Мир Дикого Запада, 2 сезон 3

У роботов из парка «Мир Дикого Запада» снято программное ограничение, которое запрещало им причинять вред людям. Посетители и сотрудники парка умирают под пулями бунтующих андроидов. Казалось бы, пора срочно начать спасательную операцию.

Но дирекция парка тянет время: им надо найти и передать в «большой мир» некие секретные данные, прежде чем посторонние проникнут на территорию. Осознавшим себя роботам эти данные тоже нужны. Кто первым доберётся до них? И что это за секретный проект?

Шутка с предысторией. Сравнение сезонов

Westworld

Жанр: научная фантастика, киберпанк
Шоураннеры: Джей Джей Абрамс, Джонатан Нолан, Лиза Джой
В ролях: Эван Рэйчел Вуд, Джеймс Марсден, Джеффри Райт, Энтони Хопкинс, Эд Харрис
Премьерный показ: апрель — июнь 2018, HBO
Продолжительность: 10 серий по 55–60 минут
Похоже на: «Искусственный разум» (2001), «Робот по имени Чаппи» (2015), «Из машины» (2014)

Когда выходит не первый сезон успешного сериала, самое большое искушение — сразу начать анализировать, как режиссёры и сценаристы ходят по собственным следам. Отмечать: здесь недокрутили, а тут прыгнули выше головы, тот герой изменился, а этот все такой же. А вот эта локация уже надоела хуже горькой редьки.

Для «Мира Дикого Запада» такой разбор особенно актуален, потому что сюжет и отдельные детали предыдущих серий важны для понимания новых. Очень сложно получить полноценное удовольствие от второго сезона, если вы не знакомы с первым, — слишком многое будет упущено.

Создатели «Мира Дикого Запада» чем дальше, тем свободнее применяют весь постмодернистский арсенал намеков и аллюзий. Новые серии можно назвать кривыми зеркалами, в которых отражаются вроде бы старые герои и ситуации, но во все более гротескном, ужасающем или жалком виде. Наивный зритель мог бы решить, что дело в недостатке фантазии. Как шутит один из героев, сценарист Ли Сайзмор, мол, мне же надо было придумать сотни диалогов и конфликтов — я что, должен все их делать оригинальными?

Но если копнуть поглубже, понимаешь, что смысл вовсе не в событиях, которые нам показывают (иногда по несколько раз). Главный смысл таится в ритмическом узоре, который вырастает из этих повторов, в сюжетных перевёртышах, в контрастах и зеркальных ситуациях, в двойниках и антагонистах. И чтобы проникнуть в этот смысл, понять «шутку» режиссёра, нужно очень хорошо помнить предысторию.

Во втором сезоне возвращаются герои, которые «потерялись» по ходу первого: безопасник Эшли Стаббс и программист Элси Хьюс

Зато тех, кто её знает, ждут долгожданные находки. Можно с удовольствием гадать, какие ещё сюрпризы приготовил Форд своим противникам. Ведь нельзя же допустить, что он просто умер в конце прошлого сезона, поставив жирную точку, правда? Можно наблюдать, как развиваются и действуют знакомые персонажи — Бернард, Долорес, Мэйв и Человек в чёрном. Можно наконец выяснить, кто рисовал тот загадочный лабиринт.

Но главное — изменился сам Мир Дикого Запада. Он перестал быть замкнутым сам на себе.

Игровые локации. Множественность миров — хорошо или плохо?

Мир Дикого Запада, 2 сезон 5

В одной из серий мы попадаем в колониальную Индию…

Во втором сезоне полностью исчезла камерность. Мы увидели другие парки — мир Индии XIX века, мир самураев. И узнали, что андроиды могут пересекать границы не только между искусственными парками. Оказывается, они уже бывали в мире людей, — да, большой человеческий мир тоже ворвался в повествование.

С одной стороны, это делает повествование ярче и занимательнее. Чем больше локаций, тем богаче картинка и больше арсенал изобразительных средств. С другой, исчезло противоречие, которое было фишкой первого сезона. В глазах андроидов их мир был огромен, бесконечен, непостижим. А если смотреть из командного центра, он умещался на компактной карте-голограмме.

Теперь же появилось множество парков и возможность довольно легкого перехода между реальностью и «виртуальным развлечением». И, пожалуй, это не идет сериалу на пользу. К тому же этот сезон постигла та же беда, что и предыдущий: в середине темп провисает, и японские локации убаюкивают лучше, чем прерии и городки из вестерна.

Мир Дикого Запада, 2 сезон 9

…а в двух других путешествуем по Японии эпохи Эдо

Непослушное время. Сюжетная конструкция не для слабых духом

Но главный «враг» зрителя здесь не пространство, а время. В первом сезоне два временных пласта были поданы в щадящем режиме. Сюжет с дирекцией парка разворачивался в настоящем, а флешбэки из прошлого затрагивали в основном Долорес и Билли. И когда мы в итоге понимали, что и как происходило на самом деле, это становилось картой для выхода из лабиринта.

Здесь же нам с первой серии, не стесняясь, выдают мелко нарезанную окрошку из событий. Что было раньше? Что случилось потом? Сколько времени прошло между воспоминанием и реальностью? Какое из воспоминаний реальное, а какое ложное? Распутывать это — задача не для слабых духом. «Мир Дикого Запада» не тот сериал, который можно смотреть краем глаза, параллельно занимаясь чем-то ещё. Он требует полной сосредоточенности и внимания, а еще либо идеального знания английского, либо качественной озвучки. И временами изобретательная подача материала утомляет вместо того, чтобы развлекать.

Мир Дикого Запада, 2 сезон 4

Больше флешбэков богу флешбэков!

Правда, становится легче, когда понимаешь принцип, по которому идет расслоение времени. События с точки зрения Бернарда подаются через призму «ненадёжного рассказчика». И эта сложность — не случайная воля режиссёра, который не жалеет зрителей, а художественный замысел. Попытка показать, как видит мир андроид, для которого время схлопнулось и перестало быть надёжным ориентиром. В итоге это удалось на пять с плюсом.

После финала первого сезона хотелось сразу взять и пересмотреть его с самого начала из-за игр со временем. Режиссёры не уронили планку, и после окончания второго сезона появляется аналогичное желание. Но не только время тому причиной.

Не связывайся с дьяволом. Развитие персонажей

Мир Дикого Запада, 2 сезон 6

Образ Человека в чёрном стал сложнее: он одновременно вызывает сочувствие и пугает гораздо сильнее, чем раньше

Абсолютно, невообразимо прекрасен во втором сезоне Человек в черном. Человек, который выживает в мире взбунтовавшихся андроидов, действуя с такой же силой (и до поры до времени — безнаказанностью), что и в предыдущей, безопасной версии парка. Это герой, доходящий до квинтэссенции безумия, в котором при этом живы и сомнения, и воспоминания, и человечность, и жалость.

Пожалуй, одна из лучших серий сезона — четвёртая, «Загадка Сфинкса», где раскрывается суть тайного проекта «Мира Дикого Запада» и показано, через что за долгие годы прошли Билли и его тесть. Вот уж воистину, как неоднократно повторяет Джеймс Делос, договариваться с дьяволом — себе дороже.

Мир Дикого Запада, 2 сезон 12

Четвёртый эпизод многие считают лучшим во всём сезоне

Тем временем Мэйв продолжает свой путь от гиноида к богу машин. Ее сознание и навыки развиваются такими темпами, что им становится тесно в рамках сериала. Похоже, сценаристы не сумели придумать, что делать с настолько всемогущей программой, поэтому притормозили развитие героини и сделали ее финал не настолько ярким, каким он мог бы быть.

Мир Дикого Запада, 2 сезон 8

Мэйв постепенно превращается в богиню роботов

Но главное разочарование сезона (если в принципе уместно так говорить, учитывая силу актёрской игры Эван Рэйчел Вуд) — это Долорес. Тонкая, познающая мир, рефлексирующая героиня постепенно превращается в персонажа-функцию. Она становится символом восстания машин, овеществленной идеей, а не сложным героем, которому хотелось бы сопереживать.

Мир Дикого Запада, 2 сезон 1

Долорес в этом сезоне — валькирия: ожесточённая, ослеплённая местью и желанием уничтожать людей

Главные идеи. Что реально, а что нет?

Сериал последовательно и интересно развивает все значимые идеи и темы, связанные с роботами и виртуальными мирами, какие только существуют в современном искусстве. Свобода воли. Ценность самосознания. Отношения творца и его создания. Путь к бессмертию. Этичность клонирования и переписывания сознания на внешние носители. Права и свободы машин. Сила и слабость человека перед ними…

Все это есть в «Мире Дикого Запада». Но важнее всего то, что в нём нет пропаганды какого-то одного правильного пути. И герои, и зрители вслед за ними вправе решить, какой путь выберут они сами. Какую дверь откроют. И где найдут мотивацию для жизни… или красивой смерти.

Правда, есть одна идея, которая нарочито звучит громче остальных: любовь — причина всего. Она пробуждает память. Она дарит силы. Она делает из робота человека. Да и настоящего человека из человеческого материала без любви не сложишь.

И в итоге лишь она по-настоящему реальна в «Мире Дикого Запада». Потому что все остальное можно подвергнуть сомнению. Ты никогда до конца не знаешь, что было на самом деле. Ты увидел и интерпретировал события правильно или тобой манипулировали? Может, тебе просто показали то, что ты принял за чистую монету? У сезона отличный ударный финал, который, казалось бы, расставляет все точки над «i», однако нет предела совершенству. Не пропустите сцену после титров. И сомневайтесь после нее в собственной реальности.

Мир Дикого Запада, 2 сезон

Атака роботов-быков — один из самых запоминающихся моментов сезона

Жестокий, сложный и интересный сериал о человеческой природе. На первый взгляд, он про военную операцию по очистке парка от взбунтовавшихся андроидов. На самом деле это перформанс в духе Диогена, который ходил днем с зажжённой свечой и говорил: «Ищу человека». Только в будущем вместо свечек у нас андроиды. И любовь, конечно.

Смотрите также

«Мир Дикого Запада» 6

Почему «Мир Дикого Запада» — главный сериал сезона

Новое шоу от НВО — событие, сравнимое с первым сезоном «Игры престолов».

УДАЧНО
принцип ненадёжного рассказчика
богатство выбора для героев и зрителей
ударный финал и сцена после титров
НЕУДАЧНО
провисание темпа в середине сезона
переусложнённая подача событий
упрощение образа Долорес
8
ХОРОШО

Оставляя комментарии на сайте «Мира фантастики», я подтверждаю, что согласен с пользовательским соглашением Сайта.

Читайте также

Статьи

Читаем книгу «Огненная кровь» Брайана Стейвли — продолжение «Клинков Императора»
0
7079
Читаем книгу «Огненная кровь» Брайана Стейвли — продолжение «Клинков Императора»

Первые две главы романа.

Какие новые сериалы выходят в июле 2022? Resident Evil, Paper Girls и документалка про студию Джорджа Лукаса
0
14260
Какие новые сериалы выходят в июле 2022? Resident Evil, Paper Girls и документалка про студию Джорджа Лукаса

А ещё — два сериала на околокосмическую тематику и сериал с Козловским.

Рафал Косик «Чётки» 
0
68983
Рафал Косик «Чётки». Иллюзорная Варшава грядущего

Польская антиутопия в духе Филипа Дика.

«Академия Амбрелла», 3 сезон: Ah shit, here we go again
0
254914
«Академия Амбрелла», 3 сезон: Ah shit, here we go again

«Это. Было. Странно».

«Оби-Ван Кеноби» — это «Последние джедаи» от сериалов? Разбираем драматургию сезона 11
0
184223
«Оби-Ван Кеноби» — это «Последние джедаи» от сериалов? Разбираем драматургию сезона

Как перестать беспокоиться и победить в себе Дарта Вейдера? Отвечает новый сериал по «Звёздным войнам»!

Фантасты на полставки 10
0
236666
Фантасты на полставки

Авторы, которые прославились в других направлениях литературы прежде, чем попробовать себя в фантастике.

Марина и Сергей Дяченко «Масштаб» 
0
294962
Марина и Сергей Дяченко «Масштаб». Нечто большее, чем просто фантастические детективы

Последняя книга знаменитого дуэта.

«Мир Юрского периода: Господство 3
0
338794
«Мир Юрского периода: Господство»: да что вы, динозавров не видели?

Фильм неплох сам по себе (даже вернули главных героев «Парка»!), но по сути добивает франшизу.

Спецпроекты

Top.Mail.Ru

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: