
Ремейк не следует аниме, но отдаёт ему должное
Ghost in the Shell
Жанр: киберпанковский боевик
Режиссёр: Руперт Сандерс
В ролях: Скарлетт Йоханссон, Пилу Асбек, Такеши Китано
Премьера в России: 30 мая 2017
Возрастной рейтинг: 16+
Похоже на:
«Робокоп» (2014)
«Вспомнить всё» (2012)
«Я, робот» (2004)
Голливудский ремейк классического аниме ещё до выхода критиковали за выбор американки Йоханссон на роль майора Кусанаги и отход от первоисточника. И хоть мы скептически относимся к этим придиркам, в первые минуты фильма начало казаться, что фанаты были правы. Майор по имени «Мира Киллиан» и с предысторией как у Робокопа! Бато с обычными глазами! Злобная корпорация! Намёки на «украденную жизнь»! Голливуд, опять ты всё перепутал!
Но постепенно выясняется, что это лишь иллюзия. Руперт Сандерс и сценаристы дают понять, что знают франшизу не просто хорошо, а очень хорошо. Отсылок к аниме безумно много: террорист Кудзе взят из сериала «Синдром одиночки», робогейша — из полнометражки «Невинность», а уж культовый мультфильм Мамору Осии цитируют при любом случае. Тут вам и прыжок с небоскрёба (дважды), и термокамуфляж, и подводное плавание, и погоня за мусоровозом, и драка по колено в воде. Эти отрывки вписаны в совершенно иной сюжет, но переданы почти кадр в кадр.
Да и герои постепенно превращаются в привычных себя из аниме. Громила Бато обретает кибер-глаза и любимого бассет-хаунда. А главное, внешность и американское имя Майора вдруг получают… сюжетное объяснение!
Да, весь третий акт — оправдание того, что Мотоко Кусанаги выглядит как Чёрная вдова и называет себя Мирой. Спойлерить не будем, но если создатели «Тёмной башни» решат выкрутиться в том же духе, то чернокожий Стрелок заболеет витилиго, как Майкл Джексон. Финальный сюжетный твист, по идее, должен утихомирить и фанатов аниме, и борцов с расизмом.
Только стоило ли так мучиться — сперва раздражать фанатов спорным кастингом, а потом строить вокруг этого сценарий? Переделывайте аниме, раз уж начали, — все к этому готовы, даже Осии не возражает (он и сам оставил от манги-первоисточника рожки да ножки, и никто не жаловался). И фанаты, и простые зрители ждали от фильма не извинений, а интересного сюжета и атмосферы оригинала.
Здесь красиво показан киберпанковский мир…
Атмосфера передана на славу, с этим не поспорят даже ярые отаку. Новый «Призрак в доспехах» — это классический киберпанк со всеми атрибутами. Мир «высоких технологий и жалкой жизни» из фантастики конца XX века воспроизведён красочно и детально. Исполинская голографическая реклама, неоновые огни, трущобы, китайские ресторанчики, бегущие строчки кода — всё по эстетическим канонам, заложенным «Нейромантом» и «Бегущим по лезвию». Руперт Сандерс то и дело вставляет визуальные цитаты из Осии — то огромный самолёт пролетит над трущобами, то Йоханссон сядет на фоне окна с видом на небоскрёбы…
Особый плюс режиссёру — за нагнетание напряжённой атмосферы. Низкие протяжные ноты, долгие пролёты камеры на большой высоте, глубокие синие и чёрные тени — вот и побежали мурашки. Фильмом можно любоваться как видеоклипом, не задумываясь над сюжетом. Да и боевые сцены поставлены прилично. Особенно хорошо смотрится финальная битва, отсылающая, опять же, к концовке мультфильма Осии.

…но нет ни оригинального сюжета, ни размышлений о будущем
Но в этих шикарных декорациях разыгрывается типичнейшая для киберпанка история о том, как плохая корпорация обидела хорошего киборга (андроида, клона, хакера — нужное подчеркнуть) без особой причины. Больше всего картина напоминает ремейк «Робокопа» 2014 года — их сюжеты очень похожи и вызывают те же вопросы к мотивации персонажей. От сложного сюжета аниме Сандерс и компания отказались в пользу голливудской прямолинейности и жанровых штампов. Даже сюжетный твист настолько типичен для таких фильмов, что на него без стеснения намекают ещё в трейлере.
Кажется, Сандерс пересмотрел всю классику киберпанка и взял из неё всё, что в этом жанре «должно быть», от сюжета до антуража. Поэтому «Призрак в доспехах» лишний раз напоминает, насколько классический киберпанк сейчас устарел. Футуристические образы, которые были революционными двадцать лет назад, стали таким же милым ретро, как «Звёздный путь». Это уже не будущее, а представление прошлого о будущем. Взять хоть то, что персонажи почти не используют ни гаджеты, ни даже экраны, а когда надо получить информацию, втыкают себе провода в затылки или глаза. Подобное выглядело футуристично четверть века назад, но не в эпоху смартфонов и Wi-Fi в метро.

Вместо большого монитора или планшетов — неудобная одноцветная голограмма, по которой бегают волны-помехи. Ох уж это будущее!
Суть киберпанка не в зелёных циферках и мегаполисах с рекламой, а в попытке предсказать, как высокие технологии могут устроить нам в будущем жалкую жизнь. Настоящий киберпанк наших дней — это «Чёрное зеркало». Мультфильм Осии был для своего времени таким «Чёрным зеркалом» — предупреждал, философствовал, ставил вопросы. Ремейк тщательно воспроизводит внешние атрибуты киберпанка, но это, опять же, иллюзия — сказать о будущем и технологиях ему нечего. Новый «Призрак в доспехах» — красивое развлекательное кино, на него не жалко потратить вечер, но размышлять он заставит только на тему «Почему всё-таки именно Йоханссон?».
Голливудский ремейк в своих лучших и худших проявлениях. Зрелищный и красивый фантастический боевик, который сохранил визуальный стиль аниме, но потерял его душу.

Рекомендуем
Александр Ремизов
Оставляя комментарии на сайте «Мира фантастики», я подтверждаю, что согласен с пользовательским соглашением Сайта.