Когда одной игры становится мало, всегда можно купить или выменять другую. Или, что ещё лучше, достать дополнение. Но на одно приличное расширение приходится пять необязательных, бессмысленных или даже портящих удовольствие от базы. Вопрос приобретения дополнений обычно не стоит ребром, тиражей хватает для всех желающих. За одним исключением.

Стремясь привлечь внимание к своему продукту, каждый издатель анонсирует на Kickstarter или привозит на выставку ограниченный тираж микродополнения. Одна-две карты, эксклюзивные миниатюры, увеличенное в полтора раза поле, какие-то хитрые кубики — самые частые примеры.

Промо-дополнения к настолкам: стоит ли их покупать? 5

C Descent история похожая: фигурки лейтенантов, хотя и добавляют новый пласт механики, не так уж нужны, а влетают в копеечку. Вроде и не промо, а разницы никакой

Толку от таких дополнений чуть, влияния на игру они практически не оказывают, но почему-то вокруг них всегда возникает ажиотаж. Даже высокая цена не пугает коллекционеров, а ведь вышедшие из печати промки могут стоить как целая игра средней комплектации. В особо запущенных случаях к игре делают только такие расширения — правда, выпуская их в розничную продажу.

Эта колонка посвящается бесконечным промкам. Десятки однокарточных дополнений мешают искать в магазинах настоящие игры, путают при поиске на сайтах-агрегаторах. Если, разорившись, вы соберёте полную коллекцию, она откажется помещаться в базовую коробку, и время подготовки к партиям удвоится. И, конечно же, вы будете постоянно забывать новые правила. Что отличает хорошую промку от плохой? Давайте разберёмся.

Промо-дополнения к настолкам: стоит ли их покупать? 1

Новые жетоны Small World: Leaders отличаются по форме от остальных, но саму игру не меняют

Идеальное промо-дополнение должно не просто вписываться в игру, но и добавлять к ней что-то новое, ранее правилами не предусмотренное. Возьмём популярные игры от Days of Wonder. Промки для «7 чудес» — пример скучный. Родился у автора сын, вот про это и новая карта. Leaders для «Маленького мира» — ещё хуже. Да, есть новые жетоны для каждой расы, которые отличаются по форме от остальных и учитываются при подсчёте очков, — но сама игра не меняется, только считать приходится больше (ну и народцам с малым количеством жетонов становится чуть легче).

А вот Necromancer’s Island для той же игры — редкий пример отличного промо-дополнения. Оно добавляет в игру шестого игрока, ему выдаётся башня посреди центрального озера и армия призраков, растущая из хода в ход. Чем активнее сражаются друг с другом остальные, тем больше у некроманта неприкаянных душ. Если все призраки из комплекта окажутся в игре, она заканчивается досрочно. Если соперники у некроманта осторожные, всё ещё можно выиграть по монеткам. Дополнение выпускали дважды, в 2010-м и 2013-м, и распространяли бесплатно, но даже сейчас его можно купить с рук по вменяемой цене в районе $10–20.

Промо-дополнения к настолкам: стоит ли их покупать? 2

Small World: Necromancer’s Island — редкий пример отличного промо-дополнения

Промки позволяют добавить в игру юмора или привнести элементы, которые в основной версии смотрелись бы слишком дико. К достаточно сложному кооперативу Ghost Stories выходили дополнительные карты инкарнаций Ву-Фенга — по сюжету их нужно изгонять обратно на тот свет. Всё бы ничего, только эти инкарнации вводили в игру звёзд боевиков девяностых! Из Стивена Сигала, Брюса Ли и Чака Норриса получились отличные «боссы». Актёры активно нарушали неписаные законы игры, били своих, чтоб чужие боялись, и перед смертью успевали раздать автографы.

Но всех затмил Жан-Клод Ван Дамм. Его шпагат невероятно крут: ноги актёра занимают сразу две клетки и считаются отдельными существами! Причём правая сильнее — не правда ли, логично?

 1

Герои боевиков в Ghost Stories

Ещё более крутой подарок любителям фантастики подготовили авторы игры Colt Express. В евро-вестерн про ограбление поезда добавили… машину времени из «Назад в будущее 3». Как и вагончики оригинала, DeLorean в дополнении трёхмерный, собирается из плотного картона. Вовремя спрыгнув на машину, ваши бандиты смогут появиться в следующем раунде в любом вагоне поезда, ограбить его и устроить там заварушку.

Промо-комплект для Ghost Stories со всеми звёздами выходил в 2014 году, а Time Machine для Colt Express в 2015-м, оба стоят в $10. Для Ghost Stories также выпускался промо-тайл, позволяющий просматривать призраков из колоды, — очень ценная способность.

Промо-дополнения к настолкам: стоит ли их покупать? 4

«Это ограбление? — Нет, научный эксперимент!»

Иногда, в целях маркетинга, выпускают дополнение сразу для нескольких игр. Creatures Crossover для «Киклад» и Kemet позволяет использовать миниатюры одной игры в другой и наоборот. Теперь в Древней Греции может появиться египетская мумия (воскрешает убитых солдат противника на вашей стороне) или боевой слон (улучшает броски кубиков). Минотавр и Медуза, в свою очередь, отправляются в долину Нила, защищать отряды и разрушать оборону противника соответственно.

 1

Creatures Crossover — дополнение сразу для двух игр

Это не уникальный случай — есть другой, относительно свежий пример: Corinthia для Conan и Mythic Battles: The Pantheon. Комплект заменяет жетоны деревенских жителей на миниатюры и добавляет нового монстра — летучую обезьяну. Многочисленные наборы карт для «Манчкина» увеличивают размеры колод сразу в нескольких коробках за раз. Часто их выпускают к праздникам — ко Дню святого Валентина, например.

Если игра очень популярна, прозорливый издатель рано или поздно выпустит для неё официальную коробку, в которой помещается всё-всё-всё, и, конечно, добавит ещё карту-другую. В The Big Geeky Box для «Замеса» входил специальный промо-набор от программы TableTop Уилла Уитона. Можно поступить и проще, как это сделали Cool Mini Or Not, выпустив в 2016 году 11 карт для разных версий «Зомбицида» и других своих игр в одном наборе.

Промо-дополнения к настолкам: стоит ли их покупать? 3

Участники шоу TableTop на картах «Замеса»

Бывает даже так, что наборы промок распространяет не издатель, а стороннее лицо. Коллектив популярного блога DiceTower собирает деньги краудфандингом, и в числе наград на Kickstarter можно выбрать комплекты дополнений сразу к нескольким играм, выпущенным на этой площадке.

Промо-карты для ККИ и не только часто выдают за участие в турнирах и покупку сопутствующей продукции. В «Мир фантастики» несколько раз вкладывали промки для «Берсерка». Хуже, когда на картах с ограниченных тиражом строятся популярные колоды. Были в «Берсерке» такие невероятно крутые ребята, как Змей хаоса и Узник памяти. Хорошо, что клубы они терроризировали недолго, и их запретили использовать.

В Magic: The Gathering для новичков предусмотрены целые мини-колоды, непригодные для игры на турнирах (разве что земли всегда будут кстати), но представление о процессе они дают. В Android: Netrunner промо-карты, казалось бы, необязательны — состав наборов фиксированный, отдельно распространяются только версии с другими иллюстрациями. Но посмотрите на них и на карты базового сета. Насколько же лучше выглядит Кейт Маккефри в исполнении Виктории Гавриленко! В последующих играх, например в Mainframe, издатель использовал более удачное изображение хакерши.

Если нет желания придумывать интересные механики, надо привлекать покупателя эксклюзивностью. Infernal Die (альтернативный кубик проклятья) для всё тех же Ghost Stories шёл в нагрузку к ограниченному тиражу дополнения Black Secret, которое выпустили всего в 666 экземпляров, специально для выставки в Эссене в 2011 году. Ничего интересного он не добавлял, просто использовал механики нового допа активнее старого кубика: вызывал скелетов и двигал демонов.

 1

Infernal Die выпущен тиражом 666 экземпляров

Рисунок цветными мелками на внутренней стороне коробки художник Пьеро оставлял бесплатно. Но это ещё ничего! Все рекорды эксклюзивности побил Ричард Гарфилд. В 2012 году всё в том же Эссене он провёл необычную автограф-сессию для поклонников игры «Повелитель Токио». В подарок терпеливым поклонникам достались карты Garfield’s Gift с текстом, уникальным для каждого экземпляра. Точное число карт никто не считал, на ВoardGameGeek отмечено около 350 копий.

 1

Лучше, чем автограф автора игры может быть только автограф на карте с уникальным текстом от автора игры

В этой колонке перечислены преимущественно оригинальные промо-дополнения. Чаще это просто карты, тайлы и фигурки, вырезанные из основной игры ради выгоды. Промки редко тестируются на совместимость с базовой игрой. Pulsar для Eclipse и Necromancer’s Island для Small World — примеры того, как можно минимумом компонентов добавить в игру новую грань. Бесконечные тайлы для «Каркассона» — явление другого порядка, разрушающее стройный баланс базовой игры. Но всё хорошо, что достаётся даром.

Радует, что всё чаще локализаторы стараются включать маленькие, но редкие расширения в состав основной коробки. К «Спартаку» прилагались дополнительные гладиаторы, к «Покорению Марса» — пингвины и маленький астероид, дополнение к «Кубарем по галактике» включало тайл «Мир амбиций». Не старайтесь гнаться за промками, чтобы получить полную коллекцию любимой игры. Почти наверняка вы не будете использовать большинство из них.

Если вы нашли опечатку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Павел Ильин
Математик, игрок, ролевик, главный редактор студии разработки настольных игр.

Показать комментарии

А ещё у нас есть