Стремясь привлечь внимание к своему продукту, каждый издатель анонсирует на Kickstarter или привозит на выставку ограниченный тираж микродополнения. Одна-две карты, эксклюзивные миниатюры, увеличенное в полтора раза поле, какие-то хитрые кубики — самые частые примеры.
Толку от таких дополнений чуть, влияния на игру они практически не оказывают, но почему-то вокруг них всегда возникает ажиотаж. Даже высокая цена не пугает коллекционеров, а ведь вышедшие из печати промки могут стоить как целая игра средней комплектации. В особо запущенных случаях к игре делают только такие расширения — правда, выпуская их в розничную продажу.
Эта колонка посвящается бесконечным промкам. Десятки однокарточных дополнений мешают искать в магазинах настоящие игры, путают при поиске на сайтах-агрегаторах. Если, разорившись, вы соберёте полную коллекцию, она откажется помещаться в базовую коробку, и время подготовки к партиям удвоится. И, конечно же, вы будете постоянно забывать новые правила. Что отличает хорошую промку от плохой? Давайте разберёмся.
Идеальное промо-дополнение должно не просто вписываться в игру, но и добавлять к ней что-то новое, ранее правилами не предусмотренное. Возьмём популярные игры от Days of Wonder. Промки для «7 чудес» — пример скучный. Родился у автора сын, вот про это и новая карта. Leaders для «Маленького мира» — ещё хуже. Да, есть новые жетоны для каждой расы, которые отличаются по форме от остальных и учитываются при подсчёте очков, — но сама игра не меняется, только считать приходится больше (ну и народцам с малым количеством жетонов становится чуть легче).
А вот Necromancer’s Island для той же игры — редкий пример отличного промо-дополнения. Оно добавляет в игру шестого игрока, ему выдаётся башня посреди центрального озера и армия призраков, растущая из хода в ход. Чем активнее сражаются друг с другом остальные, тем больше у некроманта неприкаянных душ. Если все призраки из комплекта окажутся в игре, она заканчивается досрочно. Если соперники у некроманта осторожные, всё ещё можно выиграть по монеткам. Дополнение выпускали дважды, в 2010-м и 2013-м, и распространяли бесплатно, но даже сейчас его можно купить с рук по вменяемой цене в районе $10–20.
Промки позволяют добавить в игру юмора или привнести элементы, которые в основной версии смотрелись бы слишком дико. К достаточно сложному кооперативу Ghost Stories выходили дополнительные карты инкарнаций Ву-Фенга — по сюжету их нужно изгонять обратно на тот свет. Всё бы ничего, только эти инкарнации вводили в игру звёзд боевиков девяностых! Из Стивена Сигала, Брюса Ли и Чака Норриса получились отличные «боссы». Актёры активно нарушали неписаные законы игры, били своих, чтоб чужие боялись, и перед смертью успевали раздать автографы.
Но всех затмил Жан-Клод Ван Дамм. Его шпагат невероятно крут: ноги актёра занимают сразу две клетки и считаются отдельными существами! Причём правая сильнее — не правда ли, логично?
Ещё более крутой подарок любителям фантастики подготовили авторы игры Colt Express. В евро-вестерн про ограбление поезда добавили… машину времени из «Назад в будущее 3». Как и вагончики оригинала, DeLorean в дополнении трёхмерный, собирается из плотного картона. Вовремя спрыгнув на машину, ваши бандиты смогут появиться в следующем раунде в любом вагоне поезда, ограбить его и устроить там заварушку.
Промо-комплект для Ghost Stories со всеми звёздами выходил в 2014 году, а Time Machine для Colt Express в 2015-м, оба стоят в $10. Для Ghost Stories также выпускался промо-тайл, позволяющий просматривать призраков из колоды, — очень ценная способность.
Иногда, в целях маркетинга, выпускают дополнение сразу для нескольких игр. Creatures Crossover для «Киклад» и Kemet позволяет использовать миниатюры одной игры в другой и наоборот. Теперь в Древней Греции может появиться египетская мумия (воскрешает убитых солдат противника на вашей стороне) или боевой слон (улучшает броски кубиков). Минотавр и Медуза, в свою очередь, отправляются в долину Нила, защищать отряды и разрушать оборону противника соответственно.
Это не уникальный случай — есть другой, относительно свежий пример: Corinthia для Conan и Mythic Battles: The Pantheon. Комплект заменяет жетоны деревенских жителей на миниатюры и добавляет нового монстра — летучую обезьяну. Многочисленные наборы карт для «Манчкина» увеличивают размеры колод сразу в нескольких коробках за раз. Часто их выпускают к праздникам — ко Дню святого Валентина, например.
Если игра очень популярна, прозорливый издатель рано или поздно выпустит для неё официальную коробку, в которой помещается всё-всё-всё, и, конечно, добавит ещё карту-другую. В The Big Geeky Box для «Замеса» входил специальный промо-набор от программы TableTop Уилла Уитона. Можно поступить и проще, как это сделали Cool Mini Or Not, выпустив в 2016 году 11 карт для разных версий «Зомбицида» и других своих игр в одном наборе.
Бывает даже так, что наборы промок распространяет не издатель, а стороннее лицо. Коллектив популярного блога DiceTower собирает деньги краудфандингом, и в числе наград на Kickstarter можно выбрать комплекты дополнений сразу к нескольким играм, выпущенным на этой площадке.
Промо-карты для ККИ и не только часто выдают за участие в турнирах и покупку сопутствующей продукции. В «Мир фантастики» несколько раз вкладывали промки для «Берсерка». Хуже, когда на картах с ограниченных тиражом строятся популярные колоды. Были в «Берсерке» такие невероятно крутые ребята, как Змей хаоса и Узник памяти. Хорошо, что клубы они терроризировали недолго, и их запретили использовать.
В Magic: The Gathering для новичков предусмотрены целые мини-колоды, непригодные для игры на турнирах (разве что земли всегда будут кстати), но представление о процессе они дают. В Android: Netrunner промо-карты, казалось бы, необязательны — состав наборов фиксированный, отдельно распространяются только версии с другими иллюстрациями. Но посмотрите на них и на карты базового сета. Насколько же лучше выглядит Кейт Маккефри в исполнении Виктории Гавриленко! В последующих играх, например в Mainframe, издатель использовал более удачное изображение хакерши.
Если нет желания придумывать интересные механики, надо привлекать покупателя эксклюзивностью. Infernal Die (альтернативный кубик проклятья) для всё тех же Ghost Stories шёл в нагрузку к ограниченному тиражу дополнения Black Secret, которое выпустили всего в 666 экземпляров, специально для выставки в Эссене в 2011 году. Ничего интересного он не добавлял, просто использовал механики нового допа активнее старого кубика: вызывал скелетов и двигал демонов.
Рисунок цветными мелками на внутренней стороне коробки художник Пьеро оставлял бесплатно. Но это ещё ничего! Все рекорды эксклюзивности побил Ричард Гарфилд. В 2012 году всё в том же Эссене он провёл необычную автограф-сессию для поклонников игры «Повелитель Токио». В подарок терпеливым поклонникам достались карты Garfield’s Gift с текстом, уникальным для каждого экземпляра. Точное число карт никто не считал, на ВoardGameGeek отмечено около 350 копий.
В этой колонке перечислены преимущественно оригинальные промо-дополнения. Чаще это просто карты, тайлы и фигурки, вырезанные из основной игры ради выгоды. Промки редко тестируются на совместимость с базовой игрой. Pulsar для Eclipse и Necromancer’s Island для Small World — примеры того, как можно минимумом компонентов добавить в игру новую грань. Бесконечные тайлы для «Каркассона» — явление другого порядка, разрушающее стройный баланс базовой игры. Но всё хорошо, что достаётся даром.
Радует, что всё чаще локализаторы стараются включать маленькие, но редкие расширения в состав основной коробки. К «Спартаку» прилагались дополнительные гладиаторы, к «Покорению Марса» — пингвины и маленький астероид, дополнение к «Кубарем по галактике» включало тайл «Мир амбиций». Не старайтесь гнаться за промками, чтобы получить полную коллекцию любимой игры. Почти наверняка вы не будете использовать большинство из них.