«Доктор Кто», 12 сезон: эталонное «внезапно» и старые знакомые

13754
7 минут на чтение
Свою эру в сериале шоураннер Крис Чибнелл начал довольно скромно, если не считать смелый выбор женщины на роль Доктора. Первый его сезон выдался на редкость спокойным и ровным, прямо-таки по учебнику. Несмотря на плюсы — например, удачные исторические серии, — он заметно бледнел на фоне яркой, полной экшена и громких событий эры Стивена Моффата. Никаких многосерийных историй, сезонных арок и старых врагов, никаких сенсаций. Неясно было, таков ли в принципе стиль Чибнелла или же это затишье перед бурей и подготовка почвы для чего-то глобального.

Верным оказался второй вариант. С самого начала 12-го сезона Чибнелл пустился во все тяжкие и обрушил на зрителей неожиданные возвращения давних героев, встречи со старыми врагами, а также новые революционные откровения о самом Докторе — более или менее ожидаемые в зависимости от того, любите ли вы на досуге начитаться спойлеров в сети.

 

Нажмите, если не боитесь спойлеров!

Жанр: хронофантастика, космоопера

Шоураннер: Крис Чибнелл

В ролях: Джоди Уиттакер, Мандип Гилл, Брэдли Уолш, Тосин Коул

Премьерный показ: 1 января — 1 марта 2020, BBC

Продолжительность: 10 серий по 40-50 минут

Интересным образом, случайно или намеренно, Чибнелл шагает в ногу с современным кинематографом. Первая двухсерийка сезона, вплоть до названия Spyfall, служит отсылкой к шпионским фильмам о Джеймсе Бонде, — и именно в этом году выходит очередная часть бондианы под названием «Не время умирать». В четвёртой серии фигурируют Никола Тесла и Томас Эдисон — и как раз в конце прошлого года состоялась мировая премьера фильма «Война токов», повествующего об их противостоянии. От экологической повестки сериал тоже не отстаёт (порой слишком уж прямолинейно выдавая поучения на эту тему): серия «Сирота-55» посвящена последствиям глобального потепления, а «Праксей» — загрязнению окружающей среды.

Надо отдать должное создателям: сезон получился весьма разнообразным, и тематически, и географически, и в плане атмосферы. Как и в прошлом сезоне, очень приятными оказались исторические серии: «Ночь ужасов Николы Теслы» и «Призраки виллы Диодати». В первой из них Доктор знакомится с обаятельным изобретателем-физиком и находит с ним много общего, а во второй встречает лорда Байрона и Мэри Шелли — в ту самую ночь, когда та придумала «Франкенштейна». Исторические личности присутствуют и в двухсерийке «Спайфолл» — в лице английского математика Ады Лавлейс и разведчицы Нур Инайят Хан. Все эти эпизоды по-своему радуют: живыми и приятными персонажами, атмосферой эпохи, да и сюжетом тоже.
Лучшей же в сезоне, пожалуй, вышла серия «Беглец джудунов». Мало кто ждал от неё чего-то, помимо скромной истории про пришельцев, которых в сериале уже много лет не было и по которым никто особо не скучал. Но именно в ней неожиданно вернулся давний и любимый зрителями персонаж, и в ней же нам впервые намекнули, что в прошлом Доктора скрыта важная и масштабная тайна.

Нажмите, если не боитесь спойлеров!

Создатели вообще безжалостно лишают нас тех, на кого хотелось бы посмотреть побольше. К примеру, новости о появлении Стивена Фрая в первой серии были весьма многообещающими, но прожил его герой очень недолго и на экране не задержался. Хорошо ещё, что Саши Дхавана в сериях с его участием хоть отбавляй: финальная серия «Дети вне времени» — вообще, можно сказать, его бенефис.
Насыщенность событий позволяет и Джоди Уиттакер по-новому проявить себя в роли Доктора — вместе с тоном повествования изменилась и она. Если прежде Тринадцатая была просто абстрактно дружелюбной, социально неприспособленной и нарочито позитивной, то теперь посерьёзнела, помрачнела, и спутники наконец поняли, как мало знают о ней. С виду очень отзывчивая и открытая, она оказывается довольно замкнутой, понемногу отдаляется от спутников, порой проявляет жёсткость и чётко даёт понять: в их команде все равны только до тех пор, пока она это позволяет.

Особенно хорош момент в финале сезона, когда Доктор наконец срывается на гнев под давлением тяжёлых открытий. Таких сильных эмоциональных сцен хотелось бы видеть побольше, особенно учитывая, что Тринадцатая часто бывает пассивна.
Недостатков, увы, тоже хватает. В некоторых сериях — например, в «Сироте-55», — многовато бесполезных персонажей с не слишком убедительной мотивацией и спорной логикой принятия решений. Спутники Доктора раскрываются лучше, чем в прошлом сезоне, особенно в психологически-хоррорной серии «Вы слышите меня», но всё-таки недостаточно. Три спутника — это слишком много, и за десятилетия истории сериала мы не раз в этом убеждались. Грэм и Райан, судя по всему, скоро покинут сериал, и это к лучшему: тогда у Ясмин Хан будет возможность раскрыться по-настоящему. Все трое — приятные люди, каждый по-своему приносит пользу и участвует в сюжете, но им всё ещё недостаёт индивидуальности, присущей каждому из одиночных ньюскульных спутников Доктора.

Ещё один явный минус сезона — неудовлетворительные развязки. Снова и снова создатели широко замахиваются, создавая для героев глобальные проблемы, на первый взгляд неразрешимые, — и как минимум трижды за сезон они преодолеваются как-то уж слишком легко и быстро, будь то всепланетная атака пришельцев из другого измерения, сражение с бессмертными богами или вообще вся арка сезона. Всё это, конечно, ярко и интересно, но невыдержанная кульминация оставляет смешанное послевкусие. Кажется, что авторам тесновато в рамках заданного экранного времени и многое обрело бы смысл, будь этого времени больше. Что ж, по крайней мере, этому сезону определённо не свойственна затянутость, за которую ругали предыдущий.
Главное открытие сезона, переворачивающее канон с ног на голову, тоже по-своему интересно, но порождает много вопросов в духе «а как же тогда?» и «зачем?». Подробнее об этом мы недавно писали. На эти вопросы Чибнелл пока не ответил, но здесь можно и подождать — у него ещё есть время, чтобы сказать всё недосказанное. В конце года нас ожидает спецвыпуск, в котором снова вернутся далеки и, может быть, Джек Харкнесс, а 13-й сезон сериала выйдет в 2021 году.
Предыдущий сезон был лишь разминкой перед настоящим действом, которое Крис Чибнелл теперь развернул. Получилось красиво, атмосферно, зрелищно и разнообразно, но вопросов к логике событий, мотивации героев и цельности канона всё ещё много. В сюжете хватает как малозапоминающихся и не слишком нужных героев, так и ярких и харизматичных. В сравнении с 11-м сезоном видны как очевидные достоинства, так и недостатки, которые становятся заметнее по мере роста масштаба событий. Мораль порой подаётся слишком прямолинейно, развязки историй не всегда дотягивают до заданной планки, но наблюдать за происходящим тем не менее интересно.

Если вы нашли опечатку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Статьи

Сериалы

Carry on my wayward son: необычный топ-10 лучших серий «Сверхъестественного»

Сериалы

Сериал «Институт»: правда ли Кинг пытался скопировать «Очень странные дела»?
Стивен украл идею у братьев Дафферов — или наоборот? И похожи ли сериалы вообще?

Сериалы

Какие сериалы смотреть в сентябре 2025? Очень много нежити!
И комедия, которую мы смотрим с прошлого века.

Сериалы

«Чужестранка: Кровь от крови моей». Первые впечатления: Шотландия та же, герои другие
Навек простись, Шотландский край, с твоею древней славой…

Сериалы

Сериал «Чужой: Земля»: первые впечатления. Ксеноморф на свободном выгуле
Уверенный сериальный поворот для франшизы

Сериалы

«Песочный человек», 2-й сезон: книга хуже?!
Хроника кризиса среднего возраста

Сериалы

«Очи Ваканды»: Очи чёрные, очи жгучие
Как минимум это красиво, как максимум — увлекательно.

Сериалы

«Уэнсдей», 2-й сезон: первые впечатления. Мрачно, стильно, интересно!
Тим Бёртон в отличной форме.

Сериалы

Лучшие сериалы 2025 года: первое полугодие. Фантастика, фэнтези и не только
Это ещё не итоги — но кое-что уже можно советовать.

Сериалы

Что там у «Рика и Морти» в 8-м сезоне? Риковое поле экспериментов
Семья Санчесов подвинула Рика, а сам он как будто прошёл психотерапию.
Показать ещё