9

«Тихое место»: ужасы, где каждый звук действительно пугает

13 апреля 2018
Александр Гагинский
13.04.2018
4360
3 минуты на чтение
«Тихое место»: ужасы, где звук действительно пугает 2

По всей Земле людей убивают монстры: стремительные, неуязвимые, смертоносные. Их слух такой острый, что они атакуют всё, что хоть немного шумит. Семья простых американцев прячется от монстров в сельском домике. Здесь запрещены разговоры и любые громкие звуки. Но соблюдать тишину непросто, когда в семье трое маленьких детей…

A Quiet Place

Жанр: ужасы, постапокалипсис
Режиссёр: Джон Красински
В ролях: Джон Красински, Эмили Блант,
Премьера в России: 12 апреля 2018
Возрастной рейтинг: 18+
Похоже на: «Не дыши», «Кловерфилд, 10», «Чёрная дыра», «После нашей эры»

Этот фильм мог стать частью франшизы «Кловерфилд» — именно в таком качестве режиссёр Джон Красински предлагал его студии. Но, прочитав сценарий, там решили, что как оригинальная история «Тихое место» работает лучше.

Оригинальный — ключевое слово. Жанру ужасов не хватает именно оригинальности, поэтому даже одна свежая мысль позволяет фильму выделиться. Идея, что героям надо соблюдать тишину, потому что враг ориентируется на звук, не такая уж новая — не так давно что-то похожее мы видели в триллере «Не дыши». Но там это ограничивалось домом одного слепого, и героям надо было просто сбежать из него.

В «Тихом месте» опасно везде, вся планета — как дом из «Не дыши». Это позволяет Красински создать целый мирок с необычными правилами. Например, тут всегда ходят босиком, чтобы не шуметь. Стены обкладывают подушками для звукоизоляции. А сигналы подают с помощью костров и разноцветных лампочек — на счастье людей, монстры слепы.

«Тихое место»: ужасы, где звук действительно пугает

Странно, что герои не додумались просто обмотать обувь тканью. Это и тише, и безопаснее, чем бегать босиком по лесу

Красински использует тишину и звук как главное выразительное средство. Герои общаются почти всегда только жестами, которые нам переводят субтитрами. Это, во-первых, позволяет создать напряжённую атмосферу. В «Тихом месте» нет ни единого скримера, нас не пытаются напугать внезапными резкими звуками. Это и не требуется. Тут даже обычной громкости звук заставляет напрячься, ожидая угрозы. И даже если для героев всё обходится, это не выглядит обманом. Потому что нам с самого начала показывают: звук — предвестник смерти. Услышал или издал шум — беги и прячься.

А во-вторых, немота даёт проявить себя актёрам, которые играют мимикой и жестами. Лишь два раза герои ведут диалоги вслух — и это чуть ли не худшие сцены фильма, в которых он отдаёт мелодрамой. Когда же герои общаются жестами, они снова настоящие. Семья получилась очень убедительной ещё и потому, что это действительно семья. Отца семейства сыграл сам режиссёр, мать — его жена Эмили Блант. Глухую девочку сыграла настоящая глухая девочка. Каждому персонажу дали свою минуту славы, каждый хоть раз спас другого, и они не кажутся пушечным мясом на съедение монстрам. Редкий случай: в фильме ужасов не хочется, чтобы нам показали собственно ужасы и героев сожрали.

«Тихое место»: ужасы, где звук действительно пугает 1

Миллисент Симондс действительно глухая от рождения, язык жестов для неё практически родной

Монстров нам поначалу показывают лишь мельком и издалека, как молниеносную угрозу, которая появляется, убивает и исчезает. Но под конец нам дадут разглядеть их во всей красе и даже понять кое-что об их биологии. С одной стороны, это здорово — разве не ради этого мы смотрим кино про чудовищ? С другой, они сразу перестают казаться страшными.

О концовке — для смотревших

Вот эти слепые животные в костяной броне — абсолютно неуязвимы и захватили мир? Без технологий, без дистанционного оружия, просто очень быстро бросаясь на врага? Да ладно? Хотел бы я посмотреть, как такой зверёк пытается загрызть «слишком шумный» танк или допрыгнуть до вертолёта! И если монстров можно убить из дробовика, просто попав в зазор между щитками брони, что же сделает с ними взрыв?

Финал намекает, что люди нашли способ борьбы с чудовищами, — но удивительно, что на это ушло столько времени. Даже если «купить» идею, что костяная броня непробиваема — неужели учёные не испробовали за это время десятки способов, от ультразвука до ядов? Да и сам новый способ заставляет вспомнить «Марс атакует!» — только там идея, что пришельцам плохеет от звуков, подавалась с юмором.

«Тихое место»: ужасы, где звук действительно пугает 4

Если на Землю нападают неуязвимые монстры, не поручайте разработку оружия учёным. Обратитесь к простому мужику в гараже — он сделает это случайно

Можно понять, почему создатели «Кловерфилда» не захотели показывать своих монстров такими слабыми. Но в итоге пострадал от этого сам «Кловерфилд», который вместо этого достойного ужастика получил неудачный телефильм «Парадокс «Кловерфилда». А «Тихое место», несмотря на отдельные недостатки, стало хитом проката и пока что одним из лучших хорроров года.

Хороший фильм ужасов, который показывает, как правильно снимать в этом жанре. Чтобы пугать, скримеры не нужны. Надо создать такую атмосферу, чтобы зритель сам боялся любого звука.
«Тихое место»: ужасы, где звук действительно пугает 5

P.S. Монстров в каком-то смысле можно понять. Кто из нас хоть раз не хотел заткнуть шумных детей!

Коротко
УДАЧНО:
оригинальная идея
хорошая актёрская игра
напряжённая атмосфера
НЕУДАЧНО:
два диалога вслух
способ борьбы с монстрами
8
ХОРОШО

Оставляя комментарии на сайте «Мира фантастики», я подтверждаю, что согласен с пользовательским соглашением Сайта.

Читайте также

Статьи

«У моего гримдарка есть сердце». Разговор с Эдом Макдональдом, автором «Печати ворона» 4
0
36368
«У моего гримдарка есть сердце». Разговор с Эдом Макдональдом, автором «Печати ворона»

Поговорили с британским фантастом об истинной дружбе и обаянии зла, о планах на будущее и об увлечении историческим фехтованием. И немного о виски.

Экранизации, в создании которых участвовали авторы первоисточников 5
0
45969
Экранизации, в создании которых участвовали авторы книг

Фрэнк Миллер, Том Уилер и «Проклятая» Летом 2020 года Netflix выпустил сериал «Проклятая», основанный на одноименном фэнтези-романе Фрэнка Миллера и Тома Уилера. Права на экранизацию купили почти сразу после анонса […]

Комикс: эволюция
0
46999
Комикс: эволюция

«Мы думали, что это ненадолго».

Dragon’s Dogma: стоит ли смотреть экранизацию от Netflix?
0
96423
Dragon’s Dogma: стоит ли смотреть экранизацию от Netflix?

Увы, успех Castlevania авторам повторить не удалось.

Читаем книгу: Джаннет Инг «Под маятником солнца» — викторианское фэнтези
0
105353
Читаем книгу: Джаннет Инг «Под маятником солнца» — викторианское фэнтези

О викторианской Англии, параллельно с которой существует страна фей — Аркадия, где правит безумная королева Мэб.

Павел Шейнин "Старая Земля"
0
267098
Павел Шейнин «Старая Земля»

Туризм — это всегда интересно. Туризм не в пространстве, а во времени — интересно вдвойне. Только надо соблюдать осторожность… Наверняка ведь в инструкциях об этом предупреждают, да?

Комиксы про Джокера: с чего начинать читать  2
0
160196
Комиксы про Джокера: с чего начинать читать 

Каким был Джокер в комиксах? Разным, но всегда интересным!

«Мулан»: скандалы вокруг фильма — и последствия для мира кино 7
0
163453
«Мулан»: скандалы вокруг фильма — и последствия для мира кино

Как политика, эпидемия, западная и китайская пресса обрушились на фильм, и почему он всё же изменит мир кино.

Спецпроекты

Top.Mail.Ru

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: