С каждый годом на российские конвенты приезжает всё больше и больше легенд индустрии. И если кинозвёзд все знают в лицо, то с авторами комиксов сложнее: порой трудно поверить, что этот скромный и утончённый пожилой англичанин, потягивающий кофе, создал один из лучших графических романов в истории. Да, мы говорим о Джоне Хиггинсе — художнике, который работал с Аланом Муром над «Хранителями» и «Убийственной шуткой», а также написал приквелы «Хранителей». В июне Хиггинс посетил московский фестиваль Moscow Comic Convention, и мы не упустили случая задать ему несколько вопросов.

О «Хранителях»

watchmen_smiley-HD[1]

Хранители. Вселенная культового комикса

Статья рассказывает о «Хранителях»: от графического романа до экранизации Зака Снайдера.

Вы наиболее известны как художник-колорист, однако далеко не все понимают, в чём состоит работа колориста. Просветите людей, которые не слишком хорошо разбираются в комиксах!

Мне нравится создавать на страницах комикса определённое настроение с помощью той или иной палитры. Мы знаем, что цвета вызывают определённые эмоции. Оттенки красного, жёлтого и оранжевого ассоциируются с опасностью, заставляют напрячься. Холодные, спокойные цвета, напротив, позволяют расслабиться. Таким образом колорист может управлять эмоциями читателя с самой первой страницы. Какими бы хорошим ни были художник и сценарист, первое, на что будет реагировать читатель, — это цвет. Это первое, что вы видите, открывая комикс. И лишь затем вы начинаете знакомиться с историей.

«Хранители», как мне кажется, изменили представление людей о том, чего стоит ждать от комиксов. Мы создали исключительно взрослую историю, которая перевернула концепцию супергеройского жанра. Он «позврослел». Рисунок Дейва Гиббонса передавал сложную гамму чувств, свойственную европейским художникам. Дейв вдохновлялся творчеством Жана Жиро (Мёбиуса). Он хотел, чтобы «Хранители» радикально отличались от того, что американский читатель ждал от комикса о супергероях. Для меня работа над рисунком «Хранителей» стала одним из самых волшебных моментов в карьере.

Джон Хиггинс

Джон на встрече с московскими поклонниками (Фото: fotoezh.ru)

Кстати, а не могли бы вы подробнее рассказать о совместной работе с Аланом Муром и Дейвом Гиббонсом над «Хранителями» и «Убийственной шуткой»?

Наши обзоры

Coringa[1]

«Убийственная шутка» — это шедевр

Положительное мнение об одном из главных комиксов о Бэтмене от Алана Мура.

The-Killing-Joke[1]

«Убийственная шутка» — переоценена!

Оправдан ли культ вокруг этого комикса? Невосторженное мнение.

К тому моменту, как я начал работать в индустрии, Алан и Дейв уже успели себя в ней зарекомендовать. Но мы были знакомы и раньше. Мы вместе ходили на комикс-конвенты, которые в середине 1990-х были гораздо меньше, чем сейчас. Там мы часто обсуждали наше видение комиксов.

Алан — один из самых интересных людей, которых я знаю. То, как он видит мир, его политические и социальные взгляды — всё это отражается в его историях. Дейв тоже пишет собственные истории. Ему, как и Алану, нравится говорить о тех или иных вещах, которые нас окружают.

Когда мы начали работать над «Хранителями», я был новичком в индустрии. И эта работа многому меня научила. Да что уж там — участие в «Хранителях» повлияло на всю мою дальнейшую карьеру!

С «Убийственной шуткой» всё было иначе. Я тогда уже успел сделать себе имя, работая с DC Comics. Когда им потребовалось раскрасить эту историю, они сразу предложили это мне. К тому времени многое изменилось, в том числе и техника колоризации: если над «Хранителями» я работал вручную, то сейчас весь процесс перенёсся на компьютеры.

Before Watchmen 3

Джон Хиггинс работал над приквелами «Хранителей», причём не только как художник, но и как автор многих сюжетов

Джон ХиггинсА чем, на ваш взгляд, отличается рисунок на компьютере от сделанного от руки? И как вы сами относитесь к цифровому искусству?

Я стал использовать компьютеры сразу, как только они стали достаточно мощными, чтобы работать с графикой. Конечно, в те годы они всё равно были довольно громоздкими и не такими мощными, как современные ноутбуки и планшеты. Но как только я смог позволить себе собственный компьютер, я сразу же приобрёл его для работы. Помню, я ещё тогда установил вторую версию Adobe Photoshop. Сейчас я работаю на 7.5 или что-то около того. Несмотря на все изменения, что претерпела программы за эти годы, по сути это всё тот же «Фотошоп», с которого я начинал. Главное, что изменилось, — вычислительная мощность самих компьютеров.

Я всегда видел потенциал компьютеров в искусстве, потому и начал использовать их в работе. Однако у цифрового изображения есть существенный изъян: оно не может быть настолько же уникальным, как ручная работа. Скажем, если я увижу красивую картину рядом с картиной, нарисованной на компьютере, я отмечу красоту последней, но на первую буду смотреть гораздо дольше. В ней гораздо больше текстуры, в ней виден вложенный труд, «душа», и она существует в единственном экземпляре. А цифровых копий могут быть миллионы.

Вы пробовали себя ещё и в роли сценариста. Когда вы решили, что хотите создавать собственные сюжеты?

Razorjack. Джон Хиггинс

Первая полностью авторская работа Джона, из-за которой он лишился жены, дома и кучи денег

Я пришёл в эту индустрию именно затем, чтобы рассказывать истории. Говорят, одна картина может стоить тысячи слов. Комиксы мне нравятся потому, что можно вести повествование изобразительными средствами, а не только текстом.

Мне всегда нравилось рассказывать истории. Если ты способен сам написать сюжет, тебе не обязательно ждать, пока издатель сведёт тебя с сценаристом для совместной работы. Когда вышли «Хранители» и «Возвращение Тёмного рыцаря» Фрэнка Миллера, я понял, что мир комиксов изменился и теперь через них можно рассказывать те истории, которые мне хочется. Однако к тому моменту я уже был загружен работой как художник-колорист. Я работал с другими авторами на протяжении пятнадцати лет, и это был крайне увлекательный опыт, но мне по-прежнему хотелось рассказать свою историю. Потому я решил создать собственный графический роман. Так появился Razorjack. Он вобрал в себя элементы всех проектов, над которыми я работал прежде: здесь есть немного научной фантастики, ужасов, фэнтези, нуара. У меня ушёл год на работу над книгой, и её публикация стоила мне сорока тысяч фунтов, моего дома и моей первой жены (смеётся). И мне пришлось снова вернуться к работе художника, чтобы зарабатывать на жизнь.

Вы работали над серией «Судья Дредд» на протяжении почти тридцати лет. Почему вы оставили её и вернётесь ли к ней когда-нибудь?

«Судья Дредд» был моим самым первым проектом в индустрии. В то время над ним работали лучшие авторы Британии, и для меня это был верный шаг: если ты работал над «Судьёй Дреддом», тебя автоматически зачисляли в список лучших! И я с удовольствием вернусь к работе над проектом, ведь, если меня снова пригласят в команду, я буду знать, что по-прежнему достаточно хорош! (Смеётся.)

Всем известно, что Алан Мур не смотрел экранизацию «Хранителей» Зака Снайдера и вообще считает её плохой идеей. А вы что думаете о фильме?

Мне фильм очень понравился. Я считаю, что экранизация «Хранителей» должна быть именно такой, какой её сделал Зак. Уместить двенадцать выпусков в двухчасовой фильм — непростая задача, но он с ней справился. Мне вообще очень нравится Зак Снайдер. То, как он рассказывает историю. То, как он ставит экшен-сцены. Я большой фанат его творчества. И мне кажется, что, если бы Алан глубокой ночью, не говоря никому, всё-таки прокрался бы к телевизору и включил бы DVD с «Хранителями», он был бы поражён. Да, Алан не любит фильмы, снятые по мотивам его произведений. Но он не любит эти фильмы потому, что они всегда превращались во что-то иное, далёкое от его работ. И «Хранители», на мой взгляд, в этом плане исключение.

Мне ещё очень понравилась экранизация «V — значит вендетта», хотя далеко не все разделяют моё отношение к этой картине. Алана же всегда расстраивало то, как были интерпретированы его работы. За это он не любит Голливуд. Но в случае с «Хранителями», я думаю, он всё-таки был бы приятно удивлён.

Джон Хиггинс

Джону понравился комикс на последней странице

И в завершение: какие впечатления и воспоминания останутся у вас после поездки в Россию?

В первую очередь мне запомнились дружелюбие и тёплый приём. На автограф-сессию пришло много людей, хорошо знакомых с моим творчеством.

Ещё я приметил немало интересного среди местных комиксов. Например, работы издательства BUBBLE, которое создаёт здешних супергероев. Я был восхищён и вдохновлён их работой. Ещё за эти дни у меня появились новые друзья. Утончённость, дружелюбие и отличные иллюстрации — что ещё можно пожелать?

comments powered by HyperComments
Главный редактор «Мира фантастики»

А ещё у нас есть