Главные ролевые игры 2019

6351
9 минут на чтение
Наша серия материалов, подводящих итоги фантастического 2019-го, не могла обойтись без топа лучших настольных ролевых игр, изданных на русском языке, — особенно после настоящего бума локализаций в последний год! Мы наконец-то увидели на полках официальное издание пятой редакции D&D (в почти полном базовом комплекте). А кроме самой известной в мире НРИ издатели порадовали игроков городским фэнтези о преступных похождениях команды авантюристов, населённым мутантами мрачным постапокалипсисом и классическим героическим фэнтези с современными правилами.

Помимо основных победителей мы выделили три стартовых набора — каждый из них может стать неплохой отправной точкой ваших приключений.

Четыре главные игры

Dungeons & Dragons. Книга игрока

Безусловно, главный релиз года. D&D пришла к нам ещё в 2006 году, когда издали «Руководство игрока» по редакции 3,5, которую вскоре сменила «четвёрка». Из-за этого и из-за других проблем — вроде массы ошибок перевода и отсутствия поддержки — первый официальный визит D&D в Россию вышел неудачным.

В 2019 году главная настольная ролевая игра мира стартовала в России на должном уровне: в продаже появилась как «Книга игрока», так и «Стартовый набор», аксессуары (вроде ширмы и карточек) и «Энциклопедия чудовищ», вот-вот должно выйти и «Руководство мастера», которое ознаменует выпуск всех материалов из основного «троекнижия» на русском языке. Совсем без проблем тоже не обошлось: сроки выхода сдвинулись, некоторые унаследованные от Pathfinder термины не понравились тем игрокам, кто привык к фанатским переводам. А в «Книге игрока» нашли ошибку в вёрстке таблицы — её исправили, разослав покупателям наклейку.

Разумеется, опытные поклонники настольных ролевых игр ознакомились с «пятёркой» если не при релизе, то по фанатским переводам. Но официальное издание — это важный шаг как для популяризации хобби, так и для расширения рынка. Издательство бодро поддерживает игру: для неё уже запланирован выход большого приключения, а по всей стране регулярно проходят ролевые игротеки для новичков. Надеемся, в будущем активность только вырастет!
А ещё издание запомнилось меметичным «Пчелохранищем» — шуточным переводом монстра beholder как bee-holder. Из шутки  для соцсетей этот «монстр» превратился в стикер-бонус для тех, кто купил «Энциклопедию чудовищ» в сети Hobby Games.

Кому обратить внимание: новичкам в хобби, поклонникам героического фэнтези и любителям классических ролевых видеоигр.

Клинки во тьме

Приключенческая игра о команде авантюристов и преступников, которые пытаются найти своё место под солнцем в огромном индустриальном городе Даскволе (смесь Венеции, Лондона и Праги). Отважные левиафанобои охотятся на демонических исполинов в Чернильном море, коррумпированные чиновники и стражники обдирают жителей до нитки, а среди благородных аристократов таятся могущественные вампиры. Тысячи лет назад произошла катастрофа — солнце разлетелось на осколки, континенты погрузились во тьму, а в мир вырвались демоны. Врата Смерти оказались разрушены, и с тех пор после смерти любого человека его дух не уходит в иной мир, а просто покидает тело и скитается по миру. Все имперские города огорожены электрическими стенами, защищающими поселения от блуждающих по пустошам призраков.

Вот в такой обстановке и приходится жить авантюристам.
Главная особенность «Клинков во тьме» — жёсткая и продуманная структура, наследуемая ещё от движка Powered by the Apocalypse (Dungeon World, «Постапокалипсис») и напоминающая «Мышиную стражу», но значительно переработанная. Правила не только регламентируют создание персонажа и разрешение конфликтов, но и подробно останавливаются на развитии команды (у каждого типа команды свой бланк и подходящие способности), взаимодействии с разными фракциями и активности героев вне дел.

А ещё игра кардинально меняет подход к авантюрам а-ля «Одиннадцать друзей Оушена». Команде не нужно продумывать наперёд множество деталей плана, поскольку за «подстраховку» отвечает механика флэшбеков, позволяющая «задним числом» описать предпринятые действия.
Выход на русском столкнулся с трудностями — релиз задержался из-за долгой работы над книгой и проблемами с типографией. «Студия 101» назвала работу над книгой одним из самых сложных проектов, за который она бралась. Вместе с базовой книгой правил свет увидели ширма ведущего, огромная карта города и дополнение «Мстители».

Кому обратить внимание: любителям криминальных драм, тёмного городского фэнтези, командных игр, а также поклонникам Dishonored, Thief, «Одиннадцати друзей Оушена», «Острых козырьков» и «Благородных Каналий» Линча.

Мутанты. Точка отсчёта

Ролевая игра в постапокалиптическом сеттинге, рассказывающая о выживании Ковчега мутантов после глобальной катастрофы. Катаклизм, унёсший жизни миллионов людей, навсегда изменил Землю, породив новых монструозных обитателей и отравив почву и воздух. Игроки берут на себя роли мутантов — гуманоидов с ярко выраженными мутациями вроде способности к пирокинезу, дополнительной пары конечностей или фасеточных глаз. Их родной Ковчег с парой сотен жителей медленно погибает. Герои исследуют опасную Зону за пределами поселения в надежде добыть какие-нибудь ценности и припасы, может, даже расширить Ковчег за счёт найденного, а если уж всерьёз повезёт — то и наткнуться на Эдем, о котором здесь ходят легенды. Говорят, в этом древнем убежище хватит припасов на всех, а ещё — что в нём можно узнать, что же случилось с Землёй.

В основе правил — базовая механика «Точка отсчёта», основанная на дайспуле. Если кратко, игроки набирают кубики по своим значениям характеристик, навыков и снаряжения и считают выпавшие шестёрки — чем больше, тем лучше. Единички на определённых кубиках могут привести к неприятностям — износу предмета или проявлению нестабильной мутации. Блок правил по мутациям — одна из отличительных черт игры (оно и логично, при таком-то названии), герои могут накапливать много разных сил, эффектно их проявлять, но рано или поздно изменения в организме убивают мутантов. Эту обречённость подчёркивают и другие правила вроде постоянного убывания числа жителей Ковчега и механики Гнили — опасности из Зоны. Для любителей «стратегического уровня» в книге приведены правила по развитию Ковчега — игроки вольны выбирать, что будут строить жители и сколько ресурсов на это понадобится. Хотите военное поселение? Вот укрепления и дозорная башня. Немного культуры? Постройте музей!
«Мутанты. Точка отсчёта» — один из немногих проектов, который добрался до прилавков практически в заявленное время. Кроме основной книги правил «Студия 101» выпустила демоверсию со встроенным приключением, несколько карт местности, колоды снаряжений и мутаций, два особых сектора (мини-дополнения) и два путеводителя — со своими картами, завязками сюжета и даже дополнительными правилами.

Кому обратить внимание: поклонникам постапокалиптических сеттингов, а также любителям жанров «исследование мира» и «выживание». А ещё — тем, кто ценит в игре «стратегический уровень». Что-то среднее между The Last of Us, Horizon Zero Dawn, «Книгой Илая», Borderlands и «Безумным Максом». А ещё по мотивам НРИ вышла одноимённая видеоигра — Mutant Year Zero: Road to Eden.

Мир подземелий (дополненное переиздание)

Dungeon World уже выходила на русском языке в 2015-м, но достаточно незаметно. Тогда книгу выпустили скромным тиражом, в мягкой обложке, и издатель решил, что игра достойна большего. В 2019-м прошёл новый краудфандинг — уже на расширенное издание в твёрдом переплёте, которое включает новые классы, гид — пояснение правил и новые иллюстрации. Кроме того, в рамках краудфандинга участники разблокировали несколько дополнительных материалов.

«Мир подземелий» — игра, позволяющая поклонникам классического фэнтези (эльфы, драконы, волшебство, зачистка подземелий, исследование мира, приключения и всё остальное из первого пункта этой статьи) сыграть по современным лёгким правилам. Здесь во главе угла стоит повествование и описательный подход, а не детализированная механика. Более того, книга правил призывает ведущего создавать и наполнять мир вместе с игроками, задавая вопросы в духе «Почему эти горы называют Зловещими?», «Откуда ты знаешь этого стражника?» или «Что изменилось с тех пор, когда ты здесь был последний раз?».

Как и другие игры семейства Powered by the Apocalypse, «Мир подземелий» выстроен вокруг элемента, связывающего механику и повествование, — хода. Ходы делятся на общие (доступные всем) и классовые (доступны определённым ролям). Каждый ход — это одно распространённое в жанре действие, связанное, например, с атакой или попыткой кого-то убедить. И когда в повествовании ролевой игры наступает это действие, правила говорят: «Пора браться за кубики, чтобы увидеть исход». Помимо описаний классов, ходов и множества разъяснений для ведущего и игроков, книга включает в себя десятки артефактов, свыше 130 монстров и подробные советы по построению игровых сюжетов (местный формат называют «фронтами») и созданию мира.
Помимо основной книги правил вышли: дополнение «Опасные дебри» (правила создания и исследования мира с таблицами-генераторами), хоррор-приключение для героев нулевого уровня «Мир-воронка» и сборник из 20 зарисовок. К выходу также готовится дополнение для изменения базовых ролей под названием «Классовая борьба».

Кому обратить внимание: любителям лёгких систем правил, поддерживающих совместное творчество, и поклонникам классических фэнтезийных приключений.

Три стартовых набора

Мы планировали рассказать о пяти главных настольных ролевых играх 2019-го, но громких релизов было всего четыре. Поэтому вместо пятого пункта представляем вам обзор трёх стартовых наборов, вышедших на русском языке. Разные игры, разные жанры — каждый найдёт что-то по вкусу.

Dungeons & Dragons: Затерянные копи Фандельвера

Программа-минимум для начинающих ролевиков. Самый скудный стартовый набор из тройки: 64-страничная книга приключения, 32-страничная книга правил, 5 готовых персонажей, правила развития с 1 по 5 уровни и 6 игральных костей. Отчасти компенсируется неплохим стартовым приключением «Затерянные копи Фандельвера», изложенным не через линейный сюжет, а как подробное описание начальной ситуации с возможными угрозами и вариантами решения.

Звёздный путь: Что скрывают звёзды?

Точка входа в ролевое хобби для «трекки» — сразу со всем необходимым. В «Приключениях в космосе» игроки становятся членами экипажа Звёздного флота, которые участвуют в очередной исследовательской миссии. Состав коробки чуть солиднее D&D-шного: два двусторонних игровых поля, книга сокращённых правил (около 25 страниц), книга со стартовым приключением «Что скрывают звёзды?» в трёх частях (около 75 страниц), набор игральных костей (4d6 и 2d20), токены персонажей, врагов, импульсов и угроз, 5 цветных глянцевых бланков персонажей, 1 цветной глянцевый бланк космического корабля. Участникам краудфандинговой кампании также доступны три дополнительных приключения. В 2020-м «Пандора Бокс» собирается издать основную книгу правил.

Starfinder

Как и в случае со стартовым набором Pathfinder, эта коробка будет полезной не только новичкам, которые сели знакомиться с игрой, но и опытным Искателям звёзд. Starfinder рассказывает о вселенной Голариона спустя многие столетия после событий Pathfinder — местные расы уже освоили технологии, выбрались в космос и столкнулись с другими разумными видами. Содержимое коробки самое внушительное среди всей троицы: 96-страничная книга игрока (с развитием персонажей с 1-го по 4-й уровни), 96-страничное руководство ведущего (с готовым приключением, описанием противников, других планет и прочих подробностей), 7 игральных костей, свыше 80 картонных фишек и 24 подставки, 6 бланков с готовыми персонажами, 6 пустых бланков персонажей, 6 памяток с краткими правилами, двустороннее поле.
И это ещё не всё: отдельно мы расскажем о ролевых проектах российских студий. Следите за обновлениями!

Если вы нашли опечатку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Статьи

Игры

Divinity 3, Control: Resonant и Total War по WH40K — что показали на церемонии The Game Awards 2025

Игры

Во что поиграть в декабре 2025-го и январе 2026-го?
Битемап за Росомаху, сбежавший словно из девяностых шутер про Терминатора, сюрреалистический хоррор про бессоницу, рок против фашизма и многое другое.

Игры

Обзор визуальной новеллы «Зайчик»: горько-сладкая хтонь и тоска 1990-х
Рассказываем обо всех пяти эпизодах.

Игры

Игровой топ-10: самые оригинально обоснованные воскрешения
Ты жил, ты умер, ты воскрес.

Игры

Обзор The Outer Worlds 2. Просто космос какая скука
Бездушная капиталистическая сатира на бездушный капитализм.

Игры

Обзор Dispatch. Супергерои не готовы умирать
Теперь ты — супергерой, Робби. Правда, бывший.

Игры

Sublustrum: удивительная русская стимпанк-игра, родившаяся из музыки
Музыкальный альбом, который захотел стать игрой.

Игры

Обзор Rue Valley. Клон Disco Elysium или нечто оригинальное?
Сбежать из долины за 47 минут.

Игры

Обзор ARC Raiders. Экстракшен для всех и каждого
Как игра от Embark Studios стала такой популярной — и почему именно эта игра может сделать extraction-шутеры мейнстримом.

Игры

Топ-10 персонажей игр, с которыми нельзя закрутить роман (а жаль!)
И видит геймер, да персонаж неймёт.
Показать ещё