Спецвыпуск «Доктор Кто: Революция Далеков» — Джек Харкнесс и прощание со спутниками

7844
8 минут на чтение
1 января по уже сложившейся традиции вышла новая серия «Доктора Кто» — «Революция далеков». К сожалению, новогодняя традиция окончательно сменила рождественскую, и если раньше на каждое Рождество зрителей ждал подарок в виде праздничного спецвыпуска, в последние годы всё изменилось. Поскольку у британцев главным торжеством с ёлками и подарками считается именно Рождество, новогодние спецвыпуски праздничностью похвастать не могут. Вот и здесь Новый год лишь мельком упоминается в разговоре, не играет никакой роли в происходящем и даже не служит декорацией для событий.

Сюжет «Революции далеков» связан с предыдущим спецвыпуском «Решение», причём на удивление тесно, учитывая, что эти серии разделяет целый сезон. В «Решении» Доктору и её друзьям пришлось сразиться с особой разновидностью далека — войсковым разведчиком, который, используя человека как марионетку и транспорт, пытался вызвать на Землю флот своих сородичей. В результате оболочку далека разрушили, а его самого забросили в сверхновую поразмышлять над своим поведением.

На этом, как оказалось, история не кончилась: в «Революции» мы узнаём, что останки далека были украдены, а руку к этому приложил Джек Робертсон — политик-бизнесмен из серии «Арахниды в Великобритании». Вряд ли кто-то всерьёз ожидал его возвращения, но, в общем-то, неплохо, что он появился в сериале снова. У каждого из предыдущих шоураннеров ньюскула были свои эпизодические персонажи, и теперь такой герой есть и у Криса Чибнелла. Пусть Робертсон довольно карикатурен и не слишком приятен как личность, он привносит в эру Чибнелла ощущение целостности и даже порой забавляет. Насколько вообще может забавлять человек, способный нанять людей, чтобы украсть ценную технологию, и хладнокровно убить тех, кто её перевозит.

Присутствует в серии и другой Джек, возвращения которого зрители ждали куда больше, — спутник Доктора Джек Харкнесс. Его появление в 12-м сезоне всех удивило, но о возвращении Джека в «Революции» стало известно давно. Если сравнить с более ранними сериями, можно подметить, что роль Джека здесь примерно так же значима, как и в других историях с его участием, — ни больше, ни меньше.
Загвоздка лишь в том, что это всё-таки первое полноценное возвращение Джека с 2008 года (не считая «Конца времени» в 2010-м), а потому для сериала и зрителей это настоящее событие, и спустя столько лет от такого знакового персонажа поневоле ждёшь чего-то более масштабного и особенного. Джек, конечно, обаятелен как прежде, моменты с ним — одни из самых забавных и душевных, но всё же досадно, что он просто мимоходом помог героям и исчез, напоследок попрощавшись с Доктором по телефону. Впрочем, он сказал, что намерен задержаться на Земле, а значит, есть вероятность, что мы ещё его увидим. Есть даже робкая надежда, что Джек тоже станет эпизодическим персонажем эры Чибнелла и будет возвращаться время от времени.

В «Революции» Джек успел сделать немало, но, пожалуй, главный его вклад в сюжет — освобождение Доктора из тюрьмы. В конце предыдущей серии под названием «Дети вне времени» Доктора схватили джудуны и отправили за решётку за абстрактные, но очень многочисленные преступления. Многие сценаристы грешат тем, что завершают историю масштабным клиффхэнгером, создавая впечатление непреодолимой проблемы, а затем в следующей серии решают её в два счёта и двигаются дальше по сюжету как ни в чём не бывало. К сожалению, так случилось и здесь — в общей сложности мы наблюдаем Доктора в тюрьме всего несколько минут (пусть даже для неё самой прошли годы), затем заявляется Джек и почти мгновенно её вызволяет. Tак что, если кто-нибудь вдруг надеялся понаблюдать подольше за тем, как Тринадцатая томится в тюрьме и продумывает побег, а затем зрелищно сбегает сама или при помощи спутников, — увы, это вам не «Стражи галактики».
Спутники же, которых Доктор отправила домой в финале сезона, между тем пытаются жить своей жизнью на Земле — каждый по-своему и с переменным успехом. За прошедшие с тех пор десять месяцев Райан и Грэм более-менее смирились с утратой Доктора. А вот Яс не собирается сдаваться — день и ночь она пытается выяснить, что произошло с Доктором и как её найти. Но от изысканий всё же приходится отвлечься: выясняется, что в Британии планируют выпустить на рынок охранных дронов, которые внешне подозрительно напоминают далеков, и с этим срочно надо что-то делать. С этого и начинается история, в которой помимо главных героев и Робертсона успевают поучаствовать новоиспечённый премьер-министр Великобритании и незадачливый учёный по имени Лео. До конца серии не доживают оба, но Лео, пожалуй, особенно жаль — юноша был приятный, и многие полагали, что после ухода Грэма и Райана именно он станет новым спутником Доктора. Сыграл его, кстати, актёр Нейтан Стюарт-Джарретт, известный по роли Кёртиса в «Отбросах».

По ходу действия герои успевают воссоединиться, разделиться, воссоединиться снова, побывать тут и там, взорвать инопланетный корабль, и развивается история достаточно бодро. Решение проблемы с далеками, которое изобрела Доктор, тоже довольно творческое — как приглашение одних далеков на войну с другими, так и маскировка одной ТАРДИС под другую в качестве ловушки. Жаль, правда, что вторая ТАРДИС была вот так бесславно утрачена — её можно было бы использовать позже для множества интересных задумок.
Без недостатков и неоднозначных моментов, конечно, не обошлось. К примеру, можно задаться вопросом, почему нам не рассказали никаких подробностей о заключении Доктора. Почему Доктор позволяет Джеку Робертсону оставаться на коне, если в своё время шестью словами свергла премьер-министра всего за один проступок? Почему ТАРДИС теперь не материализуется в пункте назначения мгновенно, а едет туда как поезд в течение нескольких минут? Зачем делать охранных дронов полыми изнутри? И можно ли считать революционным изобретением роботов, которые катаются туда-сюда, испуская газ и воду?

Там, где сюжет начинает вызывать вопросы, положение спасают фансервис и отсылки, которыми история сдобрена щедро. Чаще всего это плюс: снова увидеть плачущего ангела, уда, сикоракса и Тишину было славно, равно как и услышать цитату из «Гарри Поттера». Возвращение бронзовых далеков и их встреча с далеками-дронами забавным образом напоминает противостояние далеков и киберлюдей в финале второго сезона. Уклончивый ответ Джека Харкнесса на вопрос, как ему удалось протащить в тюрьму манипулятор временной воронки, возвращает зрителя в финал первого сезона, а этот самый манипулятор и звуковой бластер радуют глаз наряду с другими мелочами из прошлого.

Но попадаются и спорные элементы. К примеру, диалог «Have you had work done? — You can talk!» дословно взят из серии «Утопия», а когда отсылка превращается в копипасту — это уже сомнительно. Рассказ Джека о том, благодаря кому он стал бессмертным, может порадовать всякого фаната первых сезонов ньюскула, но вписывается в канву происходящего не так естественно, как хотелось бы, тем более что бессмертие Джека не имеет в сюжете «Революции» никакого значения. Даже жаль, что его не убили разок-другой за серию для наглядности, — а ведь было столько возможностей!
Отдельные реплики звучат нескладно, но встречаются в серии и хорошие душевные диалоги — например, разговор Яс и Джека о путешествиях с Доктором или беседа Райана с Доктором о её прошлом и о жизни на Земле. В серии уделено время и Райану, и Яс, и каждому из них доводится рассказать, что у него на душе, — обычно на это просто не хватает времени, поскольку главных героев в сериале четверо и помимо общения им ещё нужно сражаться с монстрами, бегать по коридорам и вообще продвигать вперёд сюжет.

Увы, не всем спутникам Тринадцатой так повезло. На этом мы переходим к одному из главных упущений «Революции далеков» — Грэму. Если вырезать его из серии, в ней станет на пару шуток меньше, но глобально не изменится ничего. Отдельной сцены, в которой он мог бы поделиться с Доктором своими чувствами, Грэму не досталось, и это особенно несправедливо, потому что серия эта для него последняя. В конце же Грэм вообще представляется не столько как самостоятельный спутник, сколько как бесплатное приложение к Райану: когда тот решает, что с него довольно путешествий, Грэм тут же решает остаться с ним на Земле.

Обоих можно понять: десять месяцев — долгий срок, за это время измениться может многое, в том числе и человек. Возможно, Райан в самом деле мог предпочесть уют родного дома опасным путешествиям, и неудивительно, что Грэм решил остаться с ним. Они всё же семья, отправились в странствие вместе, привыкли друг к другу и не хотели расставаться, тем более что разлука могла затянуться очень надолго, если не навсегда. И всё же по итогу создаётся впечатление, что Грэм жертвует своими желаниями ради стремлений Райана, а его собственные чувства не больно-то и важны, как и его роль в происходящем. Учитывая, что из троих спутников Тринадцатой именно Грэма зрители любили больше всего, он заслуживал гораздо большего.
Что ж, по крайней мере, сценарист вывел спутников из сюжета миролюбиво, прямо-таки олдскульно — без смертей, стирания памяти и насильственного перемещения в прошлое или в параллельную вселенную. Всё могло закончиться куда хуже — например, Грэм с Райаном погибли бы на корабле далеков, или у Грэма произошёл бы онкологический рецидив и он был бы вынужден остаться на Земле или даже умер бы от болезни. Учитывая, как опасно порой путешествовать с Доктором, спутники ещё легко отделались. Более того, они даже обзавелись собственной психобумагой и теперь с её помощью могут самостоятельно расследовать загадки на Земле и защищать её от врагов в лучших традициях Сары Джейн Смит. В «Революции» без помощи Доктора и Джека у них мало что получилось, но кто знает, может, ещё получится, и вполне возможно, что в сериале они ещё когда-нибудь появятся.

Надолго, впрочем, Доктору с Яс остаться наедине не позволят. Как стало известно из сцены после титров, скоро на борту ТАРДИС окажется новый спутник — некий Дэн, которого сыграет английский комик Джон Бишоп. Хорошо ли это? Пока неясно. В общем-то, Джону хватило пары секунд в кадре, чтобы продемонстрировать харизму и произвести приятное впечатление, так что очень может быть, что он будет неплох. Вот только из-за избытка спутников у Криса Чибнелла так и не вышло детально прописать Яс, и именно сейчас, спустя два сезона, у него наконец появилась возможность уделить ей больше времени. Но теперь уже вряд ли получится: новый человек в ТАРДИС наверняка перетянет внимание на себя, а Яс так и останется девушкой славной, но недостаточно яркой, глубокой и разносторонней, чтобы можно было проникнуться к ней симпатией по-настоящему. Или же, напротив, именно присутствие Дэна поможет ей раскрыться с новой стороны. Доживём — узнаем.
В целом, несмотря на недостатки, серия вышла довольно приятной — она визуально хороша, насыщена событиями, полна отсылок и неплохо подходит, чтобы скрасить перерыв между сезонами. А перерыв может затянуться надолго: на днях у Джона Бишопа обнаружили коронавирус, и, хотя он собирается вернуться к работе уже в январе, неизвестно, чем это закончится и как пандемия повлияет на дальнейшие съёмки. При самом благоприятном развитии событий новый сезон выйдет в конце 2021 года. В нём нам предстоит больше узнать о забытом прошлом Доктора, а ей самой — о том, кто же всё-таки она такая.

Если вы нашли опечатку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Статьи

Сериалы

Сериал «Чужой: Земля»: первые впечатления. Ксеноморф на свободном выгуле

Сериалы

«Песочный человек», 2-й сезон: книга хуже?!
Хроника кризиса среднего возраста

Сериалы

«Очи Ваканды»: Очи чёрные, очи жгучие
Как минимум это красиво, как максимум — увлекательно.

Сериалы

«Уэнсдей», 2-й сезон: первые впечатления. Мрачно, стильно, интересно!
Тим Бёртон в отличной форме.

Сериалы

Лучшие сериалы 2025 года: первое полугодие. Фантастика, фэнтези и не только
Это ещё не итоги — но кое-что уже можно советовать.

Сериалы

Что там у «Рика и Морти» в 8-м сезоне? Риковое поле экспериментов
Семья Санчесов подвинула Рика, а сам он как будто прошёл психотерапию.

Сериалы

«Уэнсдей» vs «Леденящие душу приключения Сабрины»: какой сериал лучше?
Эпическая битва мистических девушек

Сериалы

Какие сериалы смотреть в августе 2025? Американская готика, шотландские попаданцы, русские чудеса
А также Чужие против андроидов и корейские ангелы в полосочку.

Сериалы

«Левиафан»: неправильное аниме по самому анимешному стимпанку
Почему самая точная экранизация книги про летающих китов вряд ли станет хитом.

Сериалы

Как «Лазарь» Синъитиро Ватанабэ отражает эмоциональную боль нашей эпохи
Аниме меняется вместе с миром, и «Лазарь» — яркий тому пример.
Показать ещё