Жанры. Советская детская фантастика
Кратко о статье: «Приключения Электроника» и «Старик Хоттабыч», булычевская Алиса и крапивинский Великий Кристалл... На фантастике выросло не одно поколение детей в нашей стране. О жемчужинах жанра — в статье Бориса Невского.

Всегда готовы!

Советская детская фантастика

«Все лучшее — детям!»

В. И. Ленин

Фантастика для детей? В СССР фантастическая литература долгое время считалась чтением именно для «подрастающего поколения». Не зря львиная доля фантастических книг выходила в специализированных издательствах «Детская литература» и «Молодая гвардия». Что же читали советские мальчишки и девчонки, пока их заокеанские сверстники перелистывали страницы бесконечных комиксовых сериалов?

Прежде всего оговоримся, что детская литература — это не только произведения, написанные для детей и подростков. Многие книги, вошедшие сегодня в круг детского чтения, изначально были написаны для вполне взрослого читателя. Таких произведений мы тоже коснемся, но основная часть сегодняшнего разговора будет посвящена фантастике, созданной специально для юных читателей Страны Советов.

Еще до войны...

Самой популярной книгой ранней советской детской фантастики была книга Яна Ларри «Необыкновенные приключения Карика и Вали». По поручению академика-биолога Льва Берга и при поддержке классика детской литературы Самуила Маршака Ларри создал фантастическую повесть, где в художественной форме рассказывал детям об энтомологии — науке о насекомых. У писателя получилась озорная история о чудаке-профессоре Енотове, который изобрел препарат, позволяющий уменьшать предметы. Непоседливые детишки Карик и Валя опрометчиво тяпнули странной золотистой жидкости, приняв ее за газировку, и стали меньше муравья. Пришлось профессору проделать то же самое, чтобы найти сорванцов. Впереди героев ожидали невероятные приключения в мире растений и насекомых.

Главное достоинство повести Яна Ларри — в гармоничном синтезе увлекательной приключенческой истории, рассказанной легким, слегка ироничным языком, и научно-достоверной познавательности. Повесть долго отказывались печатать, обвиняя ее в «принижении советского человека»! Помогло только личное вмешательство Маршака, и в февральском номере журнала «Костер» за 1937 год появились первые главы «Необыкновенных приключений...». В том же году они вышли отдельной книгой, затем неоднократно переиздавались, войдя в золотой фонд советской детской литературы.

Еще одна жемчужина детской фантастики тех времен — роман-сказка Лазаря Лагина «Старик Хоттабыч», впервые опубликованная в 1938 году. Это история пионера Вольки, нашедшего кувшин с заточенным джинном ибн Хоттабом, которого пришлось перевоспитывать в советском духе. В 1950-х годах Лагин переписал повесть, и после появления популярнейшего фильма (1957) «Старик Хоттабыч» окончательно превратился в классику.

Довоенные бестселлеры.

Дети «оттепели»

«Оттепель» (вторая половина 1950-х — начало 1960-х) стала тем временем, когда начинали творческий путь многие яркие советские фантасты. Впоследствии их так и называли — «дети «оттепели».

Журналист и драматург Виталий Губарев был главным творцом известного советского мифа о пионере-герое Павлике Морозове. Впрочем, Губарев более известен как автор неплохих фантастических сказок, самая знаменитая из которых, «Королевство кривых зеркал» (1951) — фэнтезийная история о пионерке Оле, попавшей в волшебную страну. В «Путешествии на Утреннюю Звезду» (1961) юные герои отправляются в космос на мыслеплане — аппарате для мгновенных перемещений в пространстве. А «Часы веков» (1965) и «Преданья старины глубокой» (1970) посвящены не менее увлекательным путешествиям во времени.

Сказки Страны Советов.

Очень популярен в 1960-х был практически забытый ныне Виталий Мелентьев. Герои его повестей «33 марта, 2005 года» (1957), «Голубые люди Розовой Земли» (1966) и «Черный свет» (1970) — обычные советские школьники, переживающие невероятные приключения в будущем и на других планетах. С ролью фэнтези в СССР замечательно справлялись литературные сказки «с волшебством». Взять, например, цикл Вениамина Каверина о городке Немухине (1963—1968) или повести Юрия Томина «Шел по городу волшебник» (1963) и Александра Шарова «Человек-горошина и простак» (1973). Эх, кто из тогдашних детишек, читавших Томина, не мечтал заполучить заветный коробок волшебных спичек? Загадал любое желание, сломал спичку — и оно исполнилось! Вот только алчность никогда не доводила до добра... Повесть же Шарова явно выпадала из стройных рядов советских литературных сказок — прежде всего атмосферой. «Человек-горошина и простак» — мрачноватая сказка в традициях Вильгельма Гауфа и неадаптированных братьев Гримм. Шаров не делал никаких скидок на возраст своих читателей — может, поэтому повесть так крепко западала в душу?

Отдельно стоит отметить фантастические книги для самых маленьких читателей. Вне конкуренции здесь — популярная до сих пор сказочная трилогия Николая Носова: «Приключения Незнайки и его друзей» (1954), «Незнайка в Солнечном городе» (1958) и «Незнайка на Луне» (1965). Большой известностью пользовались история о злоключениях школьника-двоечника в мире насекомых, поведанная Валерием Медведевым в повести «Баранкин , будь человеком!» (1962) и сборник Юрия Дружкова «Приключения Карандаша и Самоделкина» (1970). И, конечно, знаменитый цикл Александра Волкова про Изумрудный Город, о котором «МФ» подробно рассказывал в №27 (ноябрь 2005).

Вечный Незнайка.

Коммунистический функционер и журналист Евгений Велтистов, наверное, и не думал, что останется в памяти народной как детский писатель. Известность ему принесли повести «Электроник мальчик из чемодана» (1964) и «Рэсси неуловимый друг» (1970), где рассказывалась история современного Буратино. Правда, настоящая слава пришла после появления телефильма «Приключения Электроника» (1980), ибо сами повести Велтистова написаны не блестяще и берут в основном сюжетом.

Классик советской фантастики Сергей Абрамов вместе с отцом Александром сочинял отличную приключенческую НФ (трилогия «Рай без памяти») и лирические городские сказки. В его подростковой повести «Выше Радуги» (1979) также применен чисто сказочный прием: старшеклассник во сне получает чудесный дар — умение прыгать в высоту. Однако дар связан с моральными ограничениями, что приводит к возникновению острых психологических коллизий. Еще одна юношеская фантазия «Странник» (1983) — история своеобразных путешествий во времени, также влияющих на психологию и мироощущения юного героя.

Командоры фантастики

Среди авторов фантастики для детей и подростков выделяются два колосса, на долгие годы ставшие ее символами. В 1965 году в альманахе «Мир приключений» появились первые рассказы Кира Булычева про девочку Алису. Кир Булычев — псевдоним ученого-востоковеда Игоря Можейко, автора многочисленных монографий, научно-популярных и приключенческих книг. Подборка рассказов «Девочка с Земли» стала первым вкладом писателя в фантастику.

Рассказы о приключениях девочки из 21 века Алисы Селезневой положили начало серии детской НФ, принесшей автору сумасшедшую популярность среди подростков. Ничего похожего в советской детской литературе тогда не было. Главная удача цикла — обаятельный образ главной героини, которая стала по-настоящему «своей» для нескольких поколений читателей. Алиса была самой обыкновенной — непоседливой, любопытной, находчивой, в общем, нормальной девчонкой, которую можно было найти в любом дворе. Поэтому дети воспринимали Алису как реального, живого персонажа, вместе с которым можно сразиться с космическими пиратами, сделать великое научное открытие или стать настоящей принцессой.

Самая лучшая Алиса.

Сборники «Девочка с Земли» (1974), «Сто лет тому вперед» (1978), «Миллион приключений» (1982), «Девочка из будущего» (1984) — лучшие в серии. Потом цикл явно выдохся, из него ушла жизнь: мир устремился вперед, а Алиса Селезнева так и осталась топтаться на месте... Но все равно книгами о ней еще очень долго будут зачитываться поколения подростков. Весомый вклад в популярность Алисы внесли телефильм «Гостья из будущего» (1984) и мультфильм «Тайна Третьей Планеты» (1981).

Если Булычев был главным любимцем детей до двенадцати, то другой лидер отечественной фантастики — Владислав Крапивин — бесспорный Командор ребят постарше. Крапивин — яркий педагог, в 1961 году организовавший детский отряд «Каравелла». Его реалистические книги о подростках — «Всадники со станции Роса», «Мальчик со шпагой», «Трое с площади Карронад» — не просто читали, их переживали. Что до фантастики, то она была для Крапивина не самоцелью, а лишь приемом, с помощью которого ведется серьезный разговор об отношениях между взрослыми и детьми, о границе между добром и злом, о настоящей дружбе.

Командор прокладывает курс.

Герой самой популярной трилогии Крапивина «Голубятня на желтой поляне» (1983—1985), косморазведчик Ярослав Родин попадает в иной город своего детства, где в любой ситуации надо противостоять Злу во всех его обличьях. Успех трилогии вдохновил писателя на создание масштабного цикла фантастических романов и повестей под общим названием «В глубине Великого Кристалла».

Фантастика Владислава Крапивина ненаучна, она ближе к нетрадиционному фэнтези. Наряду с роботами и звездолетами в книгах присутствуют чисто сказочные элементы. Но даже самые невероятные события крапивинских историй сознательно подаются автором в подчеркнуто реалистичной манере, что помогает юному читателю всем сердцем ощутить их подкупающую достоверность.

Десять книг советской детской фантастики

Ян Ларри «Необыкновенные приключения Карика и Вали»

Лазарь Лагин «Старик Хоттабыч»

Николай Носов «Приключения Незнайки»

Евгений Велтистов «Приключения Электроника»

Кир Булычев «Приключения Алисы Селезневой»

Александр Полещук «Великое Делание...»

Александр Шаров «Человек-горошина и простак»

Александр Мирер «Дом скитальцев»

Сергей Абрамов «Выше Радуги»

Владислав Крапивин «Голубятня на желтой поляне»

Пионерская опера

Современные дети и подростки обожают острые авантюрные истории. Их советские сверстники не были исключением, зачитывая до дыр библиотечные томики, герои которых «боролись и искали».

В 1969 году в альманахе «Мир приключений» появилась повесть Александра Мирера «Главный полдень». Сейчас ее сюжет не покажется чем-то оригинальным: инопланетяне высаживаются на Земле и начинают вселяться в людей, причем только во взрослых. Немного Хайнлайна, немного Финнея, щепотка Саймака — ничего необычного. Но на фоне советской фантастики шестидесятых повесть стояла особняком.

Инопланетное вторжение происходит в провинциальном городке. Такой привычный, обыденный мир превращается для местных пацанов в адские джунгли, где любой неосторожный шаг грозит гибелью. И надеяться здесь можно только на себя и своих друзей, ибо взрослые не помогут — они враги, даже мама и папа... Необычно, что в книге отсутствовал однозначный хэппи-энд. «Наши» побеждают, но не окончательно и дорогой ценой. Позже Мирер переписал повесть в роман «Дом скитальцев» (1976).

Пионерский триллер и пионерская космоопера.

В 1970 году братья Стругацкие придумали сценарий мультфильма «Погоня в космосе». Однако киношному начальству идея показалась слишком «космооперной», поэтому с мультиком ничего не выгорело. Тогда Аркадий Стругацкий переписал сценарий в фантастическую сказку «Экспедиция в преисподнюю», которая была опубликована в «Мире приключений-1974» под псевдонимом С. Ярославцев. «Экспедиция в преисподнюю» — одно из самых незатейливых произведений Стругацких, без глубокого смысла или скрытого подтекста. Это лихая и по большей части веселая история о приключениях друзей из далекого светлого будущего, которые спасают свою лучшую подругу Галю из лап космических пиратов. Особый шарм повести придавал антураж немного пародийной космооперы — жанра, почти неизвестного советскому читателю.

Очень научная фантастика

Иногда писатели использовали в детской научно-познавательной литературе. Во второй половине 1960-х Михаил Ляшенко и Александр Свирин создали популярный цикл книг о группе инопланетян-детей, которые попадают на Землю и с помощью ООН собирают на планете образцы флоры и фауны. «До Земли еще далеко», «На этой планете можно жить», «Операция «Океан», «Большая охота», «Экспедиция к предкам» — из этих книг дети в увлекательной форме получали знания по астрономии, биологии, зоологии, географии, истории.

Еще одна заметная вещь — повесть Александра Полещука «Великое Делание, или Удивительная история доктора Меканикуса и Альмы, которая была собакой» (1959), где острый приключенческий сюжет органично сочетался с занимательными фактами из истории науки. События повести начинаются в наши дни, но затем перед читателем оказываются «записки» талантливого ученого, доктора Меканикуса, последнего представителя древнего рода фламандских алхимиков. Полещуку удалось увлекательно рассказать о том, как из средневековой алхимии образовалась современная химия.

Владимир Левшин более 40 лет работал в ведущих московских вузах, читая лекции по сопротивлению материалов, высшей математике, теории упругости. А в 1964 году увидела свет его первая математическая сказка — «Три дня в Карликании». Она имела оглушительный успех, и вскоре к ней присоединились «Путешествие по Карликании и Аль-Джебре» (1967), «Фрегат капитана Единицы» (1968), «Магистр Рассеянных Наук» (1970) и другие увлекательные истории, где весело и легко рассказывается о, казалось бы, такой нудной науке — математике.

«Взрослая» детская фантастика

Эти книги сочинялись авторами для любителей фантастики всех возрастов. Однако так уж вышло, что постепенно они вошли в круг исключительно детского чтения. В детских библиотеках за этими книгами выстраивались очереди, а некоторые из них юное поколение читает до сих пор...

  • почти все книги Александра Беляева («Человек-амфибия», «Голова профессора Доуэля», «Ариель», «Остров погибших кораблей» и другие)
  • Владимир Обручев «Земля Санникова», «Плутония» (приключения вперемешку с познавательностью)
  • Георгий Мартынов «Каллисто» (дилогия космических приключений)
  • Григорий Адамов «Тайна двух океанов» (шпионско-авантюрный роман)
  • Александр Казанцев «Пылающий остров» (приключенческий боевик)
  • Аркадий и Борис Стругацкие «Страна багровых туч», «Понедельник начинается в субботу», «Полдень, XXII век», «Трудно быть богом», «Обитаемый остров» (просто отличная фантастика)

* * *

Чаще всего поклонники фантастики «со стажем» знакомились с любимым жанром не только благодаря мсье Верну и мистеру Уэллсу, но и тем советским авторам, которые адресовали свои книги для армии октябрят и пионеров. Жаль, что ныне слишком многие имена незаслуженно забыты.