Сериал «Дом Совы»: «Гравити Фолз» в атмосфере Босха

3 апреля 2020
Фото аватара
03.04.2020
199820
4 минуты на чтение
Сериал «Дом Совы»: «Гравити Фолз» в атмосфере Босха 5

Луз Носеда — самоуверенная фриковатая девочка, чья непосредственность постоянно вызывает проблемы. Однажды в детском лагере она последовала за милой совушкой и попала в волшебный мир, населенный странными существами. Там девочка встретила Иду — могущественную ведьму, объявленную в розыск. У Луз появилась великолепная возможность стать настоящей ученицей волшебницы! Правда, неприятностей у ведьм намного больше, чем у обычных девочек в летнем лагере…

У «Дома Совы» непростая судьба. Запланированная на 2019 год премьера переехала на 2020-й, а теперь, после десятого — далеко не финального — эпизода, сериал ушёл на перерыв. В принципе, для мультсериалов это нормально. Но фанатам диснеевских сериалов 2010-х хорошо знакомы вынужденные паузы в выпуске сериалов, после которых те становились чуть-чуть хуже. А иногда и не чуть-чуть. Да, «Звёздная принцесса и Силы Зла»?

Дана Террас, создательница «Дома Совы», работала раскадровщицей «Гравити Фолз», а после его окончания предложила студии свой проект. Ещё она режиссёр первого сезона новых «Утиных историй», откуда к ней пришла сценаристка Рэйчел Вайн. «Дом Совы» — первый собственный проект Террас… и первая хоррор-комедия от студии Disney.

Студия всё чаще экспериментирует с форматами — до известного предела. Творческой команде каждого шоу даётся некоторая свобода в расширении границ дозволенного. Конечно, сами эти границы во многом искусственны и возведены самой студией. Но тем не менее что «Гравити Фолз», что некоторые эпизоды «Звёздной принцессы» многие воспринимают как рискованные проекты — с обилием мрачных сцен, чёрным юмором и порой даже демонстрацией насилия.

«Дом Совы» заходит ещё дальше, чем предшественники — на территорию Викки и оккультных практик.

Сериал «Дом Совы»: «Гравити Фолз» в атмосфере Босха 3

Источником вдохновения Террас называет средневековые маргиналии (рисунки в рукописных книгах) и картины Иеронима Босха. Ей хотелось сделать сериал, который бы воспроизводил его сюрреалистические миры и мрачную эстетику северного Возрождения, потому что она «никогда не видела подобных мультфильмов». Последние слова не более чем кокетство, но кое в чём Дана права: для семейных мультсериалов эстетика Босха была закрыта. Можно поспорить, насколько заметны его мотивы в «По ту сторону изгороди», но «Дом Совы» отрывается с ними на полную — кишки и отрубленные головы прилагаются.

Эстетика Босха сполна проявляется в мире сериала. Да, сочетание мрачного фэнтезийного средневековья, причудливых монстров и элементов современности уже знакомо «Диснею». Но Кипящие острова с их фантастическим костяным пейзажем и обилием непривычных пугающих демонов — уникальное место, не похожее на сумасшедшие миры «Звёздной принцессы». По колориту «Дом Совы» ближе к работам Джима Хенсона.

Но что насчёт сюжета?

Сериал «Дом Совы»: «Гравити Фолз» в атмосфере Босха Сериал «Дом Совы»: «Гравити Фолз» в атмосфере Босха 2

У «Дома Совы» достаточно самобытности, чтобы отличаться от других диснеевских сериалов, но недостаточно, чтобы его с ними не сравнивали. Хотя сериал и обвиняют во вторичности по отношению к «Гравити Фолз», «Звёздной принцессе» и «Амфибии», эти обвинения не совсем справедливы. Проекты одной студии, выпущенные в одно и то же время и курируемые почти одними и теми же людьми, будут неизбежно похожи (кстати, Алекс Хирш участвовал в создании «Дома Совы» и даже озвучил одного персонажа). Особенно если они принадлежат одному жанру — в данном случае комедийному фэнтези с попаданцами.

Правда, некоторые проблемы с заимствованиями у «Совиного дома» всё-таки есть. Например, действительно ли сериалу нужна игра с шифрами, как в «Гравити Фолз»? Отношения Луз и её наставницы во многом уникальны, но заимствованный из того же «Гравити Фолз» троп «экстравертная юная чудачка и жуликоватый возрастной наставник» слишком бросается в глаза. Ида в прошлом драматично поссорилась с родной сестрой и владеет магазинчиком, где продаются всякие странные ветхие редкости. Знакомо?

Сериал «Дом Совы»: «Гравити Фолз» в атмосфере Босха 1

Но надо отдать «Дому Совы» должное: несмотря на повтор некоторых приёмов и образов, ему удаётся создать оригинальные ситуации и приятных персонажей. Героини очень радуют, будь то крутая и раскрепощённая Ида, умненькая девочка-гордячка Эмити или холодная, но привязанная к сестре Лилит. Луз — чуть более типичная современная диснеевская героиня, активная жизнерадостная девочка-гик, но безмерно обаятельная и поставленная в совершенно иные условия, чем её предшественницы.

Персонажи-мужчины не то чтобы плохи, но явно находятся на втором плане и не сильно влияют на ход истории — даже Король, который скорее выступает в роли говорящего питомца-спутника. При этом герои сериала очаровательны и забавны — и не только те, что созданы как чисто комедийные персонажи. Вообще «Дом Совы» очень остроумен — сразу видно школу «Гравити Фолз».

А вот что действительно портит впечатление, так это звучащая в финале мораль. Конечно, этим грешат все диснеевские работы, но в «Доме Совы» дидактичность особенно заметна. Персонажи буквально поворачиваются лицом в камеру и в неестественных выражениях рассказывают зрителю, какой урок они вынесли из истории.

Сами же приключения разнообразны и интригующи. Некоторые зрители упрекают «Дом Совы» в обилии филлеров, но это вряд ли проблема. У сериала горизонтально-вертикальная структура, и естественно, что поначалу мы видим отдельные новеллы, не связанные с основным эпическим сюжетом. Именно благодаря им и возникает особенная сказочная атмосфера, которую внешний сюжет, может, и не разрушил бы, но уж точно бы ослабил. Герои живут в своём сумасшедшем босхианском мире, встревают в неприятности, всё глубже и глубже знакомятся с сеттингом и лором, и это здорово. Так погружение в невероятную жизнь Кипящих островов становится намного мягче и увлекательней.

Сериал «Дом Совы»: «Гравити Фолз» в атмосфере Босха 4

«Дом Совы» — сериал не без недостатков, но подкупающий своим обаянием. В чём-то он повторяет предшественников, а в чём-то проявляет самобытность и индивидуальность. Он прекрасно осознаёт своё культурное наследие, не делает вид, что до него не было «Гарри Поттера» и миллиарда других подростковых историй о юных ведьмах и волшебниках, — и при этом обогащает жанр. Хотелось бы, чтобы после перерыва все несомненные достоинства сериала не оказались выброшенными в угоду… чему-нибудь.

Читайте также

Статьи

«Чужой» среди своих: лучшие кроссоверы с участием ксеноморфов 12
0
5231
Чужой против Терминатора, Баффи и Черепашек-ниндзя: самые безумные кроссоверы

Как будто кто-то сомневался, что ксеноморф может драться вообще с кем угодно

Кричим в космосе в компании Чужого в
0
37255
Кричим в космосе в компании «Чужого» в 123 выпуске «Фантастического подкаста»

Обсуждаем самую ползучую и кислотную франшизу ко всемирному «дню Чужого»

Роберт Джордан, Брендон Сандерсон «Грядущая буря». Первый шаг к последней битве
0
23376
Роберт Джордан, Брендон Сандерсон «Грядущая буря». Первый шаг к последней битве

Апофеоз великой фэнтезийной эпопеи

Скандал со Sweet Baby Inc. Правда ли, что за «повесточку» в играх платят?
0
67016
Скандал со Sweet Baby Inc. Правда ли, что за «повесточку» в играх платят?

Наш автор погрузился в бездны нижнего интернета и дебри экономики, чтобы найти ответ.

«Сто лет тому вперёд» — не Алиса? Отличия от оригинала, вселенная, отсылки и пасхалки 12
0
127321
«Сто лет тому вперёд» — не Алиса? Отличия от оригинала, вселенная, отсылки, плагиат или нет

Разбираем мир 2124 года со спойлерами!

Роман Суржиков «Кукла на троне». Интриги внутри интриг
0
184295
Роман Суржиков «Кукла на троне». Интриги внутри интриг

Третий том фэнтезийной эпопеи об очередной «игре престолов»

«Мятежная луна: Дарующая шрамы»: наш обзор. Да начнётся битва… за урожай!  3
0
236183
«Мятежная луна: Дарующая шрамы»: наш обзор. Да начнётся битва… за урожай! 

Зак Снайдер наконец показал экшен не хуже «Звёздных войн». В конце!

Художник Олег Юрков: забавные монстры, мультяшные чудовища и герои нашего детства 8
0
343636
Художник Олег Юрков: забавные монстры, мультяшные чудовища и герои нашего детства

Петербургский художник — о том, сложно ли придумывать смешные вещи, как традиционная живопись может довести до нервного срыва и почему срисовывать — не стыдно.

Спецпроекты

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: