Песнь хоббитов: впечатления от мюзикла по «Властелину колец»

29 сентября 2023
Фото аватара
29.09.2023
391787
4 минуты на чтение
Песнь хоббитов: впечатления от мюзикла по «Властелину колец»

В далёком 2006 году на волне нестихающей популярности кинотрилогии «Властелин колец» группа канадско-британских продюсеров решила, что миру необходима сценическая адаптация книг Толкина — и не какая-нибудь, а в виде мюзикла.

Спектакль поставили сперва в Торонто, а затем на лондонском Уэст-Энде. На 3,5-часовую постановку с участием более 60 актёров и оскароносного индийского композитора Аллы Рахмана («Миллионер из трущоб») было потрачено более 25 миллионов долларов; её окрестили самым амбициозным проектом в истории лондонского театра и… величайшим коммерческим провалом. Зрители и критики ругали мюзикл за превосходство формы над содержанием, чрезмерную затянутость, отсутствие внятной истории, посредственную актёрскую игру. Отгремев в театре на Друри-Лейн всего за один год, «Властелин колец» пропал со сцены. История стала легендой, легенда превратилась в миф, и так далее.

Но кольцо, как известно, умеет ждать.

Летом 2023-го давно позабытый спектакль возродился в самом неожиданном месте: в оказавшемся на грани закрытия сельском театре Watermill Theatre, который находится на окраине городка Ньюбери, что в графстве Беркшир. Впрочем, возможно, не такая уж это неожиданность: «Вы посмотрите вокруг, — разводят руками актёры в интервью, — это же самый настоящий Шир!». Действительно: вокруг театра, занимающего здание старой водяной мельницы, полно пасторальных английских пейзажей, как нельзя лучше подходящих для жизни хоббитов, и создатели использовали этот эффект иммерсивности со всем размахом. Спектакль начинается не на сцене, а в саду: зрителей приветствуют на 111-м дне рождения мистера Бильбо Бэггинса, и, пока остальные жители Хоббитона — от Брендибаков до Саквилл-Бэггинсов — поют, танцуют и заигрывают со зрителями, виновник торжества лично приветствует каждого гостя и благодарит за оказанную честь. После пролога, который завершается исчезновением Бильбо с собственной вечеринки, зрителей проводят в здание театра, и начинается спектакль уже в более традиционной форме.

На протяжении следующих трёх часов в крошечном зале максимально концентрированно рассказывается (а также поётся и танцуется) известная всем история о хоббитах и их спутниках, которые отправились в долгий путь, чтобы уничтожить Кольцо Всевластия. Разумеется, такой формат накладывает много ограничений: сохранены только самые основные герои и сюжетные линии, три эпические битвы (за Хельмову Падь, при Изенгарде и за Чёрные Врата) стянуты в одну, стюард Гондора и король Рохана — один и тот же человек, но главное: в жертву принесены почти вся мифология, диалоги, глубина и мотивация персонажей.

Хотелось бы сказать, что спектакль спасает выдающаяся актёрская игра, но увы: театр этот хоть и не любительский, но всё же провинциальный, и это сказывается в том числе на качестве труппы. Здесь есть несколько очень хороших актёров (в первую очередь потрясающий Мэтью Багг в роли Голлума), несколько очень плохих (Гэндальф из дополнительного состава, напоминающий Деда Мороза на детском утреннике, абсурдно-кэмповый Саруман/Элронд), но по большей части — актёры средние, очень старающиеся, пусть и лишённые хотя бы доли харизмы Вигго Мортенсена и Кейт Бланшетт. Однако нехватку мастерства актёров с лихвой компенсирует многогранность их сценических навыков: каждый из задействованных в постановке артистов играет по несколько ролей, отлично поёт и превосходно владеет как минимум одним музыкальным инструментом. Так они заменяют целый оркестр, для которого в театре на водяной мельнице попросту нет места. 

Чтобы реализовать столь масштабный проект в камерном пространстве, постановщики проделали колоссальную работу. Буквально каждый дюйм зрительного зала в тот или иной момент задействован в спектакле: актёры стучат по стенам, имитируя разговоры энтов, Голлум спускается на сцену с балкона по балкам и перекладинам, в ход идут проекции, огромные марионетки и движущиеся платформы, непонятно как встроенные в крошечную деревянную сцену. 

Не все сценические решения удачны: например, эльфийские костюмы с традиционными индийскими элементами (особенно полиэстеровые шаровары Галадриэль) приводят зрителя в некоторое замешательство, а происходящее на вершине Роковой горы вообще довольно сложно понять, если кто-то (вдруг!) не видел фильм. Но нельзя не отдать должное изобретательности и таланту создателей спектакля, сумевших воссоздать мир Средиземья в помещении вместимостью 220 человек — настолько, насколько это вообще возможно.

В финале актёры и зрители снова выходят на свежий воздух для сцены прощания с Фродо. Эта часть, наравне с прологом, пожалуй, самая удачная: когда Сэм и Фродо обнимаются со слезами на глазах в паре метров от тебя, как-то забываешь и про неубедительного Арагорна, и про чрезмерный пафос музыкальных композиций, и про некоторую абсурдность эпизодов в Лотлориэн. Всё-таки сердце этой истории — хоббиты, и именно сцены с их участием самые искренние и пронзительные, а их песни самые мелодичные и запоминающиеся.

Разумеется, нельзя просто так взять и упаковать 1200 страниц текста в трёхчасовой мюзикл. После просмотра этой версии спектакля сразу становятся понятны все претензии к оригиналу 2007 года и причины, по которым мюзикл «Властелин колец» не стал феноменом мирового масштаба. Но чего постановке в Watermill Theatre точно не занимать, так это душевности: при всех её недочётах зрители расходились с улыбками на лицах и какой-то теплотой внутри. Это прочтение трилогии Толкина больше похоже не на эпическое фэнтези, а на добрую сказку — а они сейчас нужны, кажется, как никогда.

Читайте также

Статьи

Тёмная сторона Вселенной: что такое тёмная материя и как ее найти 5
0
20669
Тёмная сторона Вселенной: что такое тёмная материя и как ее найти

Как изучают мрак, из которого состоит вселенная

«Чужой» среди своих: лучшие кроссоверы с участием ксеноморфов 12
0
62938
Чужой против Терминатора, Баффи и Черепашек-ниндзя: самые безумные кроссоверы

Как будто кто-то сомневался, что ксеноморф может драться вообще с кем угодно

Кричим в космосе в компании Чужого в
0
140477
Кричим в космосе в компании «Чужого» в 123 выпуске «Фантастического подкаста»

Обсуждаем самую ползучую и кислотную франшизу ко всемирному «дню Чужого»

Роберт Джордан, Брендон Сандерсон «Грядущая буря». Первый шаг к последней битве
0
81011
Роберт Джордан, Брендон Сандерсон «Грядущая буря». Первый шаг к последней битве

Апофеоз великой фэнтезийной эпопеи

Скандал со Sweet Baby Inc. Правда ли, что за «повесточку» в играх платят?
0
124399
Скандал со Sweet Baby Inc. Правда ли, что за «повесточку» в играх платят?

Наш автор погрузился в бездны нижнего интернета и дебри экономики, чтобы найти ответ.

«Сто лет тому вперёд» — не Алиса? Отличия от оригинала, вселенная, отсылки и пасхалки 12
0
187355
«Сто лет тому вперёд» — не Алиса? Отличия от оригинала, вселенная, отсылки, плагиат или нет

Разбираем мир 2124 года со спойлерами!

Роман Суржиков «Кукла на троне». Интриги внутри интриг
0
242585
Роман Суржиков «Кукла на троне». Интриги внутри интриг

Третий том фэнтезийной эпопеи об очередной «игре престолов»

«Мятежная луна: Дарующая шрамы»: наш обзор. Да начнётся битва… за урожай!  3
0
296294
«Мятежная луна: Дарующая шрамы»: наш обзор. Да начнётся битва… за урожай! 

Зак Снайдер наконец показал экшен не хуже «Звёздных войн». В конце!

Спецпроекты

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: