Гномы уже близки к Одинокой горе, но дорога не будет лёгкой. На пути у Бильбо и его товарищей стоят алчный эльфийский король Трандуил, жулики-политики из Эсгарота и уже привычная толпа орков. Как будто исполинского дракона на их бороды недостаточно!
Хоббит: Пустошь Смауга (The Hobbit: The Desolation of Smaug)
Жанр: эпическое фэнтези
Режиссер: Питер Джексон
В ролях: Мартин Фримен, Ричард Армитедж, Йен Маккеллен
Премьера: 18 декабря 2013
Возрастной рейтинг: 12+
Похоже на: кинотрилогию «Властелин колец» (2001—2003), «Сердце дракона» (1996)
Когда в режиссёрском кресле «Хоббита» сидел Гильермо дель Торо, он обещал, что вначале покажет Средиземье светлым и радостным, а затем постепенно перейдёт к мрачным тонам джексоновского «Властелина». Судя по «Пустоши Смауга», Питер Джексон придерживался того же плана. Те из зрителей, кто считал первую часть «Хоббита» слишком легкомысленной, могут ликовать. Ну а тем, кто до конца надеялся, что Джексон начнёт в точности придерживаться детской книги, пора надевать траур.

Похоже, перед нами главный претендент на «Оскара» за работу художника.

В «Пустоши» осталось мало от иронии и светлой ностальгии «Нежданного путешествия». Краски потускнели, зелень лесов и полей вытесняют знакомые по старой кинотрилогии серые тона. Всё больше льётся крови, враги выскакивают из-за каждого угла, героям постоянно приходится убивать или убегать.

Джексон снова продемонстрировал, как роскошно он умеет ставить боевые сцены: хореографией драк можно засмотреться, словно танцевальным шоу. Если в кадре мелькает ветка или свисающая цепь, то через пару секунд предмет будет остроумно использован для убийства орков. Особенно хорош получился сплав в бочках: мирный и скучный по книге, тут он превратился в водно-кровавый аттракцион с трюками, которым позавидовал бы Джеки Чан.

Одной этой сцены достаточно, чтобы никогда не забыть «Пустошь Смауга».

Уклон «Пустоши» в боевик имеет и минусы. В первом фильме актёры с удовольствием дурачились, вживаясь в образы забавных гномов и хоббита. А здесь во многих сценах, особенно в начале, им просто нечего играть. Битвы, погони и реплики типа «За мной!» и «Что это было?» не располагают к раскрытию характеров. Тем более что в мирные моменты Джексон постоянно переключает внимание с гномов и Бильбо на новых героев. Барда-лучника представляют долго и тщательно, заранее готовя нас к его важной роли в сюжете. Крошечная, казалось бы, роль Стивена Фрая — бургомистр Эсгарота — оказывается чуть ли не самой яркой в фильме. Буквально парой реплик этот персонаж придаёт «Хоббиту» оттенок злободневной политической сатиры.

Не разочаровало и самое ожидаемое пополнение — Бенедикт Камбербэтч роскошен в роли сразу двух злодеев, дракона Смауга и Некроманта. Голос актёра можно услышать и в русской версии — Некромант говорит на Чёрном наречии, которое не стали переозвучивать.

Все в восторге от Трандуила и его лося...

Как и следовало ожидать, Джексон и троица сценаристов добавили в фильм массу сцен, героев и сюжетных линий, которых не было в книге. По сравнению с первой частью сценаристы меньше заимствовали из приложений Толкина к его эпопее и больше выдумывали сами. Среди неканонических сцен есть и отсылки к «Властелину Колец» (к примеру, когда Леголас находит портрет Гимли), и просто вставки экшена, поддерживающие темпоритм картины. К последним относится финальная битва гномов с драконом в Одинокой горе — понятное дело, Джексон не позволил Торину и компании отсиживаться в сторонке. А вот линия эльфийки Тауриэль оказалась лишней. Рыжую красотку явно вписали в сценарий ради любовного треугольника, который совершенно чужероден и бесполезен для «Хоббита».

...но никто не любит Тауриэль.

«Пустошь» обрывается на напряжённом многоточии — на клиффхэнгере, как подобное называют сценаристы. Из-за этого картина воспринимается не как отдельное произведение, а как эпизод сериала — и действительно, трилогия «Хоббит» по композиции отчасти напоминает мини-сериалы вроде «Санта-Хрякуса». Так что многие отдельные недостатки «Пустоши» сводятся к одному: это лишь часть истории, причём её самый динамичный отрезок. В мозаике, которая сложится с выходом последнего фильма, этот фрагмент будет смотреться органичней, чем сам по себе.

Второй «Хоббит» мрачней и динамичней первого, но плюсы и минусы у него всё те же. Это по-прежнему лучшее эпическое кинофэнтези наших дней, но без такого количества отсебятины и дополнительных сцен можно было спокойно обойтись.

Стоит ли читать?

9

оценка

УДАЧНО

  • атмосфера и красоты Средиземья
  • хорошая актёрская игра
  • изобретательные экшен-сцены

НЕУДАЧНО

  • многовато неканонических сцен
  • ну зачем эта Тауриэль?

Если вы нашли опечатку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Статьи

Кино

Питчинг Фонда кино: какие фильмы для детей претендуют на финансирование в 2025 году

Кино

Каким должен был стать «Отряд самоубийц»? Разбираем изначальный сценарий
Утерянный шедевр или ещё один посредственный фильм?

Кино

«Дракула»: Люк Бессон и ничуть не страшные вампиры-романтики
Всё смешалось в занесённой снегами Валахии.

Кино

«Выход 8»: (не)идеальная экранизация игры о лиминальных пространствах
Не страшное, но завораживающее кино, которому чего-то зловеще не хватает.

Кино

Какие фильмы смотреть в сентябре 2025? Мировые премьеры
Самый необычный Бэтмен, продолжение классики ужасов и индийское кино.

Кино

Какие фильмы смотреть в кино в сентябре 2025? У нас — раньше, чем в Америке!
Готика от Бессона, карлик-монстр-супергерой и дорама на большом экране.

Кино

«Орудия» Зака Креггера: избегайте спойлеров!
Кто с мечом к нам придёт!

Кино

«Рыжая Соня»: дешёвый пилот несостоявшегося сериала, который зачем-то выпустили в кино
Матильда Лутц — украшение фильма, но сценарий и постановка почти не оставляют ей шансов добиться стоящего результата

Кино

Такой разный Супермен: как героя адаптируют к меняющимся реалиям
Сравниваем Суперменов в исполнении Кристофера Рива, Генри Кавилла и Дэвида Коренсвета.

Кино

Боди-хоррор: 10 фильмов, которые помогут понять жанр
Симфония плоти
Показать ещё