«В Скарнесе не умирают»: норвежская трагикомедия о неидеальности жизни и смерти

27 августа 2021
Фото аватара
27.08.2021
403354
4 минуты на чтение
«В Скарнесе не умирают»: норвежская трагикомедия о неидеальности жизни и смерти 6

Принято считать, что похоронные церемонии помогают человеку пережить горе. Пока оформишь бумаги, пока всё организуешь, пока соберёшь близких — и вот уже слёзы перестают наворачиваться. Как ни странно, похоже, сериалы о похоронных церемониях обладают схожим терапевтическим эффектом — это моё личное наблюдение, само собой. Даже спустя пять лет мне всё ещё сложно вспоминать утрату матери и последующий погребальный ритуал. И это в том числе пробудило любопытство к норвежскому проекту Post Mortem Харальда Цварта, мистическому детективу в духе «Я — зомби», но с большим уклоном в триллер и с чёрным юмором, как в «Фарго».

Post Mortem: Ingen dør i Skarnes

Жанр: мистическая комедия
Режиссёры: Гарольд Цворт, Петтер Холмсен
В ролях: Катрин Торборг, Элиас Холмен Сёренсен, Андре Сёрум
Продолжительность: 6 эпизодов по 44–47 минут
Премьерный показ: 25 августа 2021, Netflix
Похоже на: «Мёртвые, как я», «Я — зомби»

Скарнес — очень маленький норвежский городок (население всего две с половиной тысячи человек), где все друг друга знают и почти ничего не происходит. Ну, или не происходило. До тех пор, пока однажды на столе коронера не очнулась девушка Лив Халланген. Её нашли в чистом поле, приняли за труп, назначили вскрытие, но она оказалась жива. Постепенно она замечает в себе странные изменения: обострившиеся чувства, отсутствие сна и жажду крови… Пытаясь разобраться, как же она оказалась в поле, Лив открывает мрачный секрет матери, которая много лет назад покончила с собой. И очень скоро понимает, что в тихом Скарнесе есть люди, которые желают ей зла. 

«В Скарнесе не умирают»: норвежская трагикомедия о неидеальности жизни и смерти 7

В отдельных сценах авторы добавляют «жести» и некомфортности: Лив пытаются то сжечь, то задушить

Из подобной завязки мог вырасти незамысловатый триллер про борьбу героини с вампирским заговором. И, если уж начистоту, он и лежит в основе сериала — эдакий каркас, на котором всё держится. Но полюбить его можно не за вампирскую тематику (за шесть эпизодов даже слова «вампиры» никто не произносит), а за редкое сочетание жанров, ощущение абсурда и честный подход к теме смерти.

После «воскрешения» Лив оказывается в опасности: страшные подозрения о человеке, который желает ей смерти, подтверждаются, и вот она совершает убийство (скорее непреднамеренное). Драма достигает пика, а потом уходит на спад, при этом растёт градус чёрного юмора. Как избавиться от тела? Как подделать улики? Как улыбаться в лицо полицейским, один из которых к тому же в тебя влюблён? Обстоятельства и отношение героини к случившемуся добавляют в сюжет иронии. Девушка никому не желает зла и сама впадает в ступор от происходящих событий — но выкручиваться-то как-то надо! Чего только стоит потрясающая в своей абсурдности сцена, когда Лив пытается слить немного крови у пожилой пациентки (при «жизни» девушка работала медсестрой), но не рассчитывает объём, и старушка отправляется на небеса. И это уже третья смерть (хотя формально — только вторая) в Скарнесе за последние несколько дней. 

Параллельно разворачивается линия Одда Халлангена, брата Лив. На его плечи ложится управление похоронным бюро. А поскольку в Скарнесе давненько никто не умирал, то вместе с бизнесом Одду перешёл и внушительный долг. Но вот удача: за несколько дней на стол попадают сразу несколько тел (и Одд ещё не знает, что в этом замешана его сестра), нужно только устроить торжественные прощальные церемонии. Никто во всём городке не радуется чужим смертям так, как младший Халланген. В его истории чёрный юмор густо замешан уже не на мистическом детективе, а скорее на производственной драме. Абсурдных моментов тоже хватает — взять хотя бы эпизод, когда Одд соглашается отвезти тело из другого города за кругленькую сумму. Но вскоре он узнаёт, что труп напичкан наркотиками, а на границе начали устраивать досмотр с собаками. Будто и впрямь сцена из какого-нибудь «Фарго».

«В Скарнесе не умирают»: норвежская трагикомедия о неидеальности жизни и смерти

Одд светится от счастья всякий раз, когда к нему привозят труп. Его жена Роуз просит его всё-таки воздержаться на людях от избытка чувств

В первой и в последней серии Лив и Одд напевают воодушевляющую песню You Raise Me Up ирландско-норвежского дуэта Secret Garden. Первый раз эту композицию исполнили на похоронах матери композитора Рольфа Лёвланда, и он тогда отметил, что в песне есть что-то, объединяющее людей. «Никто не умирает в Скарнесе» подчёркивает этот мотив — мало что в жизни объединяет людей больше, чем смерть. Особенно если это твоя собственная смерть.

Вампиры во многих произведениях играют роли посредников между жизнью и смертью, и этот сериал не исключение. Но авторы, что ныне редкость, отказываются почти ото всех мистических и готических ассоциаций — чтобы в первую очередь поразмышлять о жизни и смерти, показать то и другое без прикрас. Примерно в духе сериала «Мёртвые, как я».

Помимо этого, в шесть эпизодов умещается и разговор о социальном давлении — пожалуй, не менее интересный, чем центральная тема принятия смерти. Лив не вписывается в устои тихого городка, ей почти тридцать, а она так и не вышла замуж; с единственным ухажёром — тем влюблённым копом — она может переспать или сходить на свидание, не более того. Кажется, проще помереть, чем отмахнуться от родни и соседей, но в случае Лив даже это не помогает! Одд же, когда получает в наследство бюро, покрывается испариной с ног до головы — он страшно боится опозориться, в том числе и перед династией, которая четыре поколения владела бизнесом до него. Он натужно храбрится, врёт жене, что дела идут хорошо, пытается идти по стопам сурового отца. Но ничего из этого не приносит плоды. Разрубить узлы осуждения удаётся только ближе к концу, когда Одд решает быть самим собой, вместо того чтобы выпячивать наигранную мужественность. 

«Жизнь — опасная штука, от неё все умирают», — вторит Одд знаменитому сатирику и поэту Станиславу Ежи Лецу в одной из сцен. Да, уход из жизни — трагедия, но это естественный и неизбежный процесс. К несчастью, порой ещё и жутко несправедливый — и это был мамин случай. Страшно важно принять и пережить потерю и при этом не сойти с ума. И небольшая норвежская трагикомедия здорово показывает, как это можно сделать.

Наши любимые тела можно беречь сколько угодно, но это всё ещё неидеальные мешки с костями, которые способны отказать по какой угодно причине в любую минуту. Так может, проведём оставшееся время так, чтобы было приятно вспоминать? А ещё лучше — чтобы нас после смерти тоже вспоминали добрым словом.

«В Скарнесе не умирают»: норвежская трагикомедия о неидеальности жизни и смерти 4

Полицейские ведут расследование об убийствах в городе, и главной подозреваемой оказывается Лив

Читайте также

Статьи

Сериал Fallout: а это точно было в играх? 5
0
7607
Сериал Fallout: а это точно было в играх?

Совпадения и различия вселенной сериала и канона игр

Тёмная сторона Вселенной: что такое тёмная материя и как ее найти 5
0
53124
Тёмная сторона Вселенной: что такое тёмная материя и как ее найти

Как изучают мрак, из которого состоит вселенная

«Чужой» среди своих: лучшие кроссоверы с участием ксеноморфов 12
0
94258
Чужой против Терминатора, Баффи и Черепашек-ниндзя: самые безумные кроссоверы

Как будто кто-то сомневался, что ксеноморф может драться вообще с кем угодно

Кричим в космосе в компании Чужого в
0
194328
Кричим в космосе в компании «Чужого» в 123 выпуске «Фантастического подкаста»

Обсуждаем самую ползучую и кислотную франшизу ко всемирному «дню Чужого»

Роберт Джордан, Брендон Сандерсон «Грядущая буря». Первый шаг к последней битве
0
112179
Роберт Джордан, Брендон Сандерсон «Грядущая буря». Первый шаг к последней битве

Апофеоз великой фэнтезийной эпопеи

Скандал со Sweet Baby Inc. Правда ли, что за «повесточку» в играх платят?
0
155628
Скандал со Sweet Baby Inc. Правда ли, что за «повесточку» в играх платят?

Наш автор погрузился в бездны нижнего интернета и дебри экономики, чтобы найти ответ.

«Сто лет тому вперёд» — не Алиса? Отличия от оригинала, вселенная, отсылки и пасхалки 12
0
220071
«Сто лет тому вперёд» — не Алиса? Отличия от оригинала, вселенная, отсылки, плагиат или нет

Разбираем мир 2124 года со спойлерами!

Роман Суржиков «Кукла на троне». Интриги внутри интриг
0
274310
Роман Суржиков «Кукла на троне». Интриги внутри интриг

Третий том фэнтезийной эпопеи об очередной «игре престолов»

Спецпроекты

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: