Почему стоит поиграть в настольные ролевые игры?

26297
8 минут на чтение
В 1976 году Гэри Гайгекс и Брайан Блюм публикуют 60-страничное дополнение для Dungeons & Dragons Eldritch Wizardry, где описывается князь демонов по имени Демогоргон. Через 40 лет в популярном сериале «Очень странные дела» главные герои называют этим именем жуткое чудовище, которое похитило их друга.

В 1984 году геймдизайнер Трейси Хикмен и редактор Маргарет Уэйс выпускают роман «Драконы осенних сумерек» по мотивам официальных приключений D&D. Книга перерастает в многотомный цикл, её переводят на иностранные языки, а 30 с лишним лет спустя по ней готовится полнометражный фильм.

В середине 2000-х Тай Фрэнк открывает приватный форум, где для своих друзей проводит ролевую игру в космическом антураже. К нему присоединяется писатель Дэниел Абрахам, и на основе игры они создают книжный цикл «Пространство», по мотивам которого в будущем снимут одноимённый фантастический сериал.

Всех этих людей — а также писателя Джорджа Мартина, актёра Вина Дизеля и режиссёра Джосса Уидона — объединяет увлечение настольными ролевыми играми типа Dungeons & Dragons. Все они время от времени достают игральные кости, книги правил и набор миниатюр, чтобы вместе с приятелями отправиться в воображаемый мир приключений. И вам тоже стоит последовать их примеру. Рассказываем, почему.

История настольных ролевых игр

Roleplaying News Russian

14.11.2015

91770

Да и что такое эти настольные ролевые игры?

Вы придумаете интересную историю

В «Мёртвых землях» игроки погружаются в атмосферу мистического Дикого Запада. Их герои сражаются с силами зла — призраками, демонами и чудовищами

Настольная ролевая игра (НРИ) всегда строится вокруг общего воображаемого пространства. Ведущий описывает мир, декорации, второстепенных персонажей, а игроки от лица своих героев с ними взаимодействуют. По игровому процессу НРИ одновременно похожи на многопользовательские RPG и на кооперативные настольные игры «все против злодея» типа Descent. Но есть принципиальное отличие — свобода выбора: в НРИ нет прямолинейных коридоров и ограниченных строчек диалогов. Вы сами решаете, как будут действовать ваши герои.

Вот как это примерно выглядит:
Ведущий: …Наконец вы входите в древний тронный зал. Это большое и высокое помещение, вымощенное искрошившимся тёмным камнем. В центре зала находится постамент, над которым висит сияющий жезл, но его охраняет высокая фигура в доспехах. Стражник замечает вас почти сразу. Он рычит и бежит в вашу сторону. Ваши действия?

Андрей (играет за воина): Достаю топор, бегу на стражника и кричу спутникам: «Займитесь жезлом!» В общем, вступаю в бой.

Илья (играет за волшебника): Я обращаюсь к своим познаниям в области магии, чтобы разобраться в том, как действует этот жезл. Хочу применить соответствующий навык.

Марина (играет за плута): Пока они там возятся, я хочу прокрасться вдоль стены и спрятаться за трон, чтобы потом быстренько выкрасть этот жезл.

Решения ведущего и игроков складываются в единую историю, в которой невероятно интересно участвовать. В зависимости от жанра и стиля игры эти истории могут быть самыми разными. Скажем, в Dungeons & Dragons игроки зачастую исследуют подземелья и сражаются с чудовищами. А в «Ктулху» проводят расследования и сталкиваются с неизведанным.

Вы примерите разные роли

Shadowrun — яркий эклектичный мир, с которым можно познакомиться в компьютерных играх Shadowrun: Returns, Shadowrun: Dragonfall и Shadowrun: Hong Kong

Ролевые игры недаром так называются. Сегодня вы добрый целитель, который поможет любому, кто к нему обратится. А завтра — подчинённый тёмного властелина, безжалостно уничтожающий непокорных. Настольные ролевые игры — это в каком-то смысле коммуникативные упражнения. Они развивают ваши социальные навыки и учат действовать от лица непохожих героев.

Но в НРИ роль не ограничивается характером персонажа. Если вы уже давно играете за воина и вам наскучили его приёмы, самое время стать волшебником. В зависимости от роли меняется не только характер и внешность, но и условный «геймплей». Например, в той же D&D маги умеют вызывать непогоду и создавать иллюзии. В этом НРИ похожи на компьютерные и настольные игры — в них тоже важна игромеханическая составляющая.

Для примера вспомним вселенную игры Shadowrun, где мрачное киберпанковское будущее сочетается с типично фэнтезийными элементами: эльфами, магией и Астральным миром. Ключевые архетипы вроде мага или хакера отличаются не только характером или историей — между ними огромная разница с точки зрения правил. Любители НРИ обращаются к разным образам в том числе затем, чтобы получить новый игровой опыт.

Вы погрузитесь в знакомые миры

Вот как выглядит лист Доктора Кто в игре Doctor Who: Adventures in Time and Space. Не нравится Доктор? Можете придумать своего Повелителя времени!

Зачастую наши любимые книги, фильмы и игры рассказывают весьма ограниченную историю в большом и захватывающем мире. Кто из нас в детстве не хотел очутиться в Средиземье или посетить планеты далёкой-далёкой галактики? В настольной ролевой игре вы можете придумать для себя и своих друзей новую историю в уже знакомом сеттинге. Отчасти — да простят меня за такое сравнение! — это похоже на создание фанфика. Вы вписываете свой сюжет и персонажей в известные декорации. Мечтали поговорить с Люком Скайуокером или Арагорном? Посетить загадочную Нарнию или оказаться в Хогвартсе? Это ваш шанс.

Авторы и издатели настольных ролевых игр тоже знают, что известные сеттинги пользуются большой популярностью. На Западе изданы игры по многим известным вселенным — от тех же «Звёздных войн» и «Властелина колец» до Warhammer и Warcraft. Авторы стараются учитывать ключевые особенности сеттинга и отражать их в правилах, но при этом оставляют пространство для манёвра. Скажем, в игре по «Доктору Кто» (Doctor Who: Adventures in Time and Space) есть блок правил по созданию своего Повелителя времени. А в игре по мотивам цикла «Песнь льда и пламени» (A Song of Ice and Fire RPG) отдельный раздел посвящён созданию Великого дома.

Вы во всём разберётесь за полчаса

В игре «Pathfinder. Базовый набор» есть несколько приключений, рассчитанных на одну встречу. Более того, в коробке уже есть поле, жетоны и игральные кости

В фильмах и сериалах нам показывают гиков, которые зубрят книги правил, возятся с миниатюрками, считают модификаторы. Складывается впечатление, что у настольных ролевых игр высокий порог вхождения, но это не совсем так. Если вы пришли играть в первый раз, то разобраться во всём можно за полчаса. Конечно, в дальнейшем, как и в любом другом хобби, вам понадобится немного усердия. И фантазия — без неё никуда.

Бывалые ролевики рассказывают друг другу о кампаниях, которые длились годами. Представьте себе приключение, растянутое на сотню игровых встреч по пять часов каждая! К счастью, подобный формат скорее редкость, чем обыденность. В современных реалиях им на смену приходят небольшие приключения, на которые гораздо проще выделить время. И всегда можно обратиться к «ваншотам» — это сюжеты с завязкой, кульминацией и развязкой, рассчитанные на одну игровую встречу.

Не стоит переживать и о компонентах. Игральные кости, колоды карт, миниатюры и толстенные книги правил — это зачастую лишь необязательная атрибутика. Существуют игры, где вам предстоит кидать всего пару обычных кубиков, а то и один. Менее интересными они от этого не становятся. Конечно, миниатюры и игровое поле делают игру более наглядной, но даже в последней версии Dungeons & Dragons их использование опционально.

А что там с книгами правил?

VoloДля настольных ролевых игр действительно выпускают объёмные книги правил, дополнений, руководств и тому подобных материалов. Такое количество текста пугает новичков — неужели это всё придётся прочитать и запомнить? Нет, это вовсе не учебники, по которым вас будут спрашивать. Многие разделы в книгах носят рекомендательный характер, зачастую они нужны только ведущему или отдельному типу персонажей. Скажем, если вы воин, вам не нужно изучать заклинания волшебника.

Посмотрите, как обстоит ситуация с пятой редакцией Dungeons & Dragons. Для игры вам понадобится лишь «Руководство игрока» (Player’s Handbook), в котором описаны все необходимые правила. Если — хотя скорее «когда» — оно наскучит вашей группе, вы сможете обратиться к другим книжкам или онлайн-ресурсам. Одни из них посвящены правилам, а другие описывают игровой мир. Скажем, в недавно вышедшей книге «Руководство Воло по монстрам» (Volo’s Guide to Monsters) раскрывается много интересных деталей о чудовищах мира «Забытые царства» (Forgotten Realms). Например, иллитидам — жутким телепатам с щупальцами изо рта — посвятили раздел «Психология иллитидов».

Вы почти сразу найдёте себе партию

Разумеется, чтобы начать играть, нужно собрать подходящую компанию. И это тоже проще, чем кажется. Те, кто пускается в настольные приключения дома, обычно играют давно устоявшимся составом, но в клубах и антикафе очень часто проходят игры для новичков. Ещё чаще игроков ищут для онлайн-партий, в которых можно участвовать не выходя из дома.

Roll20 — один из лучших сервисов для игры в ролевые игры по Сети. Программа поддерживает десятки самых популярных систем, позволяет рисовать карту и обеспечивать видеосвязь между участниками

Регулярные игротеки с настольными ролевыми играми проходят во многих крупных городах. В Москве играют в клубе «Локация», на мероприятиях «Ролекон» и Dicepool. В Санкт-Петербурге в антикафе «Чёрный лес» игры проводятся несколько раз в неделю. Иногда участники раскладывают и традиционные настолки типа Descent. По схожему формату работает клуб «Котолич». В Екатеринбурге раз в несколько месяцев собирается фестиваль разговорных-ролевых игр РРИКОН и несколько игротек поменьше. В Новосибирске регулярно несколько раз в неделю играют в клубе «Башня мага». В Красноярске работает клуб «Дайсвилль», где почти каждую неделю играют в настольные ролевые игры. В Ярославле регулярно собираются играть в Pathfinder. Попробуйте поискать «ВКонтакте» — наверняка такие события проходят и в вашем городе.

Не нашли свой город? Не переживайте — загляните в онлайн-базу игроков и ведущих. Здесь можно оставить объявление о поиске группы или поискать по нужным тегам.
Настольные ролевые игры становятся всё популярнее. Даже в России каждый месяц выходят различные материалы (обычно в электронном виде). По самым скромным оценкам, в мире насчитывается более тысячи официально изданных ролёвок — на любой вкус.

НРИ — необычное, но очень затягивающее и многогранное увлечение. В эпоху развитого интернета можно легко найти единомышленников в своём городе или попробовать сыграть по Сети. А книги правил только кажутся слишком толстыми — начните с малого и поймите сам процесс, прежде чем изучать многостраничные талмуды.

Если вы нашли опечатку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Статьи

Игры

Игровой топ-10: самые оригинально обоснованные воскрешения

Игры

Обзор The Outer Worlds 2. Просто космос какая скука
Бездушная капиталистическая сатира на бездушный капитализм.

Игры

Обзор Dispatch. Супергерои не готовы умирать
Теперь ты — супергерой, Робби. Правда, бывший.

Игры

Sublustrum: удивительная русская стимпанк-игра, родившаяся из музыки
Музыкальный альбом, который захотел стать игрой.

Игры

Обзор Rue Valley. Клон Disco Elysium или нечто оригинальное?
Сбежать из долины за 47 минут.

Игры

Обзор ARC Raiders. Экстракшен для всех и каждого
Как игра от Embark Studios стала такой популярной — и почему именно эта игра может сделать extraction-шутеры мейнстримом.

Игры

Топ-10 персонажей игр, с которыми нельзя закрутить роман (а жаль!)
И видит геймер, да персонаж неймёт.

Игры

Обзор Ninja Gaiden 4. Платиновое возвращение кровавого слэшера
Приключения резвого синоби.

Игры

Обзор Painkiller (2025). Ни боли, ни удовольствия, ни смысла
Игра, которую проще тихо похоронить.

Игры

Настольная ролевая Cairn. Тайны и опасности загадочного Леса
Войди в лес, если осмелишься.
Показать ещё