«Путешествие на Луну»: мультфильм про Китай, девочку и смерть
62080
7 минут на чтение
В небольшом китайском городке живёт девочка Фей Фей. Живёт неплохо: преуспевает в учёбе, ухаживает за милейшим домашним кроликом и помогает папе в семейной булочной. Особым спросом пользуются их «лунные пряники», сделанные по рецепту мамы. Увы, та умерла четыре года назад, и Фей Фей по-прежнему оплакивает её. Неожиданно отец (о, ужас!) приводит в дом новую женщину. Страшась перемен, девочка решает полететь на Луну, где живёт бессмертная богиня Чанъэ, вечно преданная своему ушедшему возлюбленному. Возможно, её пример напомнит папе, что такое настоящая любовь?

Over the Moon

Режиссёр: Глен Кин

Роли озвучили: Кэти Ан, Филлипа Су, Джон Чо, Кен Жонг, Сандра О

Возрастной рейтинг: 6+

Премьера: 23 октября (Netflix)

Похоже на: «Тайна Коко» • «Кубо. Легенда о самурае» • «Вперёд»


Будущие историки кино наверняка станут оглядываться на наши дни с выражением шока. Как так случилось, что целое поколение детского кино — самого оптимистичного, самого «несерьёзного» жанра! — оказалось одержимо темой смерти? Героини «Холодного сердца» уже два фильма пытаются примириться с наследием ушедших предков. Иккинг из «Как приручить дракона» живёт в тени великого отца даже после его гибели. А студия Pixar и вовсе может открывать сеансы групповой терапии для «осиротевших» персонажей: от старика Карла из «Вверх» до братьев-эльфов из «Вперёд».

Этим же путём пошло и анимационное подразделение Netflix, которое стремительно отвоёвывает себе место на рынке. Год назад студия громко заявила о себе обаятельным рождественским мультфильмом «Клаус» (где тоже не обошлось без мёртвых родственников). А теперь выпускает «Путешествие на Луну» — не менее дорогой и зрелищный проект в похожем диснеевском духе: с музыкальными номерами, милыми зверьками и семейными ценностями. Проект оказался тем более востребованным, что сам «мышиный дом» сейчас взял вынужденную паузу из-за закрытия кинотеатров.
Для пущей аутентичности Netflix продолжает привлекать к своим проектам ветеранов Disney. «Клаус» вышел из-под пера Серхио Паблоса, аниматора «Планеты сокровищ». «Луной» же занималась Одри Уэллс, автор фэнтези-комедий «Малыш» и «Джордж из джунглей». По трагической иронии, фильм о том, как пережить смерть близкого человека, стал для нее последним: осенью 2018 года Уэллс скончалась от рака.

Сценарий подхватил Глен Кин, прославленный художник с почти пятидесятилетним стажем. В Disney он пришёл ещё в середине 1970-х и оказался одним из тех, кто сделал возможным ренессанс студии. Кин разработал дизайн Русалочки и Покахонтас, был главным аниматором «Аладдина», «Красавицы и чудовища» и «Тарзана». Предполагалось, что его режиссёрским дебютом станет «Рапунцель» — в ней он надеялся соединить душевность 2D-анимации с новейшими компьютерными технологиями. Увы, после пяти лет работы Кин покинул проект по состоянию здоровья и лишь сейчас вернулся в полнометражную мультипликацию.

В «Луне» легко заметить отголоски давних идей режиссёра о комбинации традиционной и цифровой графики. Сцены на Земле сделаны по современным 3D-стандартам, с реалистичными текстурами и эффектами, вплоть до прорисовки волос и пор на лицах героев. Это едва ли уровень Pixar — бюджета ощутимо не хватает, — но довольно неплохая имитация её техники.

А вот лунный мир показан совершенно иначе: максимально простые формы объектов, насыщенные цвета и слегка «сплюснутый» объём. Почти двухмерная, абстрактная реальность, в которую попадают убедительные персонажи-земляне, — такой вот необычный контраст стилей!
Это вообще очень «дизайнерский» мультфильм. Быстрый, зрелищный, постоянно удивляющий визуальными находками. Интрига держится не на том, что будет дальше, а скорее на том, куда на этот раз занесёт персонажей и кого они там встретят. Живые желеподобные слёзы? Реактивный пинг-понг? Массивные колонны, раскрывающиеся, словно цветы? Курицы-байкеры на неоновых болидах а-ля «Трон»? Возможно всё!

Сюжет при этом сознательно упрощён. «Луна» равняется даже на более юную аудиторию, чем «Клаус» — примерно 9–12 лет. И потому авторы постоянно перекладывают тяжёлый эмоциональный заряд истории на всяческие объекты-макгаффины. Иногда получается изящно: новая возлюбленная отца посягает на мироздание Фей Фей, когда предлагает добавить плоды унаби в мамины пряники. А вот экшен-сюжет с погоней за лунной фотокарточкой, напротив, выглядит чужеродным и лишь заглушает пафос примирения со смертью матери.

К тому же по доброй диснеевской традиции каждого из персонажей сопровождает какой-нибудь забавный компаньон, и ближе к середине фильма их концентрация начинает зашкаливать. Режиссёр словно тестирует зрителей, постепенно повышая градус: по шкале «Звёздных войн» это можно сравнить с движением от «малыша Йоды» к Джа-Джа Бинксу. Нравится милый пушистый кролик? Тогда знакомьтесь с маниакально-энергичным младшим братом, который лбом штурмует стены. Выдержали братца? Встречайте зашуганного зайца-колдуна. Полёт нормальный? Переходим к космическому полуежу-полусобаке со страстью к невротическим монологам.
Такое изобилие эпизодических героев не то чтобы излишне — у каждого есть своя роль в сюжете. А вместе они иллюстрируют основной посыл «Луны» — мол, не стоит бояться впускать в свою жизнь новых знакомых: они не заменят тех, кого ты любил в прошлом, зато поддержат и вдохновят тебя в будущем. Однако вся эта суматошная энергия отвлекает зрителя от действительно важных отношений Фей Фей с другими людьми. Приключения с целой армией пушистых спутников не стоят одного честного, искреннего разговора по душам с отцом.

Увлёкшийся лунными фантазиями, Глен Кин словно не очень доверяет Земле, хотя именно с ней связано немало удачных аспектов фильма. Особенно в том, что касается культурной репрезентации. «Путешествие на Луну» — очередная попытка американского кинематографа освоить восточный сеттинг, и в этом фильм достигает серьёзных успехов.

Во многом они обусловлены происхождением создателей. Значительную часть творческой группы составляют выходцы из китайской диаспоры в США, а анимацию взяла на себя шанхайская студия Pearl — бывшее подразделение мульт-гиганта DreamWorks. Городок, где живёт Фей Фей, срисован с реального поселения Учжэнь, славящегося своими каналами. В поисках вдохновения авторы даже ходили в гости к местным жителям, собирали их истории, изучали быт и особенности обстановки.
Результат того стоил. В отличие от недавней экранизации «Мулан», азиатские элементы в «Луне» представлены не как экзотика. Мир «Луны» — не парк аттракционов с причудливой архитектурой, мудрыми старцами и летающими мастерами кунг-фу. Наоборот, это вполне реалистичный и полный повседневных деталей Китай, каким его видят сами китайцы: с онлайн-магазинами и поездами на магнитной подушке, разносами в школе, групповыми зарядками на улицах и пышными семейными застольями. Тётушки шумно перешучиваются, дед травит байки про крабов, а «нэй нэй» (то есть, бабушка) сетует, что ребёнка совсем не кормят.

Специфической мифологии в «Луне» совсем немного. И даже богиня Чанъэ — не мудрая хранительница традиций, а вздорная поп-дива в одеждах от модной кутюрье Го Пэй. Точно так же авторы не пытались искусственно «китаизировать» звучание музыки, чтобы она соответствовала западным стереотипам, а равнялись на современные каноны Бродвея и кей-попа. Самые яркие партии — у звезды «Гамильтона» Филлипы Су.

В какой-то момент возникает забавный эффект: оригинальная английская озвучка начинает казаться чужеродной, и одна из песен ближе к финалу частично переходит на китайский. Впрочем, это может быть вина текста — с настолько простыми (если не сказать примитивными) рифмами, что часто он кажется переводным.
Тем не менее Netflix в «Луну» верит. Студия даже организовала для мультфильма небольшой кинопрокат, что позволит ему претендовать на «Оскар» как минимум в песенных номинациях. В год, когда главным конкурентом в этой категории будут разве что «Тролли», шансы на победу весьма высоки.

То же можно сказать и про «Путешествие на Луну» в целом. В обычном потоке кинорелизов фильм, скорее всего, затерялся бы: ему не хватает самобытного стиля «Клауса» и серьёзности последних работ Pixar. Но, возможно, безрыбье 2020-го года позволит ему пробиться к нужной аудитории — как в Китае, так и в остальном мире.
Это неглупая и талантливая работа — с эффектными персонажами, колоритным дизайном Луны и взвешенным подходом к «земному» культурному сеттингу. Непростую тему смерти мультфильм раскрывает — пусть упрощённо, но тактично и эмоционально: попробуйте не заплакать на кульминации! В фильмографии Netflix «Луна» — скорее подготовительный шаг перед новым мощным рывком (на будущий год заявлен «Пиноккио» Гильермо дель Торо), но сейчас и этот шажок значит немало.

Если вы нашли опечатку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Статьи

Кино

Какие фильмы смотреть в октябре 2024? Мировые премьеры

Кино

«Ходячий замок»: фильм и книга. Как Миядзаки создал шедевр волшебного стимпанка
Как Хаяо научил замок ходить и снял сцену, ради которой стал аниматором.

Кино

Какие фильмы смотреть в октябре 2024 в кино? Битва русов с азиатами
Индия и Китай vs русские сказки

Кино

«Субстанция»: боди-хоррор в мире жестокого гламура
«Извините, у вас ухо отклеилось»

Кино

Хорошие русские фильмы после «Ночного дозора»: фантастика, фэнтези и мистика
Достойные отечественные картины последних 20 лет.

Кино

«Хеллбой: Проклятие Горбуна»: экранизация лично для Майка Миньолы
Но есть ли что в этом камерном ужастике ловить простым зрителям, привыкшим к блокбастерам Гильермо дель Торо?

Кино

«Дитя человеческое». Как создавалось Евангелие от Альфонсо
Антиутопия, которую Куарон задумал как «анти-Бегущего по лезвию».

Кино

«Тайна планеты роботов»: загадочная история китайского мультфильма
Пособие для молодых мам, увлекающихся разработкой роботов

Кино

Atomic Heart, «Алмазный меч, деревянный меч», «Король и шут-2» и другие проекты в презентации «Кинопоиска»
Читайте и решайте, что из этого стоит ждать!

Кино

Неснятые фильмы: Экранизация Halo от Джексона и Бломкампа
Сценарий и концепты, из которых вырастет «Район №9».
Показать ещё