Сюзи Беннион приезжает из Америки в Берлин, чтобы поступить в знаменитую танцевальную труппу. Девушке везет, по результатам просмотра ее сразу принимают, да и место в общежитии свободно: одна из учениц накануне как раз пропала… Должно быть, связалась с террористами, ведь дело происходит в 1977 году, и столицу Германии лихорадит.

Однако чем дальше Сюзи наблюдает за внутренней жизнью школы, тем яснее понимает — здесь очень легко пропасть, исчезнуть, перестать быть самой собой. Слишком уж странные дела творятся в студии мадам Маркос.

Suspiria

Жанр: мистическая драма
Режиссёр: Лука Гуаданьино
В ролях: Дакота Джонсон, Тильда Суинтон, Хлоя Морец
Премьера в России: 29 ноября 2018
Похоже на: «мама!» (2017), «Чёрный лебедь» (2010)

Главное, что важно знать о ремейке «Суспирии»: это фильм, в котором на первом месте стоит авторское высказывание. Это абсолютно не жанровое и не развлекательное кино. Те, кто ждёт от фильма традиционных ужасов, заставляющих переживать за персонажа и пугающих зрителя, рискуют остаться разочарованными. «Суспирия» — это типичный артхаус. Многоголосое, одновременно красивое и беспощадно отвратительное произведение искусства, в котором абсолютно не важно, сколько раз за фильм зритель зажмурился или затаил дыхание. Важно лишь то, насколько плотно переплелись здесь форма и идея и сумеет ли зритель из этого переплетения извлечь главную мысль. То самое «о чем хотел сказать автор?»

«Суспирия», или красота - страшная сила 3

Пожалуй, режиссёр Лука Гуаданьино прежде всего, хотел сказать о любви. О той любви, которая не имеет срока давности. О той любви, перед которой склоняется даже порождение самого ада. О той любви, которой так не хватает нашему миру, погрязшему в войнах, ненависти и насилии. Сердечко, нарисованное на стене дома, оказывается сильнее (и важнее), чем любые силы зла. В финале это буквально выворачивает фильм наизнанку, противопоставляя страсти Любовь — именно с большой буквы.

Большое значение в фильме имеет и социальный подтекст. Жизни людей в разделенном Берлине и вопросам феминизма режиссёр временами уделяет гораздо больше внимания, чем судьбе юной танцовщицы. История страны и общества становятся полноправным сюжетным пластом. И именно в этом пласте кроются и мотивация героев, и источники конфликта, и вдохновение для танцев.

«Суспирия», или красота - страшная сила

Труднее всего для создателей оказалось стереть отражение съемочной группы в бесчисленных зеркалах

Танец, конечно, отдельный «персонаж» фильма. Рисунок движений, синхронные вдохи-выдохи и музыка — из них рождаются лучшие моменты. Две самые пугающие и тошнотворные сцены — тот самый странный хоррор, за которым, возможно, пойдут в кино любители старого фильма Дарио Ардженто — завязаны именно на танце. Их ритм и эстетика просто завораживают. «Танец — это заклинание», — говорит мадам Блан своим ученицам. И зрители послушно кивают в такт. Настоящее заклинание, да еще какое! Недаром на синхронный танец Сюзи и Ольги было потрачено шесть съемочных недель и минимум компьютерной графики. Результат впечатляет.

«Суспирия», или красота - страшная сила 4

Одна из ролей Тильды Суинтон была секретной. Если вы не знаете о ней, можете при просмотре и не догадаться, что это она

Отдельного восхищения заслуживает Тильда Суинтон, которая играет в этом фильме три роли: самую прекрасную преподавательницу, самого дотошного психоаналитика и одну из самых мерзких ведьм. Красота, мужское начало и уродство. Возвышение духа, приземленный скепсис и похоть. Это абсолютная вершина актерского мастерства, а мадам Блан и Джозеф Клемперер в исполнении Суинтон — персонажи, которые вызывают максимум эмоций в этом фильме.

Что же до Дакоты Джонсон, играющей главную роль, то, с одной стороны, она очень выразительна и пластична, а с другой — персонаж Сюзи абсолютно нехарактерен для традиционного жанрового кино. Она не боится. Не переживает. Не вызывает никакого сочувствия. Снятся кошмары? Они очень органично ложатся на ее сущность. Ведьмы творят что-то странное? Значит, так надо. Она никому не расскажет об этом — просто пожмет плечами. Ей уготована роль жертвы? Что же, в глазах ее абсолютная обреченность и понимание. Сюзи, по сути, не персонаж, а носитель главной художественной идеи. Та самая красота, которая, как известно, страшная сила. А все остальные герои закручиваются вокруг нее по своим маленьким кривым человеческим траекториям. Выживут? Отлично. Не выживут? Что ж…

«Суспирия», или красота - страшная сила 2

Стоит ли идти на фильм? Он может нравиться или не нравиться, но как художественное произведение «Суспирия» однозначно хороша. Какие чувства вызовет творящееся на экране и оправдает ли фильм ваши ожидания — зависит от вас самих. Пожалуй, «Суспирия» вам понравится, если вам доставили удовольствие «мама!» Аронофски (здесь создатели тоже любят поиграть с символами, а в финале скатиться в кровавую оргию) и «Три билборда на границе Эббинга, Миссури» (Инбал Вейнберг — идеальный художник-постановщик, и фактически каждый кадр так красив, что дыхание перехватывает).

Фильм настолько глубоко копает в сторону женской сущности и каких-то абсолютно глубинных, животных мотивов, что может в какой-то мере служить пособием на тему «Всякая ли женщина — ведьма?» Всякая. Даже если наутро она ничего не помнит.

Если вы нашли опечатку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Александра Давыдова
Читает книги, переводит книги, пишет книги, делает игры и любит постмодернизм.

Показать комментарии

А ещё у нас есть