

Batman: The Killing Joke
Жанр: супергероика, неонуар
Сценарист: Алан Мур
Художник: Брайан Болланд
Выход оригинала: 1988
Издательство: «Азбука-Аттикус», 2016
Большинство комиксов, выходящих в России, и на Западе появились сравнительно недавно. Не так много рисованных историй выдерживают проверку временем. Но есть исключения. Например, «Азбука», издающая комиксы DC, не могла обойти вниманием несколько классических историй о Бэтмене, вышедших в конце 1980-х, которые по праву входят в золотой фонд сюжетов о Тёмном рыцаре. Это «Бэтмен. Год первый» и «Возвращение Тёмного рыцаря» Фрэнка Миллера, а также «Убийственная шутка» Алана Мура. И если первые два — это мини-серии, то работа Мура — одиночный выпуск, пусть и увеличенного формата. Весь сюжет, без бонусов, умещается всего лишь в полсотни страниц.
Но скромный объём не помешал Муру создать глубокую и пронзительную историю. При этом её основной сюжет достаточно прост: Джокер калечит Барбару Гордон, похищает её отца, Бэтмен устремляется по следу. А попутно мы погружаемся в воспоминания Джокера о тех временах, когда он ещё не стал безумным клоуном.

Читайте ещё

Фрэнк Миллер «Возвращение Тёмного рыцаря»
Этот комикс о Бэтмене в своё время произвёл революцию в жанре.
Но то, как подана эта вроде бы незамысловатая история, вызывает восторг. «Убийственная шутка» до предела насыщена запоминающимися сценами, от которых по коже бегут мурашки. Допрос Джокера, нападение на Барбару, пытки комиссара Гордона, финальное столкновение Тёмного рыцаря и Джокера — мастерству, с которым Мур выстраивает эти драматичные эпизоды, могли бы позавидовать многие голливудские режиссёры.
На протяжении всего комикса Мур работает с образом Джокера как тонкий психолог. Немногие авторы решались так глубоко заглянуть в душу знаменитого злодея, как Мур, показавший его превращение в психопата. Происхождение Джокера всегда было овеяно тайной, приоткрывать завесу которой авторы решались нечасто. И история, показанная на страницах «Убийственной шутки», — это только одна из версий. В конце концов, рассказана она самим Джокером, а ему вряд ли стоит верить. Но эта версия получилась очень жизненной и убедительной: легко представить, что путь Джокера к безумию был именно таким.

Нельзя не отметить и работу художника Болланда. «Убийственная шутка», в отличие от многих комиксов 1980-х, в том числе «Года первого» и «Возвращения Тёмного рыцаря», до сих пор смотрится здорово. Только откровенно архаичные элементы антуража вроде старомодного Бэтмобиля напоминают, что нарисован комикс более четверти века назад.
Иное мнение

«Убийственная шутка» — переоценена!
Оправдан ли культ вокруг этого комикса? Невосторженное мнение.

Рекомендуем
Александр Ремизов
Оставляя комментарии на сайте «Мира фантастики», я подтверждаю, что согласен с пользовательским соглашением Сайта.