«Метрополис»: родоначальник фантастического кино

25482
2 минуты на чтение
Метрополис. Город будущего, сделанный из фанеры и снятый на чёрно-белую пленку. На его верхних уровнях — светлых и просторных — живёт знать. Внизу, в промышленном аду, обитают рабочие — придатки огромных машин.Сын одного из самых влиятельных людей Метрополиса случайно встречает девушку с нижних уровней и влюбляется в неё. Он отправляется на «дно», чтобы ознакомиться с жизнью его обитателей. И знакомится ближе некуда — меняется местами с рабочим номер 11811, который, освободившись от проклятого капиталистического гнета, в лучших традициях пролетариата немедленно отправляется в бордель.Тем временем на секретных подземных уровнях под городом происходят полурелигиозные собрания рабочих, ожидающих своего Спасителя («Посредника» между низом — «руками» и верхом — «головой»). А полубезумный доктор Ротванг создаёт киборга, маскирующегося под живых людей не хуже Т-1000, и мечтает ввергнуть весь Метрополис в хаос.

В массовках участвовало 37 тысяч человек. 1100 из них согласились побриться налысо для сцены с Вавилонской башней.

Режиссер: Фриц Ланг
Премьера: 10 января 1927 года
Немой фильм Фрица Ланга считается вершиной немецкого экспрессионизма в кино. Он длится чуть меньше двух часов (изначально лента шла 153 минуты, но была перемонтирована, после чего оригинал пропал — недостающий метраж обнаружили лишь год назад и сейчас восстанавливают). И при этом смотрится как пятичасовая лента. Никакой беготни, всё очень неторопливо, с картинными жестами (настолько выразительными, что фильм можно осознанно смотреть даже с немецкими титрами) и выпучиванием накрашенных глаз. Много музыки, передовые для первой трети XX века спецэффекты и мастерский дизайн — в комплекте.

Эротический танец 30-х годов сегодня смотрится как комедийное шоу.

Не стоит судить «Метрополис» строго. Он — родоначальник кинофантастики, первый блокбастер с революционными спецэффектами. Представьте себе, как будут смотреться, например, вторые «Трансформеры» шестьдесят лет спустя. Скажем прямо — смотреться они не будут вовсе, потому что это зрелище на один раз, а в 1927 году кино было в новинку, поэтому его пытались сделать умным, невзирая на бюджет и эффекты. Основная идея (актуальная для того революционного времени) была такова: «Посредником между головой и руками должно быть сердце». Этой фразой фильм начинается и заканчивается.

Вавилонская башня Метрополиса.

Не дайте себя обмануть — этот фильм действительно гениален. Вдумайтесь: впервые появившийся в нём образ мегаполиса с мостами через ущелья улиц, над которыми снуют летающие машины (тогда ещё самолёты) и сегодня воспроизводится чуть ли не под копирку! Работа Ланга невоспроизводима: он часами держал статистов в ледяной воде и жёг главную героиню настоящим огнём. Чтобы действительно насладиться фильмом, зритель должен смотреть, а думать уже после титров. Снимаем шляпу: перед нами — предтеча всего фантастического кинематографа.

Видеотелефония прошлого будущего.

Это интересно

- Один из любимейших фильмов Гитлера.

- Съёмки длились два года.

- С учётом инфляции бюджет фильма был равен 200 миллионам долларов (самая дорогая картина своего времени), что едва не разорило студию.

Облик дроида С-3PO из «Звёздных войн» был смоделирован по мотивам робота из «Метрополиса».

Если вы нашли опечатку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Статьи

Кино

«Фантастическая четвёрка: Первые шаги»: новая фаза киновселенной начинается с ретро

Кино

Фильм «Легенда о великанах»: куда может завести дева с птичьими лапами
Фэнтези, переполненное духом тёмной сказки, переплетением язычества и христианства, красивыми видами и сказочными созданиями.

Кино

Обзор «Кейпоп-охотницы на демонов»: когда музыка становится оружием
История о славе, верности и двойной жизни, в которой сцена становится полем боя, а музыка — оружием против тьмы.

Кино

«Чёрный котёл»: хроника неудач тёмного фэнтези от Disney
Самый необычный мультфильм студии Disney стал символом её падения.

Кино

Жизнь Уиллема Дефо: между Христом и «Антихристом»
Как он стал Уиллемом, за что его выгнали из киношколы, и как он едва не ослеп, играя Иисуса.

Кино

Куда катится «Мир юрского периода»? Прошлое и будущее франшизы
И почему «Мир юрского периода: Возрождение» заводит серию в тупик

Кино

«Саван» Дэвида Кроненберга: смерть ей к лицу
Даже смерть не разлучит нас

Кино

«Робокоп»: как родился и умер робот-полицеский
17 июля 1987 года на экраны вышел тяжёлой походкой супергерой мира киберпанка.

Кино

«Сказка странствий»: советское тёмное фэнтези в мире Босха и Брейгеля
Кино, полное страдающего средневековья, сложных аллегорий и надежды в конце.

Кино

«Супермен»: как Джеймс Ганн переоткрывает культового супергероя
Наивный и почти детский, но оттого самый душевный фильм про этого героя.
Показать ещё