией или профессорской степенью — это «сильная женщина». Каждая вторая дама с книжной обложки — в скафандре ли, в короне или в бронелифчике — припадает к чьему-то мускулистому торсу. На каждый кадр с демонстрацией женской крутизны в модном сериале, где дева приручила аж трёх драконов, приходится кадр с голой женской грудью для услады мужской аудитории.

Возможно, кого-то это радует. А жаль. Потому что лучшие образцы фантастики обычно создаются тогда, когда авторы помнят золотое правило феминизма, озвученное мачехой Бэтмена.

Равенство и человечность.

5 феминистских фантастических книг

[column size=one_third position=first ]Orlando[/column] [column size=two_third position=last]

Вирджиния Вульф «Орландо» (1928)

Завораживающее повествование от одного из ведущих авторов модернистской прозы, где юноша перерождается в женщину и проживает в общей сложности 350 лет. Роман оказал огромное влияние на другие произведения, написанные в XX веке, и до сих пор считается каноническим в вопросах исследования пола. В экранизации 1992 года роль Орландо сыграла Тильда Суинтон.[/column] [column size=one_third position=first ]bloody chamber[/column] [column size=two_third position=last]

Анджела Картер «Кровавая комната» (1979)

Сборник рассказов, написанных завораживающе красивым, томным и топким языком, с новыми образами героинь старых сказок и пляской на поверженных стереотипах. Например, невинное дитя с красным платочком приручает сексуально активного волка, а в версии «Синей бороды» девушку вместо братьев спасает мать. Сквозные темы — женская сексуальность, взросление, роль в отношениях и браке, а также все связанные с этим розы и шипы. Не стоит читать, если вас смущает грубая физиология нежных девственниц. Фильм 1984 года режиссёра Нила Джордана «В компании волков» поставлен по одноимённому рассказу из сборника.[/column] [column size=one_third position=first ]avalon[/column] [column size=two_third position=last]

Мэрион Зиммер Брэдли «Туманы Авалона» (1983)

Легенды о короле Артуре глазами женщин. Вместо битв — повседневная жизнь с ведением домашнего хозяйства, воспитанием детей, шитьём и прядением, причём занимаются этим и великие волшебницы. Помимо мистических обрядов и магических свершений, встречаются описания беременности, родов и особенностей женской чувственности, не прикрытые стыдливым флёром. Это довольно пристрастное, по-своему глубоко религиозное, но поэтичное исследование того, как на смену эре матриархата с культом Богини-матери пришло патриархальное общество, которое, забыв эльфов и древние тайны, оставило женщинам только прялку и начало жечь целительниц на кострах. По книге в 2001 году сняли мини-сериал с участием Анжелики Хьюстон, Джулианны Маргулис и других хороших актрис.[/column] [column size=one_third position=first ]The-Handmaids-Tale-Atwood-Margaret[/column] [column size=two_third position=last]

Маргарет Этвуд «Рассказ служанки» (1985)

Роман канадской феминистки, четырежды финалистки Букеровской премии и, по большому счёту, живого классика англоязычной литературы. Действие этой антиутопии происходит в мире, где некоторые женщин, безымянные Служанки, ценятся исключительно как ходячие инкубаторы. Им запрещено читать, писать, одеваться по своему вкусу, разговаривать, вспоминать, думать и быть людьми. Тяжёлая, шокирующая вещь, которую в 1989 году экранизировал немецкий киноклассик Фолькер Шлёндорф.[/column] [column size=one_third position=first ]equal-rites-1[/column] [column size=two_third position=last]

Терри Пратчетт «Творцы заклинаний» (1987)

Оригинальное название книги Equal Rites можно перевести как «Равные обряды», но на слух это звучит как «Равные права». Название обыгрывает сюжет: девочка, которая в Плоском мире (и в английском языке) может стать только ведьмой (witch), становится волшебником (wizard). Именно волшебником: языковые особенности неизменно важны для автора, который создал не только великолепный цикл о женской магии ведьм, но и написал роман, где начинающие волшебники — девочка и мальчик — вместе противостоят жутким Тварям (с заглавной буквы). Книга посвящена как магии, так и вопросам пола, о чём автор честно предупреждает во вступлении.[/column]

5 современных сильных девушек на экране

Дейнерис Таргариен («Игра престолов»)

Deanarys

В мире «Престолов», богатом на сильных героинь, Мать драконов и народов, Неопалимая, Бурерожденная и далее по тексту занимает особое место. Ключевые слова: «личностный рост». От забитой девчонки, которую продали замуж, к королеве и вершительнице судеб, в первую очередь — собственной. Дени стискивает зубы и упрямо прогибает под себя изменчивый мир. Она ещё своё возьмёт огнём и кровью!

Райан Стоун («Гравитация»)

Gravity

Женщина, которая выжила в невозможных условиях благодаря уму, отваге, физической силе и помощи героя Джорджа Клуни, который выступает не как рыцарь в белом скафандре, а просто как более опытный человек и настоящий друг. Сцена духовного перерождения, когда она, буквально сбросив старую оболочку, парит в невесомости в одном белье, может стать источником вдохновения для любого человека вне зависимости от пола.

Фуриоза («Безумный Макс: Дорога ярости»)

FURY ROAD

Редкий позитивный пример воительницы, которая не просто мочит всех направо и налево, и достойнейший женский протагонист в пару к самому Максу. Свободная женщина в мире, где женские свободы приказали долго жить. Её ярость не пуста, не безумна, не эгоистична, а конструктивна. И вообще у фильма сильный феминистический посыл.

Мерида («Храбрая сердцем»)

Merida

В лучших традициях Арьи Старк рыжеволосая шотландская принцесса не желает быть леди, а хочет драться на мечах, лазить по горам, скакать на лошади и познавать мир с его волшебством и опасностями. В сказочном мультфильме, стилизованном под кельтскую легенду, нет традиционного романтического хэппи-энда. Похоже, у сказок XXI века иногда будет такой конец: «И жила она долго и счастливо».

Джессика Джонс («Джессика Джонс»)

JessicaJones

Как любой уважающий себя сыщик из нуара, она цинично шутит, много пьёт и злится на мир. Супергероиня в отставке обладает колоссальной физической силой, но важнее психологический аспект. Для преодоления посттравматического стрессового расстройства и возвращения после ада к нормальной жизни требуется больше мужества и силы, чем для сворачивания шеи плохому парню.

Особое мнение

Дадим слово писательнице и феминистке Ольге Чигиринской, автору романов «По ту сторону рассвета» и «Сердце меча».

olga

Как обстоят дела с феминизмом в российской фантастике?

Фантастика, как ни крути, «литература мечты». И мечта российских фантастов и читателей, судя по состоянию фантастики на сегодняшний день, «вперёд, в прошлое». Неоконсерватизм. Мир будущего, где на роботизированой кухне обслуживают мужчин радостные женщины. Фантастам трудно писать о мире равенства главным образом потому, что они не верят в равенство сами. В этом смысле они наследники скрытого сексизма фантастики советской эпохи. Но сейчас писатель может признаваться, не стесняясь ничего, в откровенном мракобесии.

Что по поводу женщин-фантастов?

В фантастике много новых женских имён, но большинство этих женщин поддерживают существующую консервативную парадигму. «Язык равенства» в их книгах отсутствует. В центре повествования в большинстве случаев — мужчина и его проблематика. На самом деле это ключевая проблема: даже авторы-женщины плохо видят женщин в своих мирах. Женщинам — авторам и персонажам — отведено гетто «юмористической фантастики». Многие предпочитают издаваться под мужскими псевдонимами. И у меня на этот счёт пессимистичные прогнозы.

Как, по-вашему, следует представлять женские образы в фантастике?

Джордж Мартин на вопрос «Как вам удаются женские персонажи?» ответил: «Я исхожу из того, что женщины — люди». Надо просто всегда исходить из этого, тогда хорошие женские персонажи начинают появляться как бы сами собой, им не надо искусственно придумывать мотивы и реплики, они начинают развиваться органично. Женщины не декорации для украшения интерьера, не предмет страсти героя, не назначенные жертвы или призы, за которые соперничают мужчины. Они люди. Это ключевой принцип.

У вас самой есть произведения, где женщины представлены такими?

Я готовлю к переизданию некоторые работы, занимаясь масштабной редактурой, и это даёт мне возможность исправить ошибки, которые допускала раньше, искупить свои грехи перед женщинами, как героинями, так и читательницами. Параллельно в соавторстве с Галиной Липатовой я работаю над циклом «Хотите об этом поговорить?» о женщине-психотерапевте, которая разбирается с душевными проблемами фантастических существ — вампиров, оборотней, ведьм, русалок и других. Это для нас обеих серьёзный эксперимент, поскольку центральный персонаж — женщина, которая на самом деле говорит о проблемах современного общества.

Оставляя комментарии на сайте «Мира фантастики», я подтверждаю, что согласен с пользовательским соглашением Сайта.

Читайте также

Статьи

Что почитать из фантастики? Книжные новинки апреля 2021 2
0
48331
Ребекка Куанг «Пылающий бог». От героя к чудовищу

Ориентальное фэнтези о том, как человек превращается в тирана.

«Сказки Гамаюн»: комикс по русским сказкам, прославившийся на Западе 4
0
105773
«Сказки Гамаюн»: комикс по русским сказкам, прославившийся на Западе

Не странно ли, что в стольких сказках были Иванушки-дурачки и Василисы Премудрые, но каждый раз это как будто другие герои? 

На Kickstarter открылся сбор средств на издание артбука Симона Столенхага The Labyrinth 12
0
212099
Саймон Столенхаг «Лабиринт»: артбук о странном и мрачном мире

Как и прежде, вас ждут гротескные машины, природные аномалии и ретро-стиль. Но на сей раз всё гораздо мрачнее. Мир «Лабиринта» — это тусклое марево и пепельные дюны.

«Игра в кальмара» или «Алиса в Пограничье» — что лучше? 2
0
214620
«Игра в кальмара» или «Алиса в Пограничье» — что лучше?

Между японским и корейским сериалами хватает различий, но тем любопытнее сравнивать проекты. Где лучше раскрывают героев, где интереснее игры, какой оставляет более приятное впечатление?

«Что, если…?» от Marvel: миллион способов повторить пройденное 7
0
288389
«Что, если…?» от Marvel: миллион способов повторить пройденное

Красивый и неглупый сериал про то, что киновселенную Marvel не собьёт с курса даже зомби-апокалипсис.  

Дмитрий Глуховский «Пост». Без знания истории человек слеп!
0
317720
Дмитрий Глуховский «Пост». Без знания истории человек слеп!

Постапокалипсис, который оказывается политико-религиозным памфлетом, сильным и очень кровавым.

Читаем рассказ: Ника Милосердова «Последнее видение»
0
686418
Читаем рассказ: Ника Милосердова «Последнее видение»

Знакомый сюжет, описанный с точки зрения персонажей, которым вы никогда не придавали значения…

«Вечные» в комиксах: что нужно знать о героях нового фильма Marvel 17
0
388185
«Вечные» в комиксах: что нужно знать о героях нового фильма Marvel

Как они появились? Кто в команде? Зачем они киновселенной?

Спецпроекты

Top.Mail.Ru

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: